Сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции.
Наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый).
Динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое.
Надежность — способность системы управления выполнять заданные функции при определенных
условиях протекания процесса.
Устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внутренние и внешние возмущения.
Этапы непрерывного управленческого процесса:
Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает решение двух задач:
1) определение содержания обратной связи— выделение совокупности контролируемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории обучения, которая принимается за базу при составлении обучающих программ;
2) определение частоты обратной связи.
ТЕМА 1.3 Психология управления как наука
Предмет психологии управления: личность руководителя и психологическое содержание управленческой деятельности. Основные проблемы психологии управления.
Психология управления в системе психологически наук. Психология управления и социальная психология. Психология управления и организационная психология.
Методы психологии управления. Управленческое консультирование. Активные методы обучения в психологии управления.
Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных структурах.
Термин «организационная психология» стал активно использоваться в 80-е гг. XX в., чтобы обозначить совокупность тех проблем организаций, для решения которых полезно научно-психологическое знание. Организационная психология охватывает три уровня проблем:
1) личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда);
2) проблемы группового труда (традиционная тематика прикладной социальной психологии);
3) проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функционирования).
Для обозначения проблем, касающихся работы отдельных работников или групповых видов труда, в США используется также термин «организационное поведение». На русский язык переведены основательные учебные пособия для студентов экономических вузов с таким названием.
Современный менеджмент уже неотделим от прикладной психологии. Психологические знания используются для объяснения экономических явлений, в прогнозировании важных для бизнеса событий, при проектировании форм организации труда и эффективных способов управления трудом и производством. Необходимо отметить, что появление новых концепций научного менеджмента не приводило к полной отмене достижений предыдущих этапов развития. Обозначенные ранее проблемы, требовавшие привлечения психологов, остаются актуальными и по сей день. Другое дело, каковы теоретические подходы к их изучению, методы исследования, какие акценты ставят ученые, изучая и оптимизируя частный фрагмент труда, производственной организации.
Методы исследований:
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений различных людей о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах.
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по предметам совместной деятельности людей и практическим результатам, в которых воплощаются их творческие силы и способности.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Социометрия — метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 358.