Отличительные черты управления учебным процессом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции.

Наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый).

Динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое.

Надежность — способность системы управления выполнять заданные функ­ции при определенных

условиях протекания процесса.

Устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмот­ря на различные внутренние и внешние возмущения.

Этапы непрерывного управленческого процесса:

    1. цель
    2. действие
    3. результат
    4. новая цель

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении опре­деленных требований:

  1. формирование целей обучения;
  2. установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;
  3. разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;
  4. получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);
  5. переработка цнформации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предпола­гает решение двух задач:

1) определение содержания обратной связи— выделение совокупности контроли­руемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории обучения, которая принимается за базу при составлении обучающих программ;

2) определение частоты обратной связи.

ТЕМА 1.3 Психология управления как наука

Предмет психологии управления: личность руководителя и психологическое содержание управленческой деятельности. Основные проблемы психологии управления.

Психология управления в системе психологически наук. Психология управления и социальная психология. Психология управления и организационная психология.

Методы психологии управления. Управленческое консультирование. Активные методы обучения в психологии управления.

Психология управления — одна из важнейших отраслей современной соци­альной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных структурах.

Термин «организационная психология» стал активно исполь­зоваться в 80-е гг. XX в., чтобы обозначить совокупность тех про­блем организаций, для решения которых полезно научно-психо­логическое знание. Организационная психология охватывает три уровня проблем:

1) личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда);

2) проблемы группового труда (традиционная тематика при­кладной социальной психологии);

3) проблемы организации в целом (ее проектирование, разви­тие, диагностика состояния и способы оптимизации функциони­рования).

Для обозначения проблем, касающихся работы отдельных ра­ботников или групповых видов труда, в США используется также термин «организационное поведение». На русский язык переведе­ны основательные учебные пособия для студентов экономических вузов с таким названием.

Современный менеджмент уже неотделим от прикладной пси­хологии. Психологические знания используются для объяснения экономических явлений, в прогнозировании важных для бизнеса событий, при проектировании форм организации труда и эффек­тивных способов управления трудом и производством. Необходи­мо отметить, что появление новых концепций научного менедж­мента не приводило к полной отмене достижений предыдущих этапов развития. Обозначенные ранее проблемы, требовавшие привлечения психологов, остаются актуальными и по сей день. Другое дело, каковы теоретические подходы к их изучению, методы исследования, какие акценты ставят ученые, изучая и оптими­зируя частный фрагмент труда, производственной организации.

 

Методы исследований:

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных усло­виях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и на­учным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный харак­тер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблю­дение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших усло­вий для изучения конкретных социально-психологических явлений и про­цессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специаль­но организованных условиях, а действия испытуемых определяются инст­рукцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые соци­ально-психологические явления; формирующим — в процессе которого раз­виваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­ние и анализ мнений различных людей о тех или иных социально-психоло­гических явлениях и процессах.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изуче­ния социально-психологических явлений по предметам совместной деятель­ности людей и практическим результатам, в которых воплощаются их твор­ческие силы и способности.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда во­просы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в фор­ме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испы­туемыми.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии используемый для диаг­ностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяю­щий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в ма­лых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотноше­ний; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с по­следующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 358.