ТЕМА 2.1 Эффективность руководства
Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.
Непсихологические показатели успешности деятельности руководителя: действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность.
Психологические критерии эффективности руководства: качество трудовой жизни (психологический климат в коллективе, мотивация членов коллектива), авторитет руководителя, самооценка коллектива.
Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).
В качестве конкретных предпосылок эффективностиуправленческой деятельности выступают:
♦ специфика ориентации руководителя на реализацию своих внутренних и чужих (извне заданных задач), отражающаяся в стратегиях подбора деловых партнеров, способах и стилях управления;
♦ характер ориентации руководителя на внешние нормы и внутренние ценности, определяющий как реализуемую им собственную стратегию управления, так и внешне воспринимаемое поведение;
♦ индивидуальная психологическая дистанция по отношению к деловым партнерам, которая отражает характеристики смыслового пространства субъекта управления, определяя специфику его возможного поведения в управленческой команде, характер взаимодействия с партнерами и подчиненными;
♦ субъективная модель управленческой деятельности и устойчивые особенности поведения руководителя, отражающие его представления о задачах и целях управления.
ТЕМА 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
Схема М. Шоу описания личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности.
Биографические характеристики: пол, возраст, социально-экономический статус, образование.
Общие способности руководителя. Интеллект как фактор эффективности. Роль практической составляющей интеллекта руководителя.
Специальные (управленческие) способности руководителя: японские и финские исследования, концепция ограничений Френсиса и Вудкока, понятие организаторских способностей в школе Л.И. Уманского.
Черты личности эффективного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, креативность, ответственность, стремление к достижению, общительность.
С. А. Маничев выделил три класса требований к менеджеру: квалификационные, организационные и функциональные.
Квалификационные требования. К ним относятся уровень подготовки (продолжительность и качество обучения), опыт и стаж работы на управленческих должностях, стаж работы в организации и т. п.
По существу, эти требования являются требованиями к стадиям карьерного цикла. К первой стадии карьерного цикла относятся завершение профессиональной подготовки, вхождение в профессию, минимальный практический опыт, минимальная социализация в организации. Ко второй стадии карьерного цикла относится период включения менеджера в структуру интерперсональных отношений в организации, когда приходит успех в руководстве персоналом организации. Поведенческие проявления этой линии карьеры обеспечиваются сочетанием коммуникативных и мотивационных качеств менеджера. Третья стадия карьеры — становление менеджера как специалиста в некоторой предметной области. Характеризует способность и степень его участия в решении конкретных профессиональных проблем. Развитие менеджера на этой стадии карьеры определяется в основном уровнем его интеллектуальных качеств.
2. Организационные требования определяются прежде всего типом и стадией развития организации. На уровне организационных целей предметом анализа являются миссия, цели, стратегия развития и изменений в организации. Это в свою очередь предъявляет специфические требования к концептуальной работе менеджера (умение прогнозировать и предвидеть результаты деятельности, находить альтернативные решения проблем, связанных с изменением организации и т. п.).
3. Функциональные требования содержат описание ключевых задач, функций и соответствующих им черт поведения и личности как требований к менеджеру. Анализ деятельности проводится в такой последовательности: ключевые цели - задачи - функции — черты поведения—лежащие в их основе личностные особенности менеджера. При этом традиционно выделяются: высшее звено управления (уровень стратегических целей организации), среднее звено (цели тактического характера), низшее звено (исполнительские цели).
Описанные выше профессионально важные личностные и деловые качества социально обусловлены, они формируются у деловых людей в процессе воспитания и выполнения самой предпринимательской деятельности
ТЕМА 2.3 Стиль руководства
Понятие стиля руководства. Стиль как фактор эффективности руководства. Теоретические модели стиля руководства. Традиционная трехчленная стилевая модель. Ситуационная модель Ф. Фидлера. Подход Р. Лайкерта: руководитель, ориентированный на человека или на задачу. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона.
Современные представления об эффективном стиле руководства: адаптивный подход, партисипативный стиль руководства. Основные черты партисипативного стиля. Сущность партисипативности – привлечение к организации управления. Ограничения в использовании партисипативного стиля руководства.
Стиль общения руководителя— выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллектуальной и коммуникативных сторон личности, общую культуру, нравственность и психологический такт.
Будучи формой передачи руководящих воздействий, стиль общения руководителя воплощает его властные полномочия по отношению к подчиненным.
Успешность руководства, взаимоотношения в коллективе, авторитет руководителя находится в прямой зависимости от эффективности его стиля общения.
К уровням стиля общения руководителя относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; ситуативный — детерминирует возможности выбора способов общения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим.
Различаются форма стиля общения и его структура. Под формой понимается совокупность особенностей поведения в ситуации. Структура стиля — это устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля.
Стиль управления — устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные управленческой деятельности стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это — авторитарное управление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению.
Демократичное управление — руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказательствами.
Либеральное (пассивное) управление — низкий уровень требований к подчиненным, при котором главные способы влияния на них выступаю просьба, информация.
Демократический стиль управления, справедливое отношение к подчиненным способствуют формированию у них доброжелательности, готовности к сопереживанию и взаимной поддержке. Авторитарный стиль, грубость, пренебрежение достоинством людей порождают безразличие, безнравственность, жестокость.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 290.