Американский футуролог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1980) в истории цивилизации выделил три революционные эпохи по принципу преобразования социально-экономических изменений вслед за освоением новых технологий (Классики менеджмента..., с. 786). Первая мировая технологическая революция, по его мнению, была связана с освоением земледелия (на основе технологий производства бронзы, а затем железоделательного промысла). Это произошло примерно 10 тысячелетий тому назад. Вторая промышленная революция началась в XVII в., и сегодня мы живем в обществе, где ее «энергия», по Тоффлеру, постепенно ослабевает. Общество конца XX—начала XXI в. называют постиндустриальным. В 80-е гг. XX в. стала набирать силу «третья волна» технологической революции — использование информационных технологий. Компьютеры, телекоммуникации, электронные информационные базы данных и информационные сети сегодня преобразуют широкий круг профессий. Ускоряются процессы дифференциации и интеграции в области труда. Все это приводит к росту неопределенности в обществе, стиранию границ профессиональных ролей, необходимости постоянного дообучения, переобучения, усилению проявлений страха, тревожности больших групп людей, оказавшихся неготовыми к таким динамичным изменениям. Ученые (Эрик Трист, Уильям Старбук, Питер Сенж, Реймонд Майлз, Чарльз Сноу идр.), исследовавшие типы организаций в их взаимосвязях с внешней средой, пришли к выводу, что выживаемость организаций в высокоизменчивой (турбулентной) среде становится возможной лишь благодаря высокому профессионализму и гибкости персонала. Сохранятся и останутся конкурентоспособными лишь самоорганизующиеся, постоянно обучающиеся организации.
В последние годы особый интерес вызывают исследования, посвященные познавательным процессам людей, их мышлению, рефлексии, интуиции. Так, американский психолог Питер Сенж уделяет серьезное внимание исследованиям и развитию системного мышления. При чем речь идет в первую очередь менеджерах высшего уровня (топ-менеджерах), так как именно они становятся ключевыми фигурами успешного развития предприятий. В этой связи понятно бурное развитие психологии управления, или психологии труда менеджеров (руководителей, администраторов, начальников).
исследуются также общие вопросы, например проектирование и оптимизация выполнения управленческих функций в организации, при этом речь идет не только о деятельности конкретных менеджеров, но и об организационно-структурном обеспечении этих функций. Если иметь в виду задачи такого рода, то психология управления оказывается, на наш взгляд, тождественной организационной психологии, различия между этими названиями становятся чисто внешними, вкусовыми.
Разработкой проблемы управления занимаются различные отрасли знаний: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика (от греч. — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных (человеко-машинных) системах.
Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.
Управление — комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах управления — социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации.
Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей).
Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности, выражающиеся в использовании гибкости человеческого ума, разнообразных знаний людей, своеобразия их памяти и волевых качеств, специфики межличностных отношений.
Цель управления — желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления.
Основной целью управления является заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему. Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руководителей и руководящих структур.
Наличие и содержание цели детерминируют существование системы управления, которая функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Отсутствие общей цели препятствует формированию системы управления, или она функционирует какое-то время вхолостую, побуждаемая какими-либо неадекватными задачами.
Задачи управления — это постановка конкретных вопросов, подлежащих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.
Социальная система управления — это система управления, в которой присутствуют «субъект-субъектные» («человек —человек») отношения.
Субъект управления — это структурно-обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.
Объект управления — это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Функция управления. Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают конкретные направления деятельности и которые подразделяются на:
♦ целевые, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т. д.;
♦ организационные, назначение которых состоит в использовании оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур;
♦ материально-технического обеспечения, посредством которой руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;
♦ экономико-финансовую, которая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной 'задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений;
♦ учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т. е. количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов;
♦ социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты;
♦ мотивации, направленную на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.
Управленческие отношения. В процессе осуществления функций управления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, которые выступают как процесс общественных действий участников управления, в ходе которого удовлетворяются как их общие, так и особые интересы.
Основой формирования управленческих отношений служат цели и функции управления.
Социальная (сложная) система управления всегда делится на две основные подсистемы: управляющую (субъект управления, руководство) и управляемую (объект управления, исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами (см. схему).
Общие принципы управления). Принципы управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
К наиболее общим из них относятся следующие принципы:
♦ социальной направленности, отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп;
♦ законности, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;
♦ объективности, требующий знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;
♦ системности, который предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;
♦ комплексности, заключающийся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические;
♦ гласности, обеспечивающий доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и включающий правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации;
♦ соединения единоначалия и коллегиальности, отражающий в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномочий — единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.
Выступая субъектом управленческой деятельности, руководитель может по-разному проявлять свою индивидуальность в каждом из ее компонентов. Все зависит от того, свое ли его дело или не свое.
При этом цель его управленческой деятельности, система его мотивов, сам смысл управленческой деятельности могут быть весьма различны и по-разному соотносятся с целями всех членов возглавляемой им организации. И опять все зависит от того, свое ли это дело или не свое.
То же самое касается задач, поставленных перед руководителем, различных управленческих функций, которые могут иметь неодинаковое место в системе его мировосприятия.
Руководитель соотносит себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни (прежде всего, конечно, профессиональных), ее явных и скрытых принципов и механизмов, определяя свою стратегию поведения в них, принимая ее как свою собственную или как обязанность.
Включаясь в ту или иную организационную систему и занимая в ней ту или иную ключевую управленческую позицию, обеспечивающую определенный уровень влияния на саму эту систему, руководитель как субъект собственной внутренней активности не только приспосабливается к этой системе, автоматически принимая ее цели и задачи, адаптируясь к ней, но будучи субъектом деятельности, активно приспосабливает окружающую организационную среду к себе, подчиняет ее решению своих собственных задач (см. схему).
В единстве этих внешних (объективных) и внутренних (субъективных) обстоятельств и осуществляется реальная управленческая деятельность, одно из существенных отличий которой от других видов деятельности заключается в возможности использования для ее выполнения особого ресурса — не только своей собственной активности, но и усилий других людей, более того — поиска и подбора исполнителей в коллективе для решения различного рода организационных задач.
ТЕМА 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
Сущность управленческой деятельности, трудности ее изучения.
Психологические и непсихологические подходы к исследованию управленческой деятельности. Способы описания управленческой деятельности: микроанализ, «эмпирический» анализ, подход с позиции психологической теории деятельности, ролевой подход, нормативный подход.
Функциональный анализ управленческой деятельности как наиболее адекватный способ раскрытия ее содержания. Система основных управленческих функций.
Деятельностно-административные функции – целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция.
Кадровые функции – управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.
Производственно-технологические функции – оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая.
Синтетические функции – интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.
Классное руководство как вид управленческой деятельности.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 548.