Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский футуролог Элвин Тоффлер в книге «Третья вол­на» (1980) в истории цивилизации выделил три революционные эпохи по принципу преобразования социально-экономических изменений вслед за освоением новых технологий (Классики ме­неджмента..., с. 786). Первая мировая технологическая революция, по его мнению, была связана с освоением земледелия (на основе технологий производства бронзы, а затем железоделательного промысла). Это произошло примерно 10 тысячелетий тому назад. Вторая промышленная революция началась в XVII в., и сегодня мы живем в обществе, где ее «энергия», по Тоффлеру, постепен­но ослабевает. Общество конца XX—начала XXI в. называют пост­индустриальным. В 80-е гг. XX в. стала набирать силу «третья волна» технологической революции — использование информационных технологий. Компьютеры, телекоммуникации, электронные ин­формационные базы данных и информационные сети сегодня пре­образуют широкий круг профессий. Ускоряются процессы диффе­ренциации и интеграции в области труда. Все это приводит к ро­сту неопределенности в обществе, стиранию границ профессио­нальных ролей, необходимости постоянного дообучения, пере­обучения, усилению проявлений страха, тревожности больших групп людей, оказавшихся неготовыми к таким динамичным из­менениям. Ученые (Эрик Трист, Уильям Старбук, Питер Сенж, Реймонд Майлз, Чарльз Сноу идр.), исследовавшие типы орга­низаций в их взаимосвязях с внешней средой, пришли к выводу, что выживаемость организаций в высокоизменчивой (турбулент­ной) среде становится возможной лишь благодаря высокому про­фессионализму и гибкости персонала. Сохранятся и останутся конкурентоспособными лишь самоорганизующиеся, постоянно обучающиеся организации.

В последние годы особый интерес вызывают исследования, посвященные познавательным процессам людей, их мышлению, рефлексии, интуиции. Так, американский психолог Питер Сенж уделяет серьезное внимание исследованиям и развитию систем­ного мышления. При чем речь идет в первую очередь менеджерах высшего уровня (топ-менеджерах), так как именно они становят­ся ключевыми фигурами успешного развития предприятий. В этой связи понятно бурное развитие психологии управления, или пси­хологии труда менеджеров (руководителей, администраторов, начальников).

исследуются также общие вопросы, например проектирование и оптимизация выполнения управленческих функций в организа­ции, при этом речь идет не только о деятельности конкретных менеджеров, но и об организационно-структурном обеспечении этих функций. Если иметь в виду задачи такого рода, то психоло­гия управления оказывается, на наш взгляд, тождественной орга­низационной психологии, различия между этими названиями ста­новятся чисто внешними, вкусовыми.

Разработкой проблемы управления занимаются различные отрасли зна­ний: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая теория управления начала раз­рабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика (от греч. искусство управления) — наука об управлении, связи и пере­работке информации в биологических, технических и комплексных (челове­ко-машинных) системах.

Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая дея­тельность людей для достижения определенных результатов.

Управление — комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качествен­ной специфики, усовершенствования и развития.

Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динами­ческих системах управления — социальных, психологических, биологиче­ских, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации.

Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умствен­ных представлений или материализованных схем, планов) модели управ­ляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей).

Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои спе­цифические особенности, выражающиеся в использовании гибкости чело­веческого ума, разнообразных знаний людей, своеобразия их памяти и воле­вых качеств, специфики межличностных отношений.

Цель управления — желаемый результат, который должен быть полу­чен после осуществления действий управления.

Основной целью управления является заранее обозначенное, запрограм­мированное состояние системы, достижение которого в процессе управле­ния позволяет решить нужную проблему. Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности управленческой деятельности ру­ководителей и руководящих структур.

Наличие и содержание цели детерминируют существование системы управ­ления, которая функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Отсутствие общей цели препятствует фор­мированию системы управления, или она функционирует какое-то время вхо­лостую, побуждаемая какими-либо неадекватными задачами.

Задачи управления — это постановка конкретных вопросов, подлежа­щих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.

Социальная система управления — это система управления, в которой присутствуют «субъект-субъектные» («человек —человек») отношения.

Субъект управления — это структурно-обозначенные объединения лю­дей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

Объект управления — это отдельные люди или группы, на которые на­правлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъ­екта управления.

Функция управления. Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают конкретные направления деятельности и которые подразделяются на:

целевые, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т. д.;

организационные, назначение которых состоит в использовании опти­мальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализа­ции целей существования системы управления, обеспечения жизнедея­тельности всех ее подструктур;

материально-технического обеспечения, посредством которой руково­дитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;

экономико-финансовую, которая позволяет руководителю своевремен­но определять реальную стоимость для его организации при осуществле­нии поставленной 'задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспече­нию своих подразделений;

учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, со­хранения и обработки данных учета, т. е. количественной обработке, ре­гистрации и систематизации информации о деятельности системы, о вы­полнении управленческих решений, о количественном наличии финан­сов и материальных ресурсов;

социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обуслов­лены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной за­щиты;

мотивации, направленную на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.

Управленческие отношения. В процессе осуществления функций управ­ления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, ко­торые выступают как процесс общественных действий участников управле­ния, в ходе которого удовлетворяются как их общие, так и особые интересы.

Основой формирования управленческих отношений служат цели и функ­ции управления.

Социальная (сложная) система управления всегда делится на две основные подсистемы: управляющую (субъект управления, руководство) и управляе­мую (объект управления, исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им под­системами (см. схему).

Общие принципы управления). Принципы управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых ор­ганизуется процесс управления, научно обоснованная организация управ­ленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.

К наиболее общим из них относятся следующие принципы:

социальной направленности, отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих реше­ний учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп;

законности, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управ­ления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;

объективности, требующий знания и учета объективных закономерно­стей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;

системности, который предполагает, что субъект управления при выбо­ре способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;

комплексности, заключающийся в том, что в каждом сложном акте управ­ления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, эконо­мические, социальные, идеологические, психологические, организаци­онные, политические;

гласности, обеспечивающий доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии ре­шений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и включающий правдивую, своевременную и широкую информа­цию о действительном положении дел в организации;

соединения единоначалия и коллегиальности, отражающий в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномо­чий — единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность вы­ступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.

Выступая субъектом управленческой деятельности, руководитель может по-разному проявлять свою индивидуальность в каждом из ее компонентов. Все зависит от того, свое ли его дело или не свое.

При этом цель его управленческой деятельности, система его мотивов, сам смысл управленческой деятельности могут быть весьма различны и по-разному соотносятся с целями всех членов возглавляемой им организации. И опять все зависит от того, свое ли это дело или не свое.

То же самое касается задач, поставленных перед руководителем, различ­ных управленческих функций, которые могут иметь неодинаковое место в системе его мировосприятия.

Руководитель соотносит себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни (прежде всего, конечно, профессиональных), ее явных и скрытых принципов и механизмов, определяя свою стратегию поведения в них, принимая ее как свою собственную или как обязанность.

Включаясь в ту или иную организационную систему и занимая в ней ту или иную ключевую управленческую позицию, обеспечивающую опреде­ленный уровень влияния на саму эту систему, руководитель как субъект собственной внутренней активности не только приспосабливается к этой системе, автоматически принимая ее цели и задачи, адаптируясь к ней, но будучи субъектом деятельности, активно приспосабливает окружающую ор­ганизационную среду к себе, подчиняет ее решению своих собственных за­дач (см. схему).

В единстве этих внешних (объективных) и внутренних (субъективных) обстоятельств и осуществляется реальная управленческая деятельность, од­но из существенных отличий которой от других видов деятельности заклю­чается в возможности использования для ее выполнения особого ресурса — не только своей собственной активности, но и усилий других людей, более того — поиска и подбора исполнителей в коллективе для решения различно­го рода организационных задач.

ТЕМА 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности

Сущность управленческой деятельности, трудности ее изучения.

Психологические и непсихологические подходы к исследованию управленческой деятельности. Способы описания управленческой деятельности: микроанализ, «эмпирический» анализ, подход с позиции психологической теории деятельности, ролевой подход, нормативный подход.

Функциональный анализ управленческой деятельности как наиболее адекватный способ раскрытия ее содержания. Система основных управленческих функций.

Деятельностно-административные функции – целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция.

Кадровые функции – управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.

Производственно-технологические функции – оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая.

Синтетические функции – интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Классное руководство как вид управленческой деятельности.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 548.