Понятие современности применительно к развитию философии используется достаточно широко. Современными мы называем направления, оформившиеся в первой половине XX в. и имевшие даже более раннюю предысторию – во второй половине XIX в. Они современны в силу того, что определившие их идеи и породившие их социально-политические условия актуальны до сих пор и имеют общие отличия от идей и предпосылок классической философии.
Для классической философии были характерны
представление о философии как «науке наук» – универсальной области знания, в которой систематизируются, обобщаются и синтезируются результаты всех остальных наук;
представление о результате философского исследования как «системе Природы» – целостном представлении о реальности, в котором согласованы и построены по единым правилам все разделы. Типично для классической философии выведение из законов природы законов общества, а из них – индивидуальной морали;
рациональное построение, основанное на стандартной логике.
В конце XIX в. и в начале XX в. формируется сразу несколько философских течений, которые отличаются от классических новыми способами постановки проблем и новым пониманием места философии в системе духовной культуры.
Поворот от классической к современной философии – это комплекс изменений, важнейшие из которых следующие:
изменение отношений между философией и остальными науками;
изменение понимания предмета философии, ее задач, направленности и целей философского исследования;
переход к новым способам рассуждения, выходящим за пределы традиционного представления о рациональности;
переоценка глобальных социальных ценностей и утрата веры в их безусловно позитивный и всеобщий характер.
Все философские направления, которые будут рассмотрены ниже, отличает также сознательная и явная критика прежней философии, дистанцирование от нее.
Аналитическая философия
Аналитическая философия рассматривает познание и берет для изучения язык как главный инструмент познания. Язык при этом определяется широко – как любая знаковая система: естественный язык, язык математических символов, терминологические системы в различных областях и т. п. При таком понимании языка, очевидно, что познание может существовать только в знаковой форме. Главная идея аналитической философии: язык – не просто средство выражения мысли, он имеет определенную, заложенную в нем самом, внутреннюю организацию. Язык предопределяет наше видение реальности, в которой мы живем, и в некотором смысле сам формирует эту реальность.
Представители аналитической философии: Бертран Рассел (1872 – 1970), Готтлоб Фреге (1848 – 1925), Джордж Мур (1873 – 1958), Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951), Морис Шлик (1882 – 1936), Альфред Айер (1910 – 1989), Джон Остин (1911 – 1960) и др.
В развитии аналитической философии можно выделить следующие периоды:
программный («романтический», по А. Ф. Грязнову), когда определяются базовые принципы. Главные деятели – Г. Фреге, Б. Рассел, Д. Мур, Л. Витгенштейн;
логический анализ. Исследования языка носят нормативный характер (как должно быть), цель – создание идеального логического языка. Объектом изучения является главным образом язык науки, особенно математики. Главные деятели – Б. Рассел, «Венский кружок» (М. Шлик и др.), А. Айер;
лингвистический анализ. Признается, что идеальный язык невозможно создать. Исследования языка становятся дескриптивными (изучается такой, какой есть, реальное функционирование). Главным объектом изучения становится естественный язык, обыденное словоупотребление. Главные деятели – поздний Л. Витгенштейн, Д. Остин.
Выделяется также постаналитический период (уже не в рамках аналитической философии). Это позднейшие работы, написанные в русле аналитической традиции, с учетом опыта аналитической философии или под ее влиянием, во второй половине ХХ – начале ХХI в. – концепция лингвистической относительности, концепция онтологической относительности, постпозитивистская философия науки.
Основные принципы аналитической философии. По оценке представителей аналитической философии, большинство проблем, которые решала прежняя философия, были неправильно поставлены. Это все были проблемы с неясным смыслом, с использованием неясных терминов, с результатами, которые никак нельзя проверить на практике и которые на практику все равно никак не влияют. Л. Витгенштейн: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны». Осмысленное предложение должно указывать на то, что в реальности ему соответствует. Многие метафизические высказывания не таковы, например: «Материя первична».
На самом деле философия – вообще не учение с самостоятельным содержанием, а методология (как логика). Б. Рассел: философия может и должна выдвигать гипотезы относительно универсума, которые наука пока не в состоянии выстроить или опровергнуть, но главная ее задача не в этом. «По-моему, самая важная часть заключается в критике и прояснении понятий».
Л. Витгенштейн анализировал практику употребления слов в обыденном языке и предложил для ее описания теории семейного сходства и языковых игр. Как он пишет, «накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент...». В семье отец и сын похожи в чем-то одном, внук и бабушка в другом, есть яркие фамильные черты и т. п. Каждый из представителей семейства не во всем похож на любого из других, но их принадлежность к некому целому демонстрирует многообразие существующих между ними сходств. По мысли Л. Витгенштейна, так же накладываются и переплетаются различные значения одного слова (в противовес стандартной логической концепции единого содержания, закрепленного в определении). Одно слово может использоваться в различных системах словоупотребления, как мяч в разных спортивных играх, и тогда его значения определяются правилами этих игр.
Герменевтика
Герменевтика – особая наука о понимании (от имени греческого бога Гермеса, передававшего сообщения от богов людям). Герменевтика развилась в ХХ в. в связи с пониманием роли, которую в культуре играют коммуникация – межличностная, межгрупповая, междисциплинарная, межвременная. Коммуникация – это всегда, в сущности, передача сообщений: они должны быть переданы и приняты. Понимание – внутренняя сторона этого процесса, обеспечивающая его возможность: процедура закладывания и реконструкции смысла.
Герменевтика имеет долгую предысторию. Проблема понимания и истолкования текстов, сообщений является объектом философского анализа, начиная с античности. Уже у Аристотеля есть работа «Об истолковании». В средневековой схоластике, а потом с возникновением протестантизма было развито и активно обсуждалось истолкования священных текстов (пантеизм, а затем протестантизм говорит именно о новом их прочтении). Протестанты наметили и важную для современной герменевтики идею: смысл каждой части надо истолковывать исходя из целого. Далее объект герменевтики расширялся. Ф. Шлейермахер (1768 – 1834) рассматривает истолкование не только библейского, а любого текста, в первую очередь художественного. Он говорит, что для понимания необходимо «суметь, исходя из собственных умонастроений, проникнуть в умонастроение автора». В. Дильтей (1833 – 1911) говорит об истолковании уже не только текста, а жизни, исторического события, личности. Понять человека можно, только вжившись в его мир, сопереживая. Истолкование отдельных жизненных событий, зафиксированных в текстах, – это вживание в духовную жизнь эпохи. Полное понимание невозможно, так как мировоззрение изменяется при переходе от одной эпохи к другой.
Возникновение современной герменевтики формально относится к 1954 г., когда появилась работа итальянского историка Э. Бетти «Герменевтический манифест», но подлинным ее создателем является Ганс Гадамер (1900 – 2002). Другие представители герменевтики: П. Рикёр, М. Хайдеггер (он также философ-экзистенциалист).
Главная работа Г. Гадамера – «Истина и метод» (1960). Характеризуя постановку основной проблемы, Г. Гадамер писал: «Исправление самопонимания исторических наук... оказалось лишь одной исходной точкой, речь шла о том, чтобы обнаружить принципиальную языковость (или соотнесенность с языком) в любом понимании, момент понимания во всяком познании мира и тем самым подтвердить универсальность герменевтики». То есть герменевтика как искусство понимания присутствует в любой науке и в любой человеческой деятельности.
Ключевые понятие герменевтики и смысловые центры рассуждения – понятия интерпретации и герменевтического круга.
Интерпретация – это технология или совокупность приемов выявления и реконструкции смысла. П. Рикёр: «Интерпретировать – значит идти от явного смысла к скрытому».
Понятие герменевтического круга выражает основное противоречие процесса понимания: всякое понимание предполагает некоторое предварительное понимание.
У Ф. Шлейермахера герменевтический круг основан на связи частей и целого: понять общее можно только исходя из частей, но значение каждой части зависит от общего. Если речь идет о понимании текста, то необходимо знать смысл каждого знака; но полный смысл знака определяется лишь в контексте целого, зависит от него; таким образом, происходит не последовательное выяснение смысла отдельных знаков одного за другим, а потом целого как их суммы, а одновременное взаимосвязанное постижение частей и целого.
Философия жизни
Философия жизни как направление, сформировавшееся при переходе от классической к современной философии, является альтернативой чисто рациональным, научно-логическим теориям общества и человека, ограниченность которых в объяснении реальной человеческой жизни уже обнаружилась. Главная идея: жизнь рассматривается как динамичный, многоплановый процесс, который нельзя свести к единому началу, целиком объяснить исходя из общих законов, вообще понять только рационально. Жизнь противопоставляется искусственному, сконструированному; она постигается отчасти интуитивно, через эмоциональное познание.
К философии жизни принадлежат и примыкают А. Шопенгауэр (1788 – 1860); Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Бергсон (1859 – 1941), некоторые теоретики герменевтики (в первую очередь В. Дильтей), некоторые философы-культурологи (в первую очередь О. Шпенглер), экзистенциалисты (хотя в узком смысле философия жизни рассматривается как данная традиция до экзистенциализма), Х. Ортега-и-Гассет.
Исходным пунктом философии Ф. Ницше является понятие «жизнь». Жизнь – это преодоление косности и инертности мертвого вещества, это движение и изменение. Поэтому основная характеристика жизни – воля квласти; воля к власти – это способность ломать установленное, преодолевать преграды, застой, омертвение. Воля к власти – основа жизни и движения вперед в обществе.
Вместе с тем среди людей немного тех, кто обладает волей к власти и нет никого, кто обладал бы ей в полном объеме. Люди веками подчинялись, и среднему человеку теперь присущ скорее инстинкт подчинения. Поэтому люди, способные принимать решения, обладающие волей к власти, – это особая часть общества, элита, духовная аристократия. У некоторых народов и в некоторые периоды этот дух выражен сильнее (римляне, викинги, древние германцы (арии)). Это прообраз того, кем должен быть человек; абсолютное большинство людей не соответствует этому прообразу. Отсюда оценки: «Человек есть нечто, что должно превзойти», «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком; в человеке важно, что он мост, а не цель; в человеке можно любить лишь то, что он – переход и гибель».
Из общей позиции вытекает оценка морали: господствующая мораль – это мораль людей повинующихся, стадная мораль. Поэтому следует признать свободу подлинного аристократа от обычной морали. Стадный человек соразмеряет с ней свое поведение; свободный человек утверждает свое поведение как новую систему ценностей.
И также из общей позиции вытекает отношение к религии. Ф. Ницше резко критикует христианство: это идеология слабых, рабов, которые выдвигают как всеобщие нормы то, что им на пользу: милосердие, сострадание, «падающего поддержи». На самом деле общество в этом не заинтересовано, а для сильных натур такая идеология губительна. «Падающего подтолкни», – говорит Ф. Ницше.
Направления критики философии Ф. Ницше понятны и очевидны: его критикуют за культ сильной личности и вообще силы, за отвержение существующей морали (аморализм). Следует обратить внимание на идею недовольства человека самим собой, стремление преодолеть стадность – зависимость от толпы, от мнения большинства, подняться на новый уровень развития, который не дан «сам собой». Эта идея получит особое развитие в экзистенциализме.
Экзистенциализм
Экзистенциализм как философское направление сложился в Европе после первой мировой войны, отражая новый социальный опыт «потерянного поколения». К экзистенциализму принадлежат Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Карл Ясперс (1883 – 1969), Габриель Марсель (1889 – 1973), Жан-Поль Сартр (1905 – 1970), Альбер Камю (1913 – 1960), Мигель Унамуно (1864 – 1936); кроме того, по существу экзистенциализм развивали, когда еще не было самого названия, Серен Кьеркегор (1813 – 1855), Н. А. Бердяев и Л. Шестов.
Базовые идеи экзистенциализма:
1) существует подлинное и неподлинное бытие человека;
2) cама по себе жизнь в обществе не выводит к достижению подлинного бытия (скорее препятствует);
3) жизнь человека состоится, только если он найдет путь к подлинному бытию;
4) задача философии – помочь найти способ выхода к подлинному бытию.
М. Хайдеггер рассматривает человеческую жизнь как существование на перепутье:
между Богом и животным: с Богом его сближает способность видеть и воспринимать все, за пределами собственных потребностей, с животным – кратковременность жизни. Ей обусловлено эмоциональное, оценочное, заинтересованное отношение к миру, которое М. Хайдеггер назвал заботой;
между прошлым и будущим – оба этих модуса присутствуют в настоящем, в душе человека, он всегда носит их с собой.
Это промежуточное положение человека в мире определяет для него возможность находиться в разных состояниях. Животное слито с миром, Бог стоит над ним, они всегда адекватны; а у человека бытие может быть неподлинным.
Неподлинное бытие М. Хайдеггер связывает более всего с растворением человека в массе, с утратой автономности личности. Главный фактор, сохраняющий неподлинное бытие, – давление MAN. Это «все вместе и никто в отдельности», общественное мнение, общепринятое поведение. MAN навязывает человеку типовые оценки, круг интересов, типовые поступки и в конечном счете – судьбу.
Противоположностью MAN является Zein (бытие) – эмоциональный опыт человечества, надвременная национальная традиция, голос которой (голос рода, крови, предков) звучит в человеке. Пока мы живем под властью MAN, он заглушен, но рано или поздно человек, услышав его, сбрасывает стереотипы повседневности и обращается к по-настоящему глубокому в себе.
Обращает человека к поиску подлинного бытия пограничная ситуация. Это некоторое событие, радикально меняющее взгляд человека на мир и обращающее его к общему пересмотру своей позиции в жизни. Пограничная ситуация может быть как внешней (ситуация встречи со смертью), так и внутренней (ситуация осознания случая). Жизнь перестает быть данностью, превращается в проблему. И человек, например, останавливается посреди борьбы и задает себе вопрос: а так ли уж мне необходимо то, чего я добиваюсь? А может быть, на самом деле мне нужно что-то другое?
Вопрос выводит человека на проблему: как найти то, что нужно именно тебе?
А. Камю предложил стратегию: в конечном счете важно для человека то, за что он может умереть. «Я еще не видел, чтобы кто-то умирал за онтологический аргумент». Это никак не означает призыва к смерти – это критерий для определения главного, ради которого стоит жить и ради чего, возможно, придется переструктурировать свое время и свою деятельность.
Общего ответа – где же подлинное бытие? – экзистенциалисты не нашли и даже не считали, что должен быть такой ответ один для всех. Они наметили общее направление поисков: у М. Хайдеггера это возвращение к национальным традициям, у К. Ясперса – подлинная коммуникация, у М. Унамуно – обретенная вера.
В экзистенциализме выделяются, таким образом, религиозное (С. Кьеркегор, М. Унамуно, Г. Марсель) и атеистическое направления.
Общая линия жизни человека предстает в итоге так: «естественное» = неподлинное бытие – пограничная ситуация – выбор – свобода – самореализация, с одной стороны, и груз общественности, с другой.
Экзистенциалисты развили философское учение о свободе. Свобода оборотной стороной имеет принятие на себя последствий своих действий. Именно поэтому многие люди страшатся свободы и бегут от нее.
Контрольные вопросы
1. Какие философские направления называются современными?
2. Назовите представителей и основные принципы аналитической философии.
3. Что такое герменевтика? Что такое интерпретация и герменевтичес- кий круг?
4. Что Ф. Ницше считает основной характеристикой жизни?
5. Каковы базовые идеи экзистенциализма? Назовите представителей экзистенциализма.
Литература
[1, с. 179 – 184, 190 – 193; 3, с. 680 – 708, 726 – 740, 760 – 773; 4, с. 205 – 208, 241 – 252, 275 – 296; 7, с. 203 – 210, 213 – 221; 11, с. 184 – 205, 217 – 249].
Библиографический список
1. Алексеев П. В. Философия: Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Велби, Проспект, 2004.
2. Алексеев А. П. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / А. П. Алексеев, Л. Е. Яковлева. М.: Велби, Проспект, 2007.
3. Губин В. Д. Философия: Учебник / В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина. М.: Гардарики, 2004.
4. Канке В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие / В. А. Канке. М.: Логос, 2005.
5. Кириленко Г. Г. Философия. Справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: АСТ, 1999.
6. Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие / В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
7. Лавриненко В. Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: Юнити-дана, 2007.
8. Лебедев С. А. Философия науки: Учебное пособие / С. А. Лебедев. М.: Академический проект, 2004.
9. Мартишина Н. И. Введение в историю и философию науки / Н. И. Мартишина / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2003.
10. Мартишина Н. И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие / Н. И. Мартишина, С. П. Исачкин, О. В. Хлебникова / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007.
11. Миронов В. В. Философия: Учебник / В. В. Миронов. М.: Норма, 2005.
12. Налетов И. З. Философия: Учебник / И. З. Налетов. М: Инфра-М, 2007.
13. Спиркин А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2000.
14. Введение в философию: Учебное пособие / И. Т. Фролов, П. П. Гай-денко и др. М.: Республика, 2002.
15. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники / В. Ф. Шаповалов. М.: Гранд-ФАИР, 2004.
Учебное издание
МАРТИШИНА Наталья Ивановна, АГАЛЬЦЕВ Александр Матвеевич,
АРХИПОВ Борис Алексеевич, ТРОФИМОВА Юлия Александровна,
ХЛЕБНИКОВА Ольга Владимировна
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Часть 1
Учебное пособие
Редактор Н. А. Майорова
***
Подписано в печать .09.2009. Формат 60 × 84 1/16.
Плоская печать. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 6,0. Уч.-изд. л. 6,7.
Тираж 500 экз. Заказ .
**
Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа
Типография ОмГУПСа
*
644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Дата: 2016-09-30, просмотров: 182.