Социальная философия, философия истории, антропология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В сфере философской антропологии И. Кант, как и просветители, исходит из понятия природы человека, но вносит важное уточнение: она существует не актуально, а потенциально и полностью реализуется не в индивиде, а в роде.

Имеет аналогию с концепцией Просвещения и идея И. Канта о том, что всем разумным существами без исключения присуща добрая воля – способность понимать нравственные требования и следовать им. Добрая воля конкретизируется в максимах – правилах, которые устанавливает для себя индивид («Я буду…»).

Логическим основанием доброй воли является нравственный закон – общечеловеческое рациональное представление о должном. Это еще одна априорная идея, только в сфере не чистого, теоретического, а практического разума. Нравственный закон выражается в императивах – формулах, выражающих объективное принуждение к определенным поступкам («Следует делать…»).

Добрая воля автономна, т. е. не полностью определяется императивами. Большинство императивов носит гипотетический характер. Существует лишь один категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли (общее правило твоей деятельности) могла стать всеобщим нравственным законом.

Добрая воля автономна также по отношению к внешним условиям и соображениям. И. Кант разграничивает легальные и моральные поступки. Если человек поступает правильно из боязни божьей кары, надежды на вечное блаженство, желания выглядеть героем, политического расчета, симпатии к определенному человеку – это лишь легальный поступок, моральным он будет, если правильное действие совершено только из сознания его правильности.

Философия Л. Фейербаха отличается критической направленностью – Л. Фейербах критикует христианство. «Вера в Бога как в необходимое условие добродетели есть вера в ничтожество добродетели самой по себе». Он критикует концепцию божественной любви как воплощения нравственного идеала: «Бог любит всех людей… лишь тогда и потому, что они христиане или по крайней мере желают и могут быть таковыми», поэтому и «христианин может любить только христианина или того, кто может сделаться христианином». Освобождение от традиционной религиозности Л. Фейербах считает основой свободы человека. Бог, по Л. Фейербаху, – это фантастический образ в сознании людей, который отражает их собственную сущность. Люди создали образ Бога из своих эмоций – негативных (например, страх, невежество) и позитивных (восхищение, благодарность, почитание). Вера в такого трансцендентного Бога вредна; это консервативная сила: она порождает ложные цели (в первую очередь жажду бессмертия) и не позволяет видеть необходимость реальных преобразований. Нужна новая религия, в которой место любви к Богу займет любовь к человеку.

В сфере социальной философии постепенно формируется идея истории человечества как направленного процесса.

Идея закономерной истории намечается у И. Канта, который говорит, что если бы удалось рассмотреть все действия свободной человеческой воли в совокупности, это открыло бы закономерный ее ход. Направленность истории И. Кант видит в постепенном выходе человечества из-под власти природы – и в плане создания материальной культуры, и в плане личностного самоконтроля; перспективой является достижение всеобщего правового гражданского общества. Под правовым гражданским обществом он понимает республику, где все граждане имеют гарантированные политические права, все равны и все подчиняются единым законам.

У И. Фихте основным направлением истории также объявляется развитие свободы, но при этом он видит различные формы свободы (свобода может быть и пустой, а настоящая свобода связывается с разумной социальной организацией). Он выделяет несколько этапов истории: 1) «Эпоха безусловного господства разума через посредство инстинкта» – первичные простейшие формы социальной организации. Это «состояние невинности человеческого рода»; 2) «Разумный инстинкт превращается во внешний принудительный авторитет». Создаются системы мировоззрения, «которые никогда не доходят до последних оснований и потому не могут убеждать, но зато стремятся к принуждению и требуют слепой веры и безусловного подчинения» (речь идет о христианстве). Это «состояние начинающейся греховности»; 3) «Эпоха освобождения, непосредственно – от повелевающего авторитета, косвенно – от господства разумного инстинкта и разума вообще во всякой форме» (речь о Реформации, Просвещении). «Состояние завершенной греховности», «эпоха пустой свободы»; 4) «Эпоха разумной науки, время, когда истина признается высшим и любимым больше всего началом». Это период разумной оценки результатов революций, окончание резких социальных перемен, в результате чего будет достигнут; 5) «Эпоха разумного искусства, когда человечество уверенной и твердой рукой созидает из себя точный отпечаток разума».

Г. Гегель раскрывает внутренний механизм исторических закономерностей. За историей лежит абсолютный дух, который стремится вернуться к самому себе. «Дух не только витает в истории… но действует в ней и составляет ее единственный двигатель». История – это процесс, состоящий из множества отдельных звеньев, значение каждого из которых само по себе неясно, поэтому каждое существенное социальное преобразование «является людям бессознательно в итоге их действий». Хотя люди действуют, руководствуясь своими соображениями и интересами, «в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в их интересе, но не заключено в их сознании и их намерении». Это цель, определенная абсолютным духом. Великие люди – «это те, чьи личные, частные цели заключают в себе… являющееся волей мирового духа». Суть всемирной истории – «прогресс в сознании свободы». Стадии: восточные деспотии – греко-римский мир – германский мир. Поскольку источником развития является всегда противоречие, Г. Гегель считает одним из оснований истории борьбу народов между собой стремление каждого народа установить свою гегемонию. В каждом народе когда-то воплощается абсолютный дух, и он занимает ведущее место в истории, но лишь единожды.

Г. Гегель разрабатывает понятие «гражданское общество», придавая ему новый, более современный смысл: это сфера общественной жизни «между семьей и государством». Гражданское общество основывается на автономии личности, ее самостоятельной ценности, базирующейся на независимости частной собственности. Проявлением гражданского общества являются корпорации как самодеятельные объединения граждан.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое немецкая классическая философия? Назовите представителей немецкой классической философии.

2. Назовите главные результаты немецкой классической философии.

3. Какие общие закономерности развития открывает Г. Гегель?

4. Что, согласно учению И. Канта, является априорными основаниями познания?

5. В чем видит Г. Гегель внутренний механизм исторических закономерностей?

 

Литература

[1, с. 133 – 141; 3, с. 265 – 296; 4, с. 151 – 156, 179 – 192; 7, с. 147 – 173; 11, с. 111 – 137].

 

Тема 10. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКСИЗМА

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 306.