Специфика русской философии
Присутствие в философии национальной самобытности связано с ее функционированием как ценностной формы сознания и «самосознания культуры». Философия отражает не только общечеловеческие ценностные ориентации и качества, но и дух эпохи, историческую судьбу народа, особенности национального менталитета. В этом отношении она ближе к литературе, чем к науке.
Общие особенности русской философии (по И.И.Евлампиеву):
религиозная ориентация, искание скрытого истинного смысла христианства, более глубокого, чем выражено в церковной версии. Поэтому русская философия часто религиозная, но не церковная, с официальной церковью скорее противостояние;
специфика тематической ориентации: главные тематические разделы – антропология, этика, историософия. На первом месте взаимосвязанные проблемы: смысл человеческой жизни и смысл истории, ее направленность, миссия русского народа. Подчиненную роль играют онтология и гносеология;
диалектика, т. е. выявление противоречий (например, духовного и телесного бытия человека). Диалектика характеризуется как негативная и иррациональная, т. е. противоречия рассматриваются как крайние, неразрешимые;
специфика стиля: образное, художественное мышление и изложение. Русская философия связывается не с наукой, а чаще – с литературой. Наиболее яркие представители художественной философии как особой формы философствования – А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Так, в творчестве А. С. Пушкина можно выделить бесспорно философские темы: творчество (творчество рассматривается как свобода, как дар, как то, что определяет сущность человека), судьба и отношение к ней (герои А. С. Пушкина часто противостоят судьбе, но заканчивается это трагически), экзистенциальная проблематика (любовь, отношение к смерти, «радость бытия»), социально-политическая тематика (тираноборчество), особая тема – Россия (в творчестве А. С. Пушкина сочетаются безусловно-русское начало и открытость западной культуре).
Потребность определить дух России, ее национальное лицо – одна из сквозных тем русской философии всех форм. На всех этапах своего развития русская философия взаимодействовала с мировой, но в то же время сохраняла некоторую дистанцию, историческую обособленность, своеобразное базовое убеждение, что Россия и русский человек – не то, что описано в западных концепциях, и не то, что раскрывается наукой.
Является спорным вопрос о времени возникновения русской философии. Две основные концепции:
русская философия появилась в Киевской Руси в IX – XI вв. под влиянием утверждающегося христианства;
русская философия сформировалась в петровскую эпоху, в конце XVII – начале XVIII в. в связи с Просвещением и под несомненным западным влиянием. Так, А. Ф. Лосев пишет: «Впервые философские интересы пробуждаются в России в XVIII в., когда русский ум был затронут идеалами французского Просвещения и одновременно идеями просвещенного абсолютизма».
С фактической стороны более оправданна первая точка зрения. Действительно, до эпохи Просвещения философии в теоретической, рационально-логической форме в России еще не было, но это не единственно возможная форма философствования: философия существовала в неспецифических формах – в художественных произведениях, в религиозных трактатах. Поэтому наиболее приемлемой представляется следующая периодизация русской философии:
1) период протофилософии – XI – XVII вв. Это совокупность идей, образов и концепций философского характера, содержащихся в памятниках культуры – литературных и религиозных источниках. Теоретическая мысль переплетается с богословскими идеями, направлена на осмысление вопросов религии и морали, политики, социологии, права. Собственно философских произведений этого периода не осталось;
2) собственно философский период – с XVIII в.
Период протофилософии подразделяется, в соответствии с историей, на периоды Киевской Руси, татарского нашествия и Московского царства.
Наиболее крупные и оригинальные источники периода Киевской Руси – «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», сочинения Кирилла Туровского.
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона рассматривает два противоположных принципа социальной организации. На «законе Моисея» основано подчинение людей и народов друг другу, на «Христовой благодати» – их равноправие. Отсюда, в частности, отвергаются претензии Византии на старшинство и главенство. Те, кто принял христианство позже, пойдут дальше, так как новое совершеннее старого.
В «Слове (Молении) Даниила Заточника» речь идет о ценности мудрости, разума, учености в противоположность богатству боярства и лицемерию духовенства.
В Притче о человеческой душе и телеси» Кирилла Туровского говорится о единстве телесной и духовной деятельности человека; одно без другого невозможно. Затрагивается вопрос о познании: оно тоже начинается с чувственного, телесного восприятия. Познание связывается с нравственностью: носителем мудрости может быть только высоконравственный человек.
В период Московского царства дискуссии в основном вращаются вокруг истолкования священных текстов, организации религиозной жизни. Деятели этого периода: Нил Сорский (1433 – 1508), Максим Грек (1470 – 1556), Иосиф Волоцкий (1440 – 1515), старец Филофей (его послания: 1520 – 1530), который обосновал доктрину «Москва – третий Рим»; Андрей Курбский (1528 – 1583), который развил идею двух родов разума – теоретического и деятельного. В XVI – XVII вв. происходит институционализация философии: она преподается в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях, которые превращаются в центры учености. Определилось и размежевание традиционалистов («грекофилов») и модернистов – латинистов, ориентированных на Европу.
В XVIII в. начинается собственно философский период. Особый расцвет русской философии приходится на конец XIX – начало XX в.
Первым русским философом называют Григория Саввовича Сковороду (1722 – 1794), который развивал идею о трех мирах – макрокосме, т. е. Вселенной, микрокосме - человеке и символическом мире – Библии. В каждом из них за «видимой натурой» стоит невидимая – ее следует познать.
Другие представители философии русского Просвещения – это Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, А. Д. Кантемир, И. П. Пнин. Так, М. В. Ломоносов был ученым естествоиспытателем, разрабатывал проблемы онтологии (материя, движение), связал понятие материи с атомно-молекулярной теорией, поддержи- вал деизм.
Общие идеи этого периода: обоснование полезности и важности философских и научных знаний, обсуждение соотношения философии, религии и науки, развитие онтологии на основе естественнонаучных данных о материи и видах движения, формирование гносеологии и обоснование статуса эмпиричес- кого познания и его отношения к теории, обсуждение проблемы сущности человека, особенно соотношения души и тела.
Кроме того, важной стороной деятельности мыслителей этого периода была трансляция западной философской традиции (переводы, изложения) и развитие системы образования.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 189.