Идейные источники марксизма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса

 

Марксизм – это учение, созданное К. Марксом (1818 – 1881) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895). В период их приобщения к философии традиции немецкой классической философии поддерживали младогегельянцы – молодые последователи Г. В. Ф. Гегеля (Б. Бауэр и др.), которые развивали идею освобождения человека в первую очередь через атеизм, критику христианства. В те же годы вышли книги Л. Фейербаха, это философский фон, на котором формировался марксизм.

В этот период для описания социальной реальности активно использовался гегелевский термин «отчуждение». У Л. Фейербаха образ Бога – это отчуждение родовой человеческой сущности, т. е. превращение присущего ему самому в нечто внешнее и господствующее над ним. У младогегельянцев термин применялся для характеристики культуры в целом: она создана человечеством, но чужда большинству людей (причина – в косности и невежестве, происходящих от религии, потому и надо преодолеть).

К. Маркс рассматривает как основное содержание жизни людей и условие существование человеческого общества труд, производство, поэтому любое отчуждение в обществе с его точки зрения вырастает из отчуждения труда. Для понимания и преодоления отчуждения необходимо дать анализ и осуществить преобразование в первую очередь материальной стороны жизни общества, материального производства.

Кроме традиции немецкой классической философии марксизм опирался на данные классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо) и на некоторые концепции «идеального общества», разработанные в философии Просвещения и в начале XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Р. Оуэн). Марксизм как целостное учение включал в себя соответственно философию, политическую экономию и научный коммунизм – теорию всемирно-исторической миссии пролетариата, его классовой борьбы и программы социального переустройства. В развитии марксизма выделяют послемарксовский период, в том числе развитие марксизма во второй половине XIX – начале XX в., в связи с международным рабочим движением и деятельностью Второго и Третьего интернационала (Август Бебель, Карл Каутский, Вильгельм Либкнехт, Поль Лафарг, Г. В. Плеханов и др.). В XX в., с одной стороны, была предпринята попытка практической реализации этой социальной программы в России и СССР (ленинский период), с другой – разрабатывались идеи марксизма в зарубежной теоретической социологии и философии (Италия, Франция и др.).

Основные произведения К. Маркса: «Капитал», «Нищета философии», «К критике политической экономии», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции»; Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (незаконченное), «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»; совместные работы: «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест».

 

Диалектический материализм

 

Общефилософские идеи марксизма. В первую очередь это диалектика как общая теория развития, законы и категории которой рассматриваются не как логические основания реальности, а как закономерности самих реальных природных и социальных процессов. К. Маркс: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Иначе говоря, идеи существуют только как проявления человеческого разума (ни в какой другой форме духа нет), и материальное существование является основой их возникновения. Бытие, жизнь создает возможность мышления, условия бытия – особенности содержания мышления. Отсюда – характеристика сознания как отражениябытия.Это материализмкак взгляд на мир.

Применительно к природе это учение у К. Маркса намечено на уровне базовых принципов, разработано в основном у Ф. Энгельса («Диалектика природы»), в ХХ в. – у В. И. Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и в отечественной философии естествознания. В частности, Ф. Энгельс разработал учение о формах движения материи, понимаемого как «изменение вообще» (механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи.). В. И. Ленин дал современное определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них… Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». Диалектический материализм в дальнейшем развитии отечественной философии – это разработка базовых принципов научного познания (например, принцип причинности), осмысление философского значения научных теорий (например, теории относительности).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 198.