Русская философия как религиозный фактор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не вся, но значительная часть русской философии была религиозной философией, т. е. решала философские проблемы, основываясь на христианстве в его православном варианте. Н. П. Полторацкий выделяет в развитии русской философии как религиозной философии четыре главных периода.

1. Первая половина XIX в. Особенность: значительное влияние немецкого идеализма, период формирования и программного самоопределения русской религиозной философии. Основные представители: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.

2. Вторая половина XIX в. Это в первую очередь творчество В. С. Соловьева, создавшего первую последовательную систему в русской религиозной философии, а также К. Н. Леонтьев, Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

3. Конец XIX – начало XX в. По С. Булгакову, это время «духовной битвы», острых дискуссий с другими направлениями. Основные представители: С. Н. Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, В. В. Розанов, Л. Шестов, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, С. Л. Франк, И. А. Ильин и др.

4. Послеоктябрьский период, когда русская религиозная философия развивалась в основном в эмиграции. «Последним представителем русской религиозной философии» Н. В. Солнцев называет А. Ф. Лосева, умершего в 1988 г.

Рассмотрим далее философские концепции наиболее известных русских религиозных философов.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900). Его система – «Философия всеединства». Произведения: «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и вселенс- кая церковь», «Смысл любви».

Главным в христианстве В. С. Соловьев считает идею единства всего существующего. Все имеет единый источник существования, и всякий объект заключает в себе связь с целым. Сущность Бога также в единстве, а его отношение к миру – любовь, то есть опять-таки объединяющее начало. В Боге все-единство имеет непосредственный характер; мир представляет собой всеединство в стадии становления. В развитии природы происходит постепенное превращение хаоса в Космос: в ней реализуется «механическое единство всемирного тяготения», «динамическое единство невесомых физических сил» (тепло, свет, тяготение), потом возникает «органическое единство животного царства». С появлением человека начинается внутреннее преображение Космоса, соединение материи и духа. Человечество должно сознательно стремиться к единению, церковь – обрести свое подлинное значение и стать организующей силой этого процесса (в качестве первого шага необходимо преодолеть внутренний раскол христианской церкви). Состояние, к которому мы движемся, – это преобразованное человечество, преодолевшее внутреннюю рознь и воссоединившееся с Богом, т. е. Богочеловечество.

Николай Федорович Федоров (1828 – 1903). Его главный труд – «Философия общего дела», он тоже видит проблему в распадении человечества, но по другому основанию: распались мысль и дело, знание стало принадлежностью касты профессионалов, практическая деятельность – необразованных масс. Раскол необходимо преодолеть, знание должно вести людей к братству, к господству над природой и к победе над смертью. Последняя станет окончательной, когда люди найдут способ воскрешения усопших – это наш долг по отношению к предкам.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948). «Смысл творчества», «Философия свободы», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Я и мир объектов», «Дух и реальность», «Истоки и смысл русского коммунизма» – всего у него более 500 работ. Центральные темы его философии – это свобода, т. е. выход за пределы природной и социальной необходимости к подлинному бытию; творчество как проявление свободы, и личность, в противоположность индивидуализму ориентированная на высшие ценности. Обращение России к коммунистической идее он связывает с присущим русской душе исканием социальной правды, видит в нем разновидность странничества, по Н. А. Бердяеву, вся революционность в России носит нравственную окраску. И главное зло советского строя он видит в подавлении духовной свободы личности. В работе «Человек и машина» Н. А. Бердяев одним из первых в философии ХХ в. ставит проблему влияния технического прогресса, всеобщей технизации на психологию человека, говорит о противостоянии органического и механического миров и о том, что человек рискует утратить в механическом мире.

Следует особо отметить как течение в русской философии русский космизм. Это комплекс идей, вращающихся вокруг понятия «космос»: идея восходящей эволюции Вселенной, признание необходимым моментом и переломной точкой этой эволюции возникновения разума; идея сознательной активной эволюции, в которую должно включиться человечество (и другие разумные обитатели Вселенной), т. е. покорения природы и ее разумного переустройства, включая и собственную природу человека (преодоление биологического несовершенства) в масштабах сначала планетарных, а потом космических. Русскому космизму принадлежат идея синтеза наук и их неограниченного развития и признание нравственной значимости самосовершенствования человечества. К русскому космизму относятся В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, из ученых – К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите особенности русской философии.

2. Назовите периоды развития русской философии.

3. Что такое русская идея? Что включает в себя русская идея?

4. Чем отличаются идеи славянофилов и западников?

5. Назовите периоды русской философии как религиозной философии и представителей русской религиозной философии.

 

Литература

[1, с. 141 – 157; 3, с. 343 – 370; 4, с. 301 – 326; 7, с. 233 – 304; 11, с. 342 – 412].

 

Тема 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 176.