Исторический материализм. Учение о коммунизме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наибольшей новизной обладает разработка диалектико-материалисти-ческого учения об обществе, его функционировании и историческом развитии (исторический материализм).

Традиционно в философии главной и подлинно человеческой сферой деятельности признавались духовное творчество, познание, духовная культура. К. Маркс признает сущностной человеческой деятельностью практику – материальную, предметную, целеполагающую деятельность. Соответственно базовая сфера общественной жизни – производство материальных благ. Аргумент: «Прежде чем заниматься философией, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище…». Вся общественная жизнь вырастает из этой сферы. Общество располагает определенными производственными ресурсами – производительные силы. Это средства производства, в первую очередь орудия труда, и сами люди с их трудовым опытом и квалификацией. Это предпосылки существования, которые люди не могут выбирать, каждое поколение получает их как исходные условия существования. В процессе производства материальных благ люди вступают друг с другом в определенные, не зависящие от их воли производственные отношения, основной характеристикой которых является форма собственности. И их не выбирают исходя из моральных или еще каких-либо соображений, их диктует уровень производительных сил. От производственных отношений (базиса) зависят политические и правовые формы организации общества (надстройка), и остальные формы общественного сознания – религия, мораль, наука – относительно самостоятельны, но все же определяются, в конечном счете, бытием. Так выглядит система общества; между всеми уровнями существует обратное влияние: философия, религия и мораль влияют на политику, политические и правовые формы создают рамки для осуществления реальных отношений собственности, собственность оказывает влияние на темпы развития производительных сил.

Динамический аспект. В основе исторического развития общества лежит противоречие между производством и потребностями людей: необходимость удовлетворять потребности ведет к росту производства, расширение производства приводит к возрастанию потребностей (например, за счет появления новых предметов потребностей, превращения элитарных потребностей в массовые). В результате происходит постоянный рост производительных сил; рано или поздно они входят в противоречие с существующей формой производственных отношений и их система изменяется; в связи с этим изменением, вслед за ним, или, возможно, частично даже непосредственно предшествуя ему, меняется политическая и правовая система, и это отражается во всех остальных формах общественного сознания. Соответственно можно выделить общие глобальные этапы исторического развития – общественно-экономические формации. В основе перехода от одной общественно-экономической формации к другой лежит изменение способа производства, т. е. исторически конкретного единства производительных сил и производственных отношений. Выделяется первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в перспективе – коммунистическая общественно-экономические формации.

Механизм исторического изменения К. Маркс представляет в некотором отношении так же, как Г. В. Ф. Гегель: общее движение складывается из частных поступков и целей, самого глобального изменения никто не предвидит и не планирует, но предполагает, что возможен и переход к планированию и сознательному осуществлению этапов истории в случае появления социального субъекта, чья цель совпадет с общим направлением истории и который сумеет консолидироваться, осознать свои цели как единого социального субъекта. По поводу же роли отдельной личности в истории позиция тоже близка к гегелевской: отдельные лица могут изменить какие-то частные проявления общих изменений или частные следствия (по Г. В. Плеханову, индивидуальную физиономию событий, т. е. форму их протекания), но не общий ход событий, который определяется совершенно другими силами.

Такое теоретическое объяснение общества влечет за собой и концепцию его внутренней структуры. Материальное производство определяет разделение общества на большие группы (обычно две основных для данной общественно-экономической формации и некоторые дополнительные), отношение которых к средствам производства, к предмету и результатам труда (в первую очередь отношение собственности) различно. Это классы. Общество делится на социальные группы по разным признакам, но деление на классы, с точки зрения марксизма, наиболее значимо. Борьба классов является механизмом, через который реализуются изменения в обществе (политические, правовые). В. И. Ленин: люди всегда будут глупыми жертвами обмана и самообмана в политике, если за красивыми словами и лозунгами не научатся видеть всегда интересы определенного класса (в первую очередь – материальные интересы).

С этим пониманием структуры общества связана концепция государства. Государство рассматривается не традиционно – как орган, действующий в интересах общества в целом, у него есть другая функция – установление и поддержание господства определенного класса над другими, оно появилось с формированием классовой структуры и частной собственности как ее основы.

Составной частью марксизм является также учение о будущем общест- ве – коммунистическом. Это перспектива общественного развития и социальный идеал. Коммунизм – это общество, в котором преодолено отчуждение. Оно построено на общественной собственности, и потому в нем отсутствуют экономические противоречия; оно основано на высоких технологиях и производительности труда, поэтому труд превращается из тяжелой обязанности в средство самореализации личности; это общество без государства как репрессивного аппарата, оно основано на самоорганизации людей; «это общество, в котором свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех».

Развитие марксизма после К. Маркса, в ленинских работах и в советский период: разработаны учение об этапах развития капитализма, о классовой структуре, стратегия и тактика революции, теория наций и национально-освободительного движения.

 

Контрольные вопросы

 

1.Что такое марксизм?

2. Какие идейные источники марксизма вы знаете?

3. Что такое исторический материализм?

4. Что такое производственные отношения, производительные силы, базис, надстройка?

5. Что такое общественно-экономическая формация? Какие общественно-экономические формации вы знаете?

 

Литература

[1, с. 157 – 165; 3, с. 324 – 343; 4, с. 193 – 201; 7, с. 175 – 193; 11, с. 164 – 177].

 

Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 169.