Общие черты немецкой классической философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Немецкая классическая философия – это философская традиция, сложившаяся на территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX в. Ее представители: И. Кант (1724 – 1804), И. Фихте (1762 – 1814), Г. Гегель (1770 – 1831), Ф. Шеллинг (1775 – 1854), Л. Фейербах (1804 – 1872).

Исторический фон: Германия этого периода представляла собой конгломерат монархических государств, экономически и политически раздробленных. Таким образом, существовала объективная социальная перспектива (и задача) консолидации нации, формирования единого национального самосознания. Эта ситуация способствовала развитию философии.

Г. Гегель считал, что взлеты философской мысли наблюдаются в эпохи, когда назревают радикальные преобразования в жизни народов и «духи народов» переживают взлет.

В Европе в целом это был период радикальных социальных перемен. На немецкую классическую философию повлияли Великая французская революция, наполеоновские войны – активные социальные преобразования, высветившие новые возможности человека, новые грани человеческой природы.

В эпоху Просвещения существенно развилась немецкая наука, с 1700 г. существовала Берлинская академия наук. В силу новизны наука была несколько более свободной и менее механистической. В эпоху Просвещения сложилась также классическая немецкая литература (Лессинг, Гете, Шиллер, Гейне), она была философичной.

Национальные особенности немецкой классической философии отчасти связаны с языком. Это высокий уровень абстрактного теоретизирования, системотворчество, разрыв с обыденным сознанием и обыденным языком, продуцирование и использование специальной терминологии, ориентация на профессиональную аудиторию. Г. Гегель: «О нас идет слава как о глубоких, но зачастую неясных мыслителях».

Главные результаты немецкой классической философии, имевшие принципиальное значение:

в области истории философии – анализ ее как интеллектуальной истории, не просто смены отдельных фигур, а борьбы направлений и школ, через которую философия идет к раскрытию своей подлинной сущности;

в общей метафизике и онтологии – идея развития мира в целом, качественно различных этапов этого развития, учение об основаниях и универсальных закономерностях развития (диалектика);

в гносеологии – трактовка познания как разновидности деятельности (до них противопоставлялось), выявление активной роли субъекта в познании, зависимости процесса и результатов познания от характеристик познающего субъекта (методология нормировала, они стремятся увидеть реальность);

в социальной философии – разработка концепции истории человечества как направленного процесса, выделение этапов исторического развития, идея закономерности, законосообразности истории;

в философской антропологии – разработка идеи становления личности в деятельности, понятия свободы человека, определение истоков религии и ее реального места в мировоззрении (религия как отражение несовершенства жизни человека, необходимость выхода к подлинной религии – никто не ставил задачу ее искоренения).

 

Онтология и диалектика

 

Система онтологии, предложенная немецкой классической философией, неотделима от понятия «диалектика».

Так, Ф. Шеллинг рассматривает природу как единое целое, связанное универсальными силами. Наиболее яркий пример таких сил он видит в электричестве – оно есть и в неживой природе, есть и «животное электричество» (гальванизм). В развитии природы Шеллинг выделяет три этапа: механический, химический, органический; при переходе от этапа к этапу они сохраняются как уровни. Каждый из этих уровней специфичен, несводим к предыдущим, например, организм – не просто совокупность механических «устройств» и химических реакций. «Не вещи суть принципы организма, а наоборот, организм есть принцип вещей».

В фундаменте природы лежит полярность, т. е. нерасторжимое единство противоположных начал. Именно их взаимодействие и противоборство являются источником всякой активности и ведут к развитию. Полярность противоположных начал наблюдается на всех уровнях, но приобретает различные проявления. Основные уровни организации определяются характером взаимодействия противоположных начал.

В мире механических объектов противоположные начала – это силы: притяжение и отталкивание, деформирующее воздействие и сила упругости. Здесь действие равно противодействию. Отношение противоположностей – устойчивое равновесие.

В мире химических связей противоположные начала заключены в различных объектах, в каждом из которых одна из противоположностей преобладает над другой (кислота и щелочь) – это мир химических реакций.

В мире органических объектов существует подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается (распад и синтез органических веществ) – биологический мир, живые организмы. Высшей целью развития природы является возникновение мыслящего разума.

С естественнонаучной точки зрения в философии Шеллинга было много произвольного, но в основу диалектики легла его главная идея – источником развития является взаимодействие противоположных начал.

Философия Г. Гегеля содержит в себе обобщение этих идей. Развитие реальности в целом (не только природы) Г. Гегель представляет следующим образом.

В основе развития мира лежит саморазвитие абсолютного духа, идеи. Этап существования духа в самом себе и его развертывание Г. Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи – превращения в нечто внешнее – называется отчуждением. Первым результатом отчуждения является природа (механическая, химическая, органическая). Развитие природы – это реализация абсолютной идеи. Но имеется некоторая граница – предел степени сложности: не все ее содержание воплощается в природе. Происходит второе отчуждение, и его результат – человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его истории, и параллельно начинается ее частичное воплощение также на уровне мышления – люди познают, открывают закономерности, т. е. воссоздают логику природы и собственного бытия, и в конце концов «абсолютная идея вернется к самой себе» (это консервативный момент в философии Г. Гегеля, он считал, что близок к пониманию, значит, и развитие должно где-то здесь закончиться).

Г. Гегель открывает общие закономерности развития:

1) изменение, происходящее с объектами, может носить как качественный, так и количественный характер. Количественное – это изменение внешних параметров объекта, качественное – изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит качественный скачок. Это принципиально новое состояние объекта, несводимое к старому и необратимое. Новое качественное состояние объекта создает новые рамки количественных изменений (закон взаимного перехода количественных изменений в качественные).

2) В основе развития объекта всегда лежит некое внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. Противоположные начала, стороны объекта с необходимостью дополняют друг друга, и в то же время каждая из них служит ограничителем для развертывания другой. Это борьба, которая может принять форму противодействия, вытеснения, конфликта и т. п. (закон единства и борьбы противоположностей).

3) В процессе развития объект проходит через ряд стадий, ступеней, и каждая последующая ступень отрицает предыдущую, т. е. происходит не только возникновение нового, но и обязательная утрата чего-то, отказ от старого. Отрицание является важным элементом развития. Каждое новое состояние в развитии когда-то будет в свою очередь объектом отрицания, и не исключено возвращение в преобразованном виде каких-то характеристик ранее отрицавшегося. Отсюда образ развития как спирали (закон отрицания отрицания). Для характеристики процесса развития Гегель использует также триаду: тезис – антитезис – синтез.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (античное слово, первоначально означавшее диалог противоречащих начал).

Диалектика Гегеля, которая могла быть интерпретирована так же, как совокупность законов, по которым строится мышление, развивается наука, имела большое значение для развития теории познания.

 

 

Гносеология

Первым фундаментальную концепцию в сфере гносеологии создал И. Кант, обратив внимание на ряд аспектов познания (работа «Критика чистого разума»).

По мысли И. Канта, гносеология должна начать с анализа сущности главных форм научного знания, с трех вопросов: как возможны чистая математика, чистое естествознание и метафизика вообще, возможна ли она как строгая наука.

И. Кант выдвигает предположение: существуют априорные («a priori» – до опыта) основания человеческого познания, некоторые готовые, врожденные формы мышления, они участвуют в процессе приобретения знаний, от них происходят всеобщность и необходимость. Наше познание является результатом синтеза априорных оснований и данных опыта.

Априорные познавательные формы, а также учения о них И. Кант назвал трансцендентальными. Трансцендентальное – то, что лежит вне опыта, но направлено к нему, делая его возможным, в отличие от трасцендентного – целиком недоступного опыту и сознанию. Свое учение об априорных познавательных способностях на уровне чувственного познания И. Кант называет трансцендентальной эстетикой, на уровне рассудка – трансцендентальной аналитикой, на уровне разума – трансцендентальной диалектикой.

Трансцендентальная эстетика. Для чувственного познания необходимы априорные представления о пространстве и времени. Следствие: возможна математика (геометрия) как чистая теория пространственных отношений.

Трансцендентальная аналитика. Рассудок – это способность составлять суждения, обыденное, житейское мышление. Априорную структуру рассудка (прирожденные схемы рассуждения) образуют чистые понятия (категории). Их четыре группы:

категории количества – единство, множественность, целокупность (то есть расчлененное единство, имеющее внутреннюю структуру);

качества – реальность, отрицание, ограничение;

отношения – субстанция и свойство, причина и следствие, взаимо-действие;

модальности – возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность.

Категориям присущи всеобщность и необходимость, в результате всеобщими и необходимыми становятся суждения, сформулированные с их помощью. Следствие: возможно естествознание как строгая наука.

Трансцендентальная диалектика. Разум – высшая познавательная способность, научное, организованное мышление. Априорные идеи чистого разума – идеи целостности познающего субъекта, мира явлений и мира предметов, которые выражаются в понятиях «душа», «Космос» и «Бог». Познание этих феноменов не может быть построено на синтезе ввиду отсутствия чувственного опыта, поэтому оно принципиально ограничено. И. Кант демонстрирует, что нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть существование души и Бога. При попытке построения рациональной космологии разум встречается с антиномиямипротивоположными решениями проблемы, каждое из которых можно доказать.

Антиномия 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространст- ве. – Мир не имеет границ ни во времени, ни в пространстве.

Антиномия 2. Каждая сложная вещь состоит из простых частей. – В мире нет ничего абсолютно простого.

Антиномия 3. Кроме причинных связей в мире есть свобода. – Нет никакой свободы, все происходит по законам природы.

Антиномия 4. К миру принадлежит как часть его или причина безусловно необходимая сущность. – Нет нигде абсолютно необходимой сущности.

И. Кант снимает эти антиномии: в 1-й и 2-й антиномиях оба тезиса неверны, в 3-й и 4-й оба по-своему верны, но само возникновение антиномий говорит о том, что притязания разума должны быть ограниченными. Таким образом, И. Кант поставил проблемы связи уровней познания, роли категорий в познании, оснований чувственного опыта, диалектики, специфики видов познания, границ познания; они во многом предопределили развитие гносеологии двух последующих веков. Многие идеи, в том числе сам принцип априоризма в его первоначальной трактовке, были оспорены, но И. Кант выявил важнейшую сторону познания: принципиальное значение свойств субъекта познания (т. е. того, кто познание осуществляет), того, что в нем заложено, необходимость изучения этого аспекта познания.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 252.