Социальная философия Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В учениях Нового времени об обществе и человеке в этот период происходит определенная рационализация, связанная с попыткой распространить идею естественных свойств и естественных закономерностей на человеческие действия и ценности, на социальный порядок.

Наиболее яркими концепциями являются следующие.

1) «Мысли» Б. Паскаля, в которых он дает знаменитую характеристику человека как «мыслящего тростника». Человек, по его мнению, слаб, заброшен и несовершенен. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Однако способность мыслить поднимает человека над миром природы, и человеку для существования необходим Бог;

2) «Этика» Б. Спинозы, построенная по образцу геометрии. Она начинается с общего описания устройства природы, и человек в ней рассматривается как часть природы, обладающая естественными свойствами. Человеку присущи влечения (потребности в необходимом для сохранения и продолжения жизни), будучи осознанными, они перерастают в желания. С желаниями связаны аффекты, т. е. переживания, удовольствия и неудовольствия. Это и есть основания душевной жизни и деятельности. Всякий человек от природы стремится к удовольствию и избегает неудовольствия, любые эмоции и поступки – модификации базовых желаний и движущих сил деятельности. Также Спиноза говорит о несвободе человека по отношению к своим желаниям и страстям: он испытывает их независимо от своих намерений. Возможность освободиться появляется у человека, если он станет достаточно разумным, чтобы осознавать истоки своих конкретных желаний и решать, дать ли им волю. Отсюда следует формула: «Свобода есть познанная необходимость».

3) «Левиафан» Т. Гоббса, который рассматривает человека совсем натуралистически – как механизм, у которого сердце – главная пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщающие подвижность всему организму. Как всякое животное стремится к самосохранению, так человек по своей природе эгоистичен: «Люди действуют ради пользы или славы, то есть ради любви к себе, а не к другим». Даже основные понятие этики можно истолковать исходя из этого: люди называют добром все, что им нравится и полезно, и злом – все противоположное. Из этого у Гоббса выводится теория государства: поскольку каждый человек стремится осуществить свои интересы и никто изначально не обладает абсолютным преимуществом (различия по уму и силе недостаточно для этого велики), естественное сосуществование людей ведет к конфликтам, начинается война всех против всех, предел которой кладет учреждение государства – органа управления, которому все отдают часть своей свободы и который обеспечивает защиту. Эта теория называется теорией общественного договора. К общим чертам этики Спинозы и Гоббса относятся натурализм, утилитаризм, соотнесение свободы с необходимостью.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое классическая наука?

2. Каковы были следствия первой научной революции?

3. В чем заключается сущность проблемы субстанции? Охарактеризуйте позиции дуализма, монизма и плюрализма субстанций.

4. В чем заключается индуктивный метод познания?

5. Чем характеризуется дедуктивный метод познания?

6. В чем состоит сущность теории общественного договора?

 

Литература

[1, с. 126 – 132; 2, с. 91 – 118; 7, с. 112 – 131].

 

 

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основные тенденции развития культуры и

Философии эпохи Просвещения

 

XVIII в. остался в истории Запада как век Просвещения. Просвещение, рассмотренное в качестве деятельности, есть распространение знания. И действительно, в этот период не столько создаются принципиально новые концепции, сколько получают развитие, достигают логического завершения концепции, созданные ранее.

Г. В. Ф. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культуры и духовной жизни, отрицающее сложившиеся порядки в области социального управления, политики, права, религии, морали. Общая идея эпохи – это преобразование всех социальных порядков, культуры, быта на основе достижений разума, с позиций рациональности и целесообразности, преодоление невежества, построение «царства разума».

В этот период в Европе происходит распространение науки из традиционных центров учености (Англия, Франция) на другие территории (Германия, Голландия, Россия). Развивается образование, в том числе создаются высшие учебные заведения нового типа, в противовес старым университетам, сохранявшим средневековые схоластические традиции. В целях распространения знаний, передовых достижений науки в 1751 – 1772 гг. французскими просветителями предпринимается издание Энциклопедии (всего вышло 28 томов), которая была сводом важнейших достижений науки к тому времени.

Все это происходит на общем социальном фоне, характеризующемся быстрым прогрессом технологий, промышленности, ростом городов, развитием коммуникаций, торговли, банковского дела. С социальной точки зрения можно говорить об окончательном утверждении буржуазного общественного строя в экономике и идеологии, которое закрепляется политически. Идеология Просвещения, таким образом, была антифеодальной идеологией, философским обоснованием и выдвижением лозунгов буржуазных революций.

К философам-просветителям относятся: во Франции – Ф. Вольтер, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.; в Англии – Дж. Локк, А. Шефтсбери, Д. Юм, А. Смит; в Германии – Г. Лессинг, И. Кант; в Америке – Т. Джефферсон; в России – А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, И. П. Пнин.

В онтологии просветители придерживались натурализма, созданного в предыдущем веке, стояли на позициях деизма или атеизма, считали единственной реальностью природу, ее первоосновой – материю. Гольбах дал близкое к современному определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Жизнь они считали формой организации материи, закономерно возникающей в ее совершенствовании.

В гносеологии они в основном поддерживали эмпирическую методологию познания, критиковали концепцию «врожденных идей», выдвинутую Р. Декартом, противопоставили ей теорию «чистой доски», стояли на позициях сенсуализма. Отсюда возникает декларация важности обучения, воспитания, столь характерная для просветителей.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 191.