Гуманизм как мировоззренческий принцип
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманизм – это мировоззренческий принцип, согласно которому признается безусловная ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждается благо человека как критерий оценки общественной жизни.

Именно гуманизм делает возможным искусство (как пантеизм – науку) этого периода: появляются новые сюжеты (начинает воспеваться красота человека), для них создаются новые каноны (для икон все было расписано заранее) и становятся возможными новые изобразительные средства (перспектива).

Интерпретируя христианство с точки зрения места и значения человека в мире, мыслители Возрождения Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Томмазо Кампанелла подчеркивают:

неверно, что человек низок и греховен из-за своей телесности. Тело тоже создано Богом, тоже может быть прекрасно, человек целостен. Лоренцо Валла пишет в трактате «Об истинном и ложном благе», что в раю человек возродится не только душой, но и телом; он приветствует телесные наслаждения, возрождая эпикурейство;

человек занимает уникальное место в природе, он сам играет роль в определении своего положения. Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»: Бог говорит человеку при сотворении: «не даем мы тебе ни своего места, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собст- венному желанию согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю… Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь стать по велению своей души и высшим, божественным»;

человек выше всех не только потому, что Бог дал ему хорошие возможности, но и потому, что человек хорошо ими воспользовался: уже много отк- рыл, изобрел, узнал. Т. Кампанелла: «Если кто взглянет, как человек узнает равноденствия, тропики и места апогеев, тот убедится, что человек – это бог».

Но вместе с тем прославление места человека в мире, его возможностей дополнялось критикой реальных нравов, реального облика человека. Такая критика обнаруживается у Эразма Роттердамского (1467 – 1519) в памфлете «Похвала Глупости». Там Глупость хвастается, что она – повсюду, «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и для дураков». Глупо и смешно человеческое самодовольство, присущее всем слоям – серьезность политиков, теоретизирование ученых, претенциозность недавно разбогатевших, вера толпы в чудеса и всякие модные увлечения – вдруг все чем-нибудь лечатся или одеваются по дурацкой моде. Очень большая глупость – война: и начинать ее глупо, и ведутся войны глупо, и результаты не используются. «К дуракам плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще процветают». «Под красотой скрывается безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой – вражда». Выход: быть проще, не принимать себя чересчур всерьез, во всем знать меру. Чуть-чуть слишком – и мудрец превращается в дурака, мудрый государь – в деспота.

Такая же критика у М. Монтеня (1533 – 1592), в его «Опытах». Он описывает социальные раздоры, религиозные войны, достаточно критически отзывается о религии, скептически настроен по поводу бессмертия души. Недостаток людей в их погоне за пустяками (например, женские ухищрения ради красоты), а вот на настоящие волевые решения их не хватает. «Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде». «Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам». Надо не сидеть и ныть, а действовать.

В этом же ключе лежит концепция Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Он написал знаменитый трактат «Государь». Человек стремится к удовольствиям, каждым движут лишь свои интересы, человеческая природа эгоистична. (Н. Макиавелли вводит понятие, которым потом все будут пользоваться – природа человека, т. е. естественные общие свойства.) Интересы прежде всего материальны: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Государь должен ориентироваться на интересы государства и быть прагматиком: принимать не моральные и благородные решения, а те, что выгодны государству. «По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Традиционную католическую религию он критикует с позиций гуманистического активизма: она провозглашает героями людей смиренных, удаленных от жизни, пассивных; это поощряет лишь ловкачей, ни на что реальное не способных.

Критическая тенденция ренессансного гуманизма нашла свое продолжение в утопии как в новом философско-литературном жанре.

Слово «утопия» введено Т. Мором (1437 – 1535), буквально это «нигде». В утопиях, как правило, описывается неведомая земля с идеальным обществом. У Т. Мора в первой части его работы «Утопия» дается картина современного социального порядка, во второй – социальный идеал. В его идеальном обществе нет никакой собственности, нет денег, все произведенное сдается на общественные склады и главы семейств получают там сколько надо. Золото – презренный металл, из него делают горшки, цепи для преступников, драгоценными камнями играют дети и т. п. Все заняты полезным трудом, причем в ремеслах специализируются, а на сельхозработах отрабатывают два года. Ремесло передается в семьях, но возможны переходы из одной семьи в другую или просто передача детей по общественному решению, если в одной семье их много, а в другой мало. На острове 54 совершенно одинаковых города на равном расстоянии друг от друга. Дома распределяются по жребию и меняются через 10 лет. Все прикреплены к месту жительства и отлучаются только по заявлению (это явно связано с проблемой бродяжничества, острой для Англии времен Мора). Законы просты и всем понятны; рабочий день всего 6 часов (зато все работают, и никто не набирает в запас, поэтому всего хватает); распределение общественное и равное. Быт довольно прост – так здоровее, но без искусственного аскетизма. Религии каждый придерживается какой хочет, а в политике – полная выборность тайным голосованием.

Другая знаменитая утопия – «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1568 – 1639). В вымышленном городе Солнца живут солярии. Правят им самые умные и образованные: Солнце (Метафизик), Мощь (ответственен за военное дело, силовые ведомства), Мудрость (ответственна за науку и технику) и Любовь (ответственна за питание, деторождение, воспитание). Правители меняются по мере появления людей, превосходящих их способностями и образованием. Вообще большую роль играет наука, все получают образование, на всех стенах в городе – чертежи геометрических фигур, изображения и образцы растений и животных и т. п. Нет частной собственности, трудятся по 4 часа, труд производителен благодаря полезным техническим приспособлениям (суда без весел и парусов, земледельческие машины и т. п.). Семей как таковых нет вообще, солярии живут в некоторых подобиях мужских и женских общежитий, места в помещениях определяются решением правителей и регулярно меняются. Жизнь жестко регламентирована, в том числе по астрологии, которую в то время считали строгой наукой.

Утопии должны рассматриваться исторически, как реакция на наиболее острые противоречия эпохи, но они важны и как свидетельство стремления людей спроектировать правильный общественный уклад, в поисках которого философская мысль движется в определенном направлении.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как характеризуется эпоха Возрождения?

2. Что такое пантеизм? Перечислите следствия пантеизма.

3. Что такое гуманизм?

4. Как рассматривают человека мыслители эпохи Возрождения?

5. Что такое утопия? Назовите знаменитые утопии эпохи Возрождения.

 

Литература

[1, с. 123 – 126; 3, с. 195 – 217; 4, с. 120 – 125; 7, с. 96 – 111; 11, с. 74 – 86].

 

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Научная революция XVII века

В эпоху Возрождения происходит секуляризация познания и формируется концепция познания как исследования природы (это главный объект познания). Новая идеология познания соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя, среди которых следует назвать прежде всего осознание важности социальных преобразований, значимости творчества, индивидуального характера судьбы человека, ценности земной жизни и практического успеха. Эти ориентации поддерживаются новым течением в христианстве – протестантизмом.

В XVII в. эти тенденции получают развитие и приводят к формированию классической науки. Рубеж XVI – XVII вв. ознаменовал первую глобальную научную революцию или просто возникновение науки, именно в этот период наука приобретает действительно аутентичную форму. Меняются все области познания, и философия в том числе.

Заглавные имена этой эпохи: Г. Галилей (1564 – 1642), Ф. Бэкон(1561 – 1626), Р. Декарт (1596 – 1650), И. Ньютон (1643 – 1727), Б. Паскаль (1623 – 1662), Г. Лейбниц (1646 – 1716), Т. Гоббс (1588 – 1679), Б. Спиноза (1632 – 1677), Дж. Локк (1632 – 1704).

В основе «великого возрождения наук» в XVII в. лежит утверждение эталона практически полезного знания. В познании эпохи Возрождения наука еще рассматривалась как полезное и забавное (здесь это пока равноправные оценки) занятие. Она воспринималась, с одной стороны, как своеобразное искусство (примером может служить развитие механики как искусства изготовления сложных игрушек; не случайно многие выдающиеся деятели этого периода занимались наукой, техникой, архитектурой, живописью, скульптурой – в представлениях эпохи все это родственные занятия). С другой стороны, наука переплеталась с возрожденной магией (то и другое рассматривалось как проникновение в тайны природы, дающее посвященным господство над ее силами).

В XVII в. усиливается идея полезности, наука утрачивает развлекательный характер; остается в прошлом и взгляд на науку как прежде всего на средство развития личности, как высоконравственное и неутилитарное занятие. Знание начинает рассматриваться как средство решения практических задач и достижения успеха в деятельности. Наиболее четко новый взгляд на знание сформулировал Ф. Бэкон, писавший: «Человек… умеет и может столько, сколько знает и понимает».

Вследствие изложенных изменений

изменяется проблематика науки и философии: они переориентируются на как можно более близкие к объектам описания и объяснения. Теперь необходимым считается не столько выяснять отдаленные причины событий, искать изначальные сущности (а это традиционная задача метафизики), сколько давать точное описание фактов, выявлять закономерности, фиксировать количественные характеристики. Из познания, понимаемого таким образом, исчезают средневековый символизм и морализм, романтизм Возрождения, происходит разграничение научного и ценностного суждения, наука определяется как объективное знание;

в естествознании начинается быстрый рост объема знаний и преимущественное развитие теорий и разделов, востребованных практически, как то: классической механики (И. Ньютон), исследований механических деформаций, теории удара, теории модулей упругости (Р. Гук, Х. Гюйгенс). Среди других разделов физики особое развитие получили гидро- и аэростатика и оптика. Э. Торичелли открыл существование атмосферного давления и вакуума, опровергнув классическую формулу «Природа не терпит пустоты». Б. Паскаль в 1663 г. установил основной закон гидростатики: внешнее давление передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Р. Бойль в 1662 г. и независимо от него Э. Мариотт в 1676 г. открыли один из основных газовых законов: произведение объема газа данной массы на его давление постоянно при постоянной температуре. Определяется расхождение корпускулярной и волновой теории света, открыты явления дисперсии, хроматической аберрации, интерференции, дифракции. В математике в этот период созданы аналитическая геометрия, теория чисел, дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей. В 1641 или 1642 г. Б. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину;

наука превращается в социальный институт – возникают формы ее общественной организации, объединения ученых. Пока это общие объединения, причем определенная инициатива в их создании принадлежит философам, которые не придумали, но оформили складывающуюся общественную потребность (например, сообщество ученых, ведущих совместные исследования, было описано Ф. Бэконом в утопии «Новая Атлантида»).

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 168.