Арабские мыслители средневековой философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Среди арабских мыслителей в философии наиболее значимые концепции создали Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980 – 1037) и Абу-ль-Валид Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 – 1198).

Авиценна имел прозвище «Князь ученых», известен как врач, энциклопедист. Авиценна считал, что мир создан Богом, лишь Бог обладает абсолютным существованием, остальное лишь возможно. При этом творение мира – не единовременный акт в прошлом: мир вечно сопутствует Богу, а сотворен им (речь, конечно, об Аллахе) вне времени. (Идея неоднородности, сложности времени.)

Сотворенная природа развивается сама по себе, ее законы самодостаточны, она замкнута в пространстве и во времени (в отличие от Бога, который и вне пространства, и вне времени).

Основные категории для описания природы – материя и форма. Обе они субстанциальны, т. е. представляют собой первоначала, и в этом мире отделимы друг от друга только мысленно: созерцая предметы, человек составляет абстрактное понятие (номинализм). Но в ином мире, в лунном, могут быть и бестелесные формы, чистые (шаг от Аристотеля к Платону и реализму).

Аверроэс критикует этот взгляд: формы живут в самой материи и появляются из нее. Их определение происходит по воле Аллаха, но под воздействием движения небесных сфер (явная аналогия с приливом). И так получился мир: материя не создана Богом, а упорядочена им, переведена из потенциальной формы в действительность.

Душа отдельного человека тоже связана с материей – она смертна и, когда распадается тело, гибнет и та конкретная связь образов, памяти, страстей, которая характеризовала данного человека. Бессмертен лишь разум во Вселенной в целом.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое сакрализация?

2. Каковы были проявления сакрализации в средневековой философии?

3. Какие периоды выделяются в средневековой философии? Назовите хронологические рамки и представителей для каждого периода.

4. Что такое универсалии? В чем суть проблемы универсалий? Какие направления в средневековой философии сформировались при решении этой проблемы?

5. Каких арабских мыслителей средневековой философии вы знаете? Какие идеи они высказывали?

 

Литература

[1, с. 110 – 123; 3, с. 130 – 161; 4, с. 85 – 108; 7, с. 78 – 95; 11, с. 53 – 71].

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения началась в XIV в. в Италии и в XV – XVI вв. повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии (секуляризация – процесс, обратный сакрализации).

В период Возрождения

начинается формирование буржуазных общественных отношений – экономики, в основе которой производство товаров и конкуренция производителей на рынке, и соответствующих форм социальной организации (без личной зависимости, автономия личности). Это отношения более динамичные, более персональные, в противовес средневековой закрытой и устойчивой социальной структуре, где человек рассматривался всегда как представитель средневекового сословия;

быстро развивается городская культура. Города становятся своеобразным противовесом аграрному натуральному хозяйству, центрами развития. В них сосредоточиваются ремесла, торговля, банковское дело, возникают мануфактуры.

В результате

резко вырастает численно и приобретает светский характер прослойка людей, занятых умственным трудом. Самостоятельную социальную прослойку составляют представители свободных профессий – преподаватели университетов, врачи, художники, инженеры, часто соединявшие в своей работе несколько профессий. Если в средневековье все образование и интеллектуальная деятельность были сосредоточены внутри церкви, то теперь лица свободных профессий живут вне церкви, на доходы от профессиональной деятельности, работают на светскую знать. Возникают и первые их объединения – кружки, академии;

начинается консолидация наций, формируется национальное самосознание, в том числе оформляются развитые национальные языки (в средневековье все – на латыни, а теперь культура приобретает национальный характер);

 

 

формируется общественное движение, противодействующее католичес- кой церкви, которое в XVI в. оформляется как Реформация. (Начало – выступление Мартина Лютера с 95 тезисами против традиционной церкви в 1517 г.) Основные идеи: человеку не нужен посредник в его общении с Богом; единственный источник веры – Священное Писание (не сочинение церковных деятелей); церковь должна быть простой и дешевой, необходимы упрощение церковной иерархии, религиозного культа, отказ от монашества. Это новая идеология, в которой признаются ценность практической деятельности, реализации способностей, успеха в делах.

Период Возрождения был периодом расцвета искусства и формирования эмпирической науки (эпоха великих географических открытий, новая, в общих чертах верная анатомия, гелиоцентрическая модель Космоса).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.