В дальнейшем развитии западноевропейской средневековой философии выделяют два периода.
Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. «патер» – отец), буквально означает учение отцов церкви, т. е. это совокупность религиозных философских учений периода становления христианства, когда формировался и уточнялся канон христианской веры (II – VIII вв.). Деятели этого периода: Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, капподакийцы (Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Богослов) и др.
Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе определившегося христианства (от «схолия» – буква), IX – XIV вв. Канон создан, закреплен и на его основе происходит развитие философии. Название второго периода совпадает с названием метода, поскольку именно этот метод является господствующим в философских и теологических диспутах данного времени. Деятели этого периода: Эриугена, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др.
Переходной фигурой от патристики к схоластике является уже упоминавшийся Иоанн Дамаскин.
Представителем периода патристики является например, Августин Блаженный (354 – 430) – образованный человек, сознательно обратившийся в христианство.
Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство – бытие, существование. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство, он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Бог – источник естественного порядка, иерархии форм бытия.
Одно из важных достижений Августина – психологическая концепция времени. Реально существует лишь настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.
Мир «лежит во зле», и Августин ставит вопрос о реальности и об источнике добра и зла. Зло реально, но оно не самостоятельно, это отсутствие добра, пустота. Источником зла является свободная воля человека. Бог дал человеку возможность сделать выбор, и человек выбрал так, будто он мог жить один, без Бога. Это и положило начало злу. Вообще зло – это нарушение мировой иерархии, неправильный порядок.
В труде «О граде божьем» Августин сравнивает с позиций добра и зла политическое государство и церковь. Государство (Рим) изначально основано на насилии, на эгоизме как любви человека к самому себе и стремлении реализовать свои интересы. Поэтому закономерно падение любого государства; будущее – за церковью, основанной на любви к Богу. История подобна стреле, а не собаке, ловящей свой хвост (он одним из первых высказывается против идеи круговорота исторических событий): она проходит через периоды (сначала – описанные в Ветхом завете), и сейчас идет важнейший, завершится он торжеством «града божьего».
Представителем схоластики был Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225(26) – 1274).
Он был основателем томизма как религиозно-философского учения, получил прозвища «Пятый учитель церкви» и «Ангельский доктор». Его главные работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Философские идеи Фомы Аквинского состоят в следующем.
Необходимо различать телесное и духовное существование как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность, «слабейший вид бытия» – материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и организованности – выражается понятием «форма».
Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт, идеальный образ вещи. Материя вносит отличия, конкретную индивидуальность. Таким образом, Фома Аквинский использует терминологию Аристотеля, но у Аристотеля материя и форма характеризовались как соединенные в вещах и совечные, у Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы (ангелы).
Душа человека нематериальна и принадлежит к форме, но полное осуществление она получает, лишь соединяясь с телом.
Фома Аквинский разработал пять доказательств бытия Бога: Бог – перводвигатель (идея, позаимствованная у Аристотеля), первопричина, первотолчок, первосущность, высшая цель.
При сохранении античной философской терминологии картина мира в средневековой философии принципиально меняется, высшее существование приписывается лишь духовной реальности.
Проблема универсалий
В период схоластики ключевое место в философской проблематике занимает проблема универсалий. Из-за углубления сакрализации большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, но можно выделить проблему соотношения общего и единичного – спор об универсалиях. Содержание проблемы универсалий выражается в следующих вопросах.
1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты. Какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?
2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием?
3. Общие понятия (универсалии) более или менее реальны, чем конкретные вещи?
В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.
Номиналисты: Беренгар Турский, Росцелин из Компьени, Пьер Абеляр, Дунс Скот, Уильям Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Номинализм – от «номен», имя.
Номинализм был представлен в двух формах: крайней и умеренной. Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм – или общие понятия обладают реальностью лишь потенциально как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм. Умеренный номинализм называют еще концептуализмом, от «концепт» – идея. Умеренного номинализма придерживался Пьер Абеляр, который указывал: чтобы правильно употреблять слова, надо уметь сравнивать вещи, а для этого в них должно быть нечто общее, но не обособленное реально. Наш ум это общее выделяет в чистом виде и называет.
Уильям Оккам (ок. 1281 – ок. 1349) говорил, что мир состоит из единичных вещей и никаких универсальных сущностей не обнаружено, и «не следует умножать число сущностей без нужды» (т. е. если что-то не обнаружено, оно не может быть объектом высказывания, познания, не следует предполагать без доказательств существование чего-либо). Этот принцип сохранился под названием «лезвие (или бритва) Оккама».
Реалисты: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шампо, Фома Аквинский. Их позиция: по-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи, Сократом или Платоном человека делают отдельные признаки. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи – это результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами)».
Реализм так же, как и номинализм, был представлен в двух формах: крайней и умеренной. Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде.
Вообще для реалистов характерно любые понятия считать чем-то очень реальным. На этом основаны некоторые их своеобразные рассуждения, например, доказательство существования Бога у Ансельма: Бог существует, поскольку существует понятие о нем и поскольку, если мы его мыслим, мы мыслим его как существо совершенное и наделяем всеми положительными качествами, в том числе – достоинством существования. Ясно, что это спорно, поскольку мыслить можно и несуществующие предметы.
В споре номиналистов и реалистов нашли отражение некоторые по-настоящему значимые философские проблемы: происхождение общих понятий, структура нашего мышления и структура мира.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 204.