Сакрализация философии, ее проявления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начиная с I в. до н. э. на философию все более существенное влияние оказывает религия. Процесс изменения философии под влиянием религии называется сакрализацией.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов: античной традиции и новых мировых религий (христианство, возникшее в I в., а в арабском мире – ислам, возникший в VII в.).

Важные для философии идеи христианства:

1) антропологические:

кроме земного бытия, человека ожидает еще небесное, которое более важно. Путь к небесному счастью – следование долгу и вера;

состояние души человека подлежит регулированию и оценке и не менее важно, чем внешние поступки;

система ценностей человека определяется понятиями «грех» и «добродетель».

2) онтологические:

разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога единственным истинным бытием и источником всякого другого существования;

чисто духовная трактовка существования Бога и креационизм – идея сотворения мира из ничего;

в мире действуют как естественные закономерности, так и божий промысел, возможны чудеса, сфера действия любых законов ограничена. Вера в божественное провидение – провиденциализм.

3) гносеологические:

наиболее истинны не рационально-логические построения, а идеи, полученные в откровении, так как они идут непосредственно от Бога; близка к такому знанию интуиция, а вот наблюдение, чувственный опыт, вообще знание отдельных вещей не дают истины.

Отсюда, например, иерархия знания в средневековом европейском образовании: главная наука – теология, т. е. наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога. Философия определяется как «естественная теология», т. е. объяснение религиозных истин рациональными средствами. Естественные науки ценились невысоко: считалось, что природа – это воплощение замыслов творца, следовательно, изучая ее, можно прийти к познанию Бога, но это далекий и косвенный путь.

Распространение этих идей и проникновение их в философию – это первое и наиболее очевидное проявление сакрализации. Проявлением сакрализации было также распространение специфических форм познания и представлений о том, как знание должно строиться. Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению. Отсюда возникновение в средневековом познании в целом ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых. Внешне это проявилось в распространении схоластики как метода познания, основанного на использовании и интерпретации текстов как исчерпывающем основании познания. Базовый постулат такого метода: существуют канонические тексты, которые абсолютно истинны и в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав. К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некоторые сочинения Платона и Аристотеля. В рамках схоластики возник особый познавательный жанр, в котором начинают писаться научные труды – «сумма». Сумма – это обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог, и устанавливаются истинные мнения. Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675 – 753). Она состояла из трех частей: диалектика, где излагалась аристотелевская логика; сумма против язычников; истинное изложение православной веры.

Наконец, проявлением сакрализации будет появление в философии новых проблем и изменение решения традиционных проблем (например, проблемы первоначала).

Первой философской школой, в которой явно переплетаются античные идеи и влияние христианства, был неоплатонизм. Неоплатонизм возник в III в., субъективно – как альтернатива христианству (христиан они критиковали за мученичество, пробовали возродить некоторые античные культы, например, пифагорейский), но объективно его идеи уже несут на себе отпечаток христианства. Представители: Плотин (ок. 204 – 270), Порфирий (ок. 232 – 301), Ямвлих (ок. 280 – 330). Они развивали учение о Едином – первоначале всего сущего, которое характеризуется как потустороннее, сверхразумное, сверхбытийное. Единое является также высшим благом и подобно солнцу; ему противопоставляется темная и лишенная всякого вида материя, выражение зла. (Это платоновская трактовка, но с явным усилением этической оценки.) Единое и материя, взаимодействуя, образуют мировую систему с определенными уровнями.

Уровни мировой системы (в этой иерархии каждый высший уровень создает и творит низший, сам ничего не утрачивая; их происхождение Плотин выражает термином «эманация» – истечение, как свет исходит):

Единое (= Бог) – нечто вроде исходной идеи мира, его дух, он целостен;

Мировой разум – множество идей, на которые разделяется этот дух и которые представляют собой идеи отдельных видов, сторон реальности (подобно эйдосам Платона);

Мировая душа – следующий уровень существования, развертывания реальности, на котором идеи начинают существовать в пространстве и времени;

природа – мир, в котором мы живем, как воплощение идей. Свет разума в них постепенно угасает (они все более телесны, все менее духовны);

материя – телесная, совершенно бездуховная, неорганизованная сущность. В отличие от постулатов Платона она уже не изначальная реальность, соединяющаяся с духом, а результат, предел его видоизменения.

Человек состоит из материи и живет в природе, но он может подняться к более высоким уровням. Обычный человек погружен в чувственно-практическое бытие, стремится к материальным удовольствиям, для него нет ничего важнее вещей, следовательно, он направлен не вверх, а вниз. Возвышенный человек обращается от телесного к духовному, например, от физической красоты – к красоте добродетели и благородства (к уровню мировой души), развивает свой разум (к уровню мирового разума) и может достичь мистического экстаза, когда произойдет откровение – прикосновение к первому уровню.

Так возник философский идеализм в том виде, в каком он известен в настоящее время.

Неоплатонизм – не религия, а философская система со своей логикой и терминологией, но это возможный путь к христианству для образованных людей, и поздние неоплатоники, например, Боэций (480 – 524) – уже христианские мыслители.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 234.