Античная философия об обществе и человеке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Античная антропология и социальная философия начинаются с идеи разделения природной и социальной реальности. Протагор (V в. до н. э., софист): надо различать существующее по природе и существующее по закону, по установлению. Природное возобновляется и поддерживается само собой, социальное необходимо постоянно поддерживать, оно существуют только благодаря человеку, относительно к нему: «Человек есть мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Поэтому главной темой античной антропологии будет учение о том, каким должен быть человек и как ему стать добродетельным.

Сократ – современник Протагора и тоже по роду занятий софист. Согласно Сократу, добродетель и достойное поведение основывается на знании. Глубокое и правильное понимание честности, мужества и других категорий обеспечивает и правильное действие, поэтому задача философии и воспитания – развить понимание, умение мыслить, а, следовательно, и направить человека по правильному жизненному пути; к этому и стремился Сократ в своих беседах с афинянами.

Сократу возражает Платон, он создает учение о сложности человеческой души, которая не сводится к разуму. В душе человека три начала: разумное, страстное и вожделеющее. Одно из них ведущее, отсюда три типа людей: спокойные и рассудительные; порывистые и благородные; низменные и эгоистичные. Из этого выводятся критика реальных государств и принцип устройства идеального общества: в нем все должности и все занятия распределяются в соответствии с типом личности каждого человека, а не стихийно, как это происходит в существующих государствах. Чтобы правильному распределению занятий не мешали имущественные различия, Платон выступал за общественную собственность.

Аристотель определяет добродетель как знание, соединенное с привычкой, задача воспитателя – сформировать привычку. Добродетель он характеризует также как середину между двумя пороками: между трусостью и безрассудством – мужество, между скупостью и мотовством – щедрость и т. п. Люди часто не видят второй крайний порок, вот и мыслят дилеммами. Фокус всех житейских добродетелей – практичность, всех духовных – ученость.

Учение о трех началах в душе трансформируется у Аристотеля в учение о трех душах. Растительная отвечает за питание, дыхание, рост, животная – за движение и размножение, разумная ответственна за принадлежность к культуре. Отличие разумной души в том, что ей ничего не дано от природы, она наполняется учением.

Основное назначение человека – деятельность. По Аристотелю, жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной: добрые качества, остающиеся не обнаруженными, не дают блаженства. Человеческая добродетель – это умение ориентироваться, выбирать надлежащий поступок. Ошибиться можно различно, а правильно поступить можно только одним путем.

Аристотель против социального радикализма: государство – это завершающая форма организации людей. Государству предшествовали семья и поселение, и оно выросло естественным путем. Аристотель был согласен с тем, что частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-политических конфликтов, но в отличие от Платона он считал, что частная собственность вечна и незыблема. Его позиция: собственность должна быть частной, а распределение – общественным. Именно к Аристотелю восходят современные теории среднего класса и социального баланса. Лучшей формой правления он называл монархию и аристократию и, как и Платон, был противником демократии, так как она легко перерастала в «охлократию» («охлос» – толпа).

Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут управлять всадники, так как они не обременены заботами о богатстве.

Выражает дух всех классической античной философии рассуждение Аристотеля о том, ради чего человек должен быть хорошим гражданином и следовать добродетели. Он говорит: это в интересах самого человека, так как только это обеспечит покой его души. «Ведь никто не назовет счастливым того, в ком нет ни мужества, ни благоразумия, ни справедливости, ни рассудительности, кто страшится всякой мимолетной мухи, кто, томимый голодом или жаждой, не останавливается ни перед каким из самых крайних средств, кто из-за четверти обола губит самых близких друзей, кто так способен на ошибки, будто ребенок или безумный».

Два крупнейших этических течения поздней античности – стоицизм и эпикуреизм.

Стоики:Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Философию они рассматривали в сократовской традиции как способ найти свой путь в жизни, свой образ жизни. Человек должен жить в соответствии со своей природой. Главное, что ему дано – это разум, и необходимо жить по разуму. В мире господствует судьба, предопределены все события. Сенека: «Закон судьбы совершает свое право… никакая мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость… Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы. Подобно тому, как вода быстрых потоков не бежит вспять и не медлит, так повинуется цепь событий вечному вращению судьбы». «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить удары судьбы».

Идеал стоиков – мудрец, который «довлеет себе», т. е. не зависит от внешних обстоятельств, руководствуется только своими принципами, полностью владеет собой и делает то, что должен. Этот идеал можно представить по схеме Аристотеля: между бездействием и ловкачеством – стоицизм.

Эпикурейцы:Эпикур, Лукреций Тит Кар.

Человек не должен верить в судьбу: ее не существует.

Человек не должен бояться богов: они далеко.

Человек не должен опасаться посмертной судьбы: после смерти ничего нет, душа распадается с телом. «Все хорошее и дурное заключено в ощущении, а смерть есть лишение ощущений». Поэтому все, что можно, человек должен осуществить и получить при жизни. Цель жизни – счастье, содержание счастья – удовольствие (эта позиция называется гедонизм). При этом важны мера и разум.

«Желания бывают одни – естественные, другие – пустые, а из числа естественных одни – необходимые, другие – только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – для самой жизни».

«Мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, если видим, что за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания».

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое предфилософия? Что включает в себя предфилософия?

2. В чем сходство и различие античной и восточной философии?

3. Что принимали за первоначало всего существующего мыслители античности?

4. С какой идеи начинается античная и социальная философия?

5. Назовите крупнейшие этические течения поздней античности, представителей и основные идеи этих течений.

Литература

[1, с. 89 – 110; 3, с. 75 – 124; 4, с. 18 – 27, 32 – 39, 44 – 49; 7, с. 60 – 63, 65 – 74; 11, с. 27 – 39, 44 – 51].

 

Тема 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 172.