Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация: формирование философии (VI в. до н. э.), классическая греческая философия (V – III вв. до н. э.), эллинистическая и латинская философия (III – I вв. до н. э.), философия Римской империи (I – V вв.). Для рассмотрения выделяются в первую очередь классическая философия и эллинизм.
В Древней Греции примерно в VIII – VI вв. до н. э. складывается предфилософия, т. е. комплекс идей, еще не философских, но создавших основание для возникновения на следующем этапе философии. Предфилософия включает в себя следующее.
1. Развитая мифология и развивающаяся религия в той мере, в какой они систематизированы и претендуют на универсальное объяснение реальности. В Древней Греции религиозно-мифологические представления были систематизированы в эпосе Гомера, в поэме Гесиода «Теогония» и в учении орфиков (культ Орфея – учение о царстве умерших, о переселении душ).
2. Преднауки – устойчивые комплексы практических знаний по определенным предметам (знание звездного неба и умение вычислять важнейшие моменты годичного цикла; искусство счета, измерения, вычисления площади и объема; технологии изготовления красок, мыла, вина; умение лечить болезни, ранения; знание о растениях и их воздействии растений на организм). Научным это знание еще не является, так как не систематизируется, не доказывается, не содержит теоретических обобщений, но это уже рациональное знание.
3. Обыденная житейская мудрость. Выделяются ее носители: мудрецы, наставники, учителя. В Древней Греции это «семь мудрецов», деятельность которых относится к концу VII – началу VI в. до н. э.
Античная философия начинает, как и восточная, с идеи внутренней взаимосвязи, единства всего существующего, основанного на единстве источника всякого существования. Мир един, так как весь он происходит из единого начала. Создаются понятия, выражающие эту идею: греческое архэ – начало и позднее латинский его перевод: субстанция – «подо всем».
Однако было и существенное различие. Понятия «брахмана», «атмана», «дао» трактовались в основном мистически. Подчеркивались их непостижимость для мысли и невыразимость в слове. «О мирах брахмана нельзя спрашивать». «Дао постижимое – не подлинное дао, имя произносимое – не подлинное имя». Античная философия создала для выражения принципа всеобщего единства первое целиком рациональное понятие, она исходила из предположения, что устойчивое первоначало, которое лежит в основе всего существующего, задает тем самым его единство и обеспечивает упорядоченность, вполне можно объяснить, представить наглядно, выразить доступно для понимания.
Следовательно, первой темой греческой философии становится вопрос: что собой представляет архэ и каковы его свойства? Первые философские школы попытались на этот вопрос ответить, каждая по-своему. При этом можно отметить следующие особенности ранней античной философии в целом.
Космоцентризм – понимание мира как космоса, упорядоченного и целесообразного целого (в противоположность хаосу).
Физикализм – представление о природе как о главном объекте философии.
Пифагорейская школа. Основана Пифагором в 512 г. до н. э., в городе Кротоне. Пифагор идею первоначала связывал в первую очередь с идеей закономерности, сквозной для всей реальности. Для него архэ по существу – закон, правило организации. Отсюда тезис: архэ – это число. «Все есть число». Числовые соотношения лежат в основе всех свойств вещей, одни и те же закономерности повторяются в разных сферах реальности. Число у пифагорейцев рассматривалось как самостоятельная сущность, особая реальность.
Милетская школа (VI в. до н. э., г. Милет), основатель – Фалес. Эти философы трактовали первоначало вещественно, как материал, из которого все возникло. Сначала за первоначало принималось некоторое известное вещество, рассмотренное абстрактно и идеализированно. По Фалесу, первоначало – это вода, по Анаксимену – это воздух. Анаксимандр: первоначало – вещество особое, для него нет аналогов в наблюдаемом мире, это вещество неопределенное – апейрон.
Близкие идеи высказывали также некоторые философы, не принадлежащие к Милетской школе. Гераклит Эфесский первоначалом называл огонь, а Эмпедокл считал «четырьмя корнями» всего существующего воду, воздух, огонь и землю.
По Гераклиту: «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим». Таким образом, сущность архэ и, следовательно, мира вообще – это вечное движение. Гераклиту принадлежит известное изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Он считается основоположником диалектики.
Элейская школа (VI – V вв. до н. э., город Элея). Ее представители: Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан, Мелисс. Они определяли свойства архэ через противопоставление очевидности. Формирующаяся античная онтология пришла к идее различия явлений и сущности, т. е. непосредственно наблюдаемого в опыте, и сущности. Отсюда вопросы элеатов: едино ли бытие? По-видимому, вещи множественны; присуще ли бытию движение? По-видимому, вещи движутся.
Парменид ответил: «Бытие едино и неподвижно». Доказательству этого служили апории Зенона – логические парадоксы «Стрела», «Стадии», «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», из которых следует, что попытка мыслить движение ведет к противоречию, следовательно, движение – это только видимость. Элеаты положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим.
Античный атомизм. Родоначальник его – Левкипп, который ввел понятие «атом» (по-гречески «неделимый») – это самая малая частица вещества. Демокрит (460 – 360 гг. до н. э.) учил: атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустоты, но пустота их разделяет. Главные свойства атомов – величина и форма. Атомы отличаются друг от друга также порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечны. Вечное свойство атомов – движение. Атомы парят в пустоте, сталкиваясь, они изменяют направление, соединяясь, образуют тела. Свойства тел зависят от вида и от соединения атомов. Все многообразие событий сводится к единому процессу – движению атомов в пустоте.
Так как движение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью, случайностей не существует. Боги не вмешиваются в конкретный ход событий.
В период эллинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура (340 – 270 гг. до н. э.) В 306 г. Эпикур основал в Афинах школу «Сад Эпикура». Эпикур определил атомы как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но число их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонении их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникает и мир, и все, что существует. Эпикур вводит понятие «клинамен» – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной траектории в неопределенном месте и в неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Отсюда и этика Эпикура (будет рассмотрена ниже).
Еще один вариант развития эллинистического атомизма связан с учением Лукреция Тита Кара (99 – 55 гг. до н. э.). В его трактате «О природе вещей» атомы сравниваются с буквами, а вещи – со словами. Он выделил как доказательство существования атомов объяснение процессов высыхания и истирания: мы не видим, как происходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.
Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.
Особую группу составляют концепции античной онтологии, согласно которым для возникновения мира недостаточно вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая деятельность, а следовательно разумное духовное первоначало.
Философия Платона (427 – 347 гг. до н. э.). Согласно Платону, существует два мира – чувственный мир вещей и умопостигаемый мир идей – эйдосов, который находится в занебесной области. В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В идеальном мире они существуют в чистом виде. Там расположение эйдосов организовано тематически и иерархически. Существование вещей вторично по отношению к эйдосам. Вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное первоначало Платон называл «хора» – материя. Это пассивное мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация. В поздних диалогах Платона появляется и образ бога-демиурга (мастера, ремесленника). Платон указывает, что первоначально с материей соединились идеи земли, воздуха, воды и огня, и так возник космос.
Таким образом, определяется теоретическое расхождение материализма и идеализма. Материализм считает, что первоначало вещественно, а идеализм считает основополагающим духовное первоначало. Завершение и развернутое выражение эта позиция находит в творчестве Аристотеля.
Философия Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотель впервые определил философию как метафизику, т. е. науку о неподвижных и вечных сущностях, о сущем самом по себе. В ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблемы различения истинного и ложного знания.
Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие. Теоретические науки – математика, физика и метафизика. Именно они и в первую очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего.
Все компоненты действительного мира можно охватить с помощью 10 ключевых понятий – категорий – сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, действие, страдание, обладание.
Принципиальное основание философии Аристотеля заключено в учении о материи и форме. Они совечны: нельзя приписать возникновения ни той, ни другой. «Я называю материей то, из чего возникает какая-нибудь вещь, то есть материя – это материал вещи». Материя неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена жизни, целостности, энергии. Материя – это то, «что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Без формы материя – это возможность, с формой она становится действительностью. Форма – это организация, это структура, определенность (близкое к эйдосу понятие). Это «суть бытия каждой вещи и первая сущность».
Для того чтобы возникла вещь, кроме материи и формы необходима еще действующая причина (то, что соединит материю с формой) и целевая («то, ради чего», назначение, функция). Таким образом, для существования каждой вещи есть четыре причины. То же для космоса. У Аристотеля мы впервые находим философское обоснование Бога, т. е. указание на его необходимость в рациональном объяснении реальности: это «форма форм», действующая причина, перводвигатель, т. е. источник всякого движения.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 196.