Специфика философских проблем и место философии в культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На основе характеристики философии как мировоззрения можно определить специфику философских проблем.

Философские проблемы – это проблемы, которые объединяют познавательный и оценочно-личностный взгляды человека.

Итак, специфика философских проблем заключается в следующем:

для многих философских проблем существуют различные варианты решения и не определяется единственно правильный вариант;

к философским проблемам человечество иногда возвращается на новом уровне развития, и это не означает отсутствия прогресса в философии;

философские проблемы в той или иной степени ставит перед собой каждый человек (т. е. они обращены не к специальной, профессиональной деятельности, а к родовой человеческой сущности). Именно в этом проявляется их конкретность.

Факторы, которые оцениваются людьми как значимые, которые служат ориентирами их деятельности и формируют цели, обобщенно называют ценностями. Например, к ценностям относятся материальное благополучие, свобода, власть, знание и др. Философия выявляет такие феномены (стремясь обнаружить их все), анализирует их, выстраивает их иерархию, определяя наиболее фундаментальные ценности. Отсюда следует определение философии как учения о фундаментальных ценностяхчеловеческого бытия.На основе этого определения можно определить место философии в культуре.

Культура – это совокупный результат развития человечества, т. е. совокупность всех созданных человеком ценностей (материальных и духовных).

При этом в структуре культуры выделяются сферы – мораль, религия, искусство и т. п., и каждая из этих сфер строится вокруг одной из фундаментальных ценностей: наука стремится познать, установить истину, мораль – призвать к добру, искусство – раскрыть и творить красоту, но при этом каждая из сфер культуры принимает свою ценность как данность, как безусловный ориентир. Например, для науки естественная цель и главная ценность – истина, и наука широко использует это понятие, но при этом наука может спросить: что истинно из этих двух теорий? Но не поставит при этом вопроса: что такое истина и всегда ли нам нужна именно она? Истина универсальна или у каждого своя? То есть наука не будет анализировать само понятие истины. Для политики безусловная ценность – власть. Политик спросит: как завоевать власть, как ею распорядиться? Но не спросит: как влияет на личность обладание властью, например, увеличивает власть свободу или наоборот? Верно ли, что все стремятся к власти, а если нет, то почему? Философия же задает вопросы именно такого типа, она анализирует все фундаментальные ценности, исследуя их происхождение, сущность, границы.

Таким образом, для каждой сферы культуры философия разрабатывает исходный принцип. Поэтому она является условием и основой развития всех сфер культуры. Обращение к философии особенно значимо в переломные моменты развития науки, политики, искусства и др.

Далее, кроме общечеловеческого в культуре есть национальное содержание. Для определенного народа, на определенном этапе истории культурные достижения, культурные нормы, признанные ценности всегда несколько отличаются от других. Именно в философии выражается и разрабатывается национальная система ценностей (философия ее не создает, но делает явной). Поэтому философия, в отличие от большинства наук, может иметь национальные и исторические особенности, более того, именно через философию происходит осознание народом себя, своего исторического пути, своего национального характера. И отсюда – возможность еще одного варианта определения философии: философия – это самосознание культуры или самосознание эпохи.

Следовательно, в философии как области исследования исторически выделились две главные темы:

а) философия синтезирует знания, разрабатывая картину устройства мира в целом;

б) философия определяет ценностные основания человеческой деятельности.

Связь этих двух тем отражается в обобщенном определении философии как области знания, в которой исследуется отношение человека к миру.

Более полно специфика философского исследования определяется в выяснении отношения философии к другим сферам культуры.

Философия и наука. Философия является наукой, поскольку имеет определенный предмет, область исследований, участвует в информационном обмене с другими науками, имеет те же логические основания.

Однако философия отличается от традиционных стандартов научности (установившихся главным образом на основе естественных наук). В качестве доказательства в философии могут быть использованы не только рациональные, но и ценностные аргументы (например, «Разве не ужасно было бы признать, что в мире всепобеждающим является зло?»). В философии не используются многие естественнонаучные методы, в частности, постановка повторяемых экспериментов (хотя какие-то и используются – мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод).

Многие считают наиболее важным отличием философии от науки то, что философия систематически возвращается к ранее решенным проблемам, по-новому их переосмысливая. Почему философия так действует? Не потому, что не может разобраться, а потому, что сами объекты ее исследования меняются.

Исторически философия опирается на данные науки. Но столь же многочисленны ситуации, когда философские идеи стимулировали научные представления своего времени и даже расходились с ними, выражая догадку, прорыв в будущее.

Философия и искусство. В отличие от философии, основной единицей художественного мышления является образ, а не абстрактное понятие. Искусство и философию сближает индивидуальный, принципиально личностный при всей общезначимости характер результатов. Философское произведение обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, доставляет эстетическое переживание. Философская идея может быть выражена художественными средствами. Вместе с тем они противоположным образом направлены: искусство раскрывает всеобщее через локальное, философия стремится от локального подняться к всеобщему.

Философия и религия. Их объединяют в первую очередь рассматриваемые проблемы – как устроен мир, каково назначение человека, как ему следует жить? Принципиальное различие состоит в том, что философия стремится мыслить рационально-критически и доказывать свои положения, в принятии же религиозных догматов ключевую роль играет вера – признание истинным некоторого положения вне логики и независимо от нее. В основе религиозного мышления лежит признание некоторых основоположений веры как абсолютных, вечных и неизменных истин, апелляция к авторитетам. Подлинное философское мышление принципиально антидогматично. Образ Бога различен в религии и философии: для философов Бог ближе к абстрактному духовному началу, не обладает персональностью.

При этом существует и религиозная философия, в которой предметом и основанием философского осмысления становятся религиозные постулаты. Философская система может консервироваться, превращаясь в религиозную или квазирелигиозную.

Итак, во взаимодействии философии с другими сферами культуры происходит их взаимопроникновение, но философия не входит целиком в рамки ни одной из них, это самостоятельная форма духовной деятельности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие определения понятия «философия» вы можете назвать?

2. При каких теоретических условиях философия становится возможной?

3. Что такое метафизика?

4. Что такое мировоззрение?

5. В чем состоит специфика философских проблем?

6. Какое место философия занимает в системе культуры?

 

Литература

[1, с. 4 – 87; 14, с. 7 – 36].

 

Тема 2. МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Разделы философского знания

 

Философия есть способ целостного понимания отношения человека к миру. Это отношение, во-первых, может быть теоретическим или практическим; во-вторых, может соответствующим образом изучаться: а) как отношение человека к природе, космосу; б) как отношение человека к социальному миру, второй природе; в) как отношение личности к своему непосредственному окружению, к своей судьбе.

Общее исследование отношения человека к миру предполагает изучение каждой из этих составляющих и каждой из сторон (и человека, и мира во всех модификациях). Отсюда возникают теоретические разделы философии, т. е. проблемные области, отличающиеся друг от друга по предмету исследования. Развернутая система философского знания включает в себя в качестве разделов

онтологию (от «онтос» – сущее) – учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации;

философскую антропологию (от «антропос» – человек) – учение о человеке, его природе и основаниях его действий;

гносеологию (от «гнозис» – знание) – учение о познании человеком окружающего мира, о предпосылках, средствах, возможностях и границах познания;

социальную философию – учение об обществе, о закономерностях и движущих силах исторического процесса. При более подробном структурировании разделяют социальную философию и философию истории, как учение об обществе соответственно в статике и в динамике.

В настоящее время выделяется как особая область философских исследований аксиология, которую можно определить как учение о природе ценностей. Если рассматривать философию в качестве рефлексии над ценностями, в качестве исследования таких феноменов, как истина, добро, красота, свобода, т. е. фундаментальных общечеловеческих ценностей, то следует заметить, что аксиология рассматривает вопрос о том, как и при каких условиях все названные и другие подобные феномены оказываются в роли ценностей, как вообще определяется их место в ценностной иерархии.

К комплексу общефилософского знания примыкают конкретные философские науки: этика – учение о нравственности, эстетика – учение о прекрасном и об искусстве как сфере человеческой деятельности, логика – учение о правилах мышления, философия науки, техники, религии, политики, права(т. е. специальные исследования различных существенных сторон человеческого бытия). Особую область философского знания составляет история философии, поскольку большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

 

Уровни философского знания

 

Осознание отношения человека к миру, выработка его жизненной позиции происходит различными способами. Говорят о трех уровнях философского мышления, различающихся по степени абстрактности и форме выражения.

1. Обыденная философия (на уровне практического мышления).

Это осознание человеком принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей. Обыденная философия на индивидуальном уровне возникает, когда от принятия решений по каждому отдельному поводу человек переходит к выработке, формулировке и оправданию своей жизненной позиции. На уровне общества это накапливающаяся коллективная, народная мудрость, суждения о том, как устроена жизнь и как должен действовать человек, которым придан общезначимый характер. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм, т. е. краткая содержательная формулировка какого-либо тезиса, вывода. В народном сознании общезначимые формулировки такого типа – это пословицы, многие из которых имеют философский смысл, и притчи.

Исторически обыденная философия – это древнейшая философия, точнее, предфилософия. В Греции, в Китае у истоков философии стояли мудрецы – практические мыслители, выражавшие собственную и народную мудрость. В Китае это Конфуций, Лао Цзы, в Греции – легендарные «семь мудрецов». Кто именно принадлежал к их числу, точно неизвестно, но во всех списках фигурируют Фалес, Солон Афинский, Биант, Питтак. Время их деятельности – конец VII – начало VI в. до н. э. Среди принадлежащих этим мудрецам афоризмов (по-гречески, гномов) есть философские и нефилософские, много прямых практических советов, но некоторые гномы содержали более широкие обобщения, восходящие к общей морали, например: «Знай меру», «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» (Питтак), «Ничего слишком» (Солон). Существовали афоризмы, выходящие за пределы моральной тематики: «О тайном догадывайся по явному» (Солон). Можно также вспомнить серию философских загадок Фалеса: «Что больше всего? – Пространство: оно все в себе содержит», «Что быстрее всего? – Ум: он все обегает», «Что сильнее всего? – Судьба: она имеет над всем власть», «Что труднее всего? – Познать самого себя».

2. Философско-художественное мышление (философские идеи, выраженные в художественном произведении).

Это литературные произведения, которые выходят на уровень осмысления общечеловеческих ценностей. В них присутствует фундаментальная общая идея, стоящая за сюжетным и изобразительным планом.

Нормативная форма философствования на этом уровне – это философско-художественный образ, т. е. метафора, которая имеет как прямой, так и символический смысл.

Особой разновидностью философско-художественного мышления являются философские эссе. Это произведения, в которых нет специального сюжета, они построены на высказывании и развитии идей, но при этом в них специально используются художественно-выразительные приемы. Примером таких работ могут служить «Миф о Сизифе» А. Камю, «Апология Сократа» Платона, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, «Восстание масс» Х. Ортеги-и Гассета.

3. Теоретическая философия (философия в собственном смысле).

Это специализированная система знаний, создаваемая в процессе целенаправленной исследовательской деятельности. Философия этого уровня содержит значительный собственный объем информации о реальности, ее освоение и развитие предполагают специальную подготовку, она разрабатывается профессионалами. В ней используются специальные теоретические средства развития знания: системы терминов и категорий (т. е. наиболее общих понятий); логическая аргументация и соблюдение строгой последовательности рассуждений. Именно на этом уровне философия представляет собой самостоятельный способ познания со специфическим предметом и методологией и может адекватно выполнять свои функции в культуре.

Нормативная форма философствования на этом уровне – теоретическая концепция, т. е. совокупность положений, логически разворачивающих некоторые исходные принципы.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 181.