Формирование философии как области исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ЧАСТЬ 1

 

 

ОМСК 2009

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

 

 


 

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

Часть 1

 

Учебное пособие

 

 

Омск 2009

УДК 1 (075.8)

ББК 87я73

О75

 

 

Основы философии: Учебное пособие: Часть 1 / Н. И. Мартишина, А. М. Агальцев, Б. А. Архипов, Ю. А. Трофимова, О. В. Хлебникова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 96 с.

 

Издание подготовлено в соответствии с программой обязательного экзамена по философии.

Рассмотрены предмет и структура философии, основные этапы ее истории, а также наиболее принципиальные проблемы ее главных содержательных сфер: онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Представлены предмет и круг проблем философии техники как особой области исследований. Первая часть пособия освещает логику развития философии в ее исторической ретроспективе.

Учебное пособие может быть использовано при подготовке студентов к экзамену по философии, а также в их самостоятельной работе.

Предназначено для студентов заочной формы обучения.

 

 

Библиогр.: 15 назв.

 

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор Л. М. Дмитриева;

доктор филос. наук, профессор М. Д. Купарашвили.

 

 
 


© Омский гос. университет

путей сообщения, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….……..... Тема 1. Философия и ее предмет…………………………………………….. Тема 2. Многообразие философского знания…………………………..….. Тема 3. Философия древнего Востока…………………………………….... Тема 4. Античная философия……………………………………………...... Тема 5. Средневековая философия…………………………………………. Тема 6. Философия эпохи Возрождения………………………………..….. Тема 7. Философия Нового времени…………………………………….… Тема 8. Философия эпохи Просвещения…………………………………… Тема 9. Немецкая классическая философия…………………………..….... Тема 10. Формирование марксизма…………………………………….…... Тема 11. Русская философия………………………………………….……. Тема 12. Основные направления современной философии…………….… Библиографический список……………………………………………………...

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения и ориентировано на курс философии, который включен в систему общей подготовки всех специальностей.

Структура учебника включает в себя две части, состоящие из 30 базовых теоретических тем, изучение которых является обязательным согласно федеральному образовательному стандарту. Каждая тема снабжена контрольными вопросами, ответить на которые должен быть способен любой студент, претендующий на достаточный для успешной сдачи экзамена по философии уровень освоения соответствующей информации. В заключение обеих частей пособия приведен список учебной литературы, изучение которой может послужить в качестве дополнительного источника материала при подготовке к экзамену (следует обратить внимание на то, что составной частью содержания каждой из 30 тем является финальное указание на этот список).

В вузовском курсе философии предусмотрено изучение основ той сферы знания, которая включает в себя общетеоретические установки всех отраслей науки и техники. Для наилучшего обеспечения данного процесса необходимо оказать студентам помощь в освоении значений важнейших философских понятий, в уяснении смысла главных философских проблем, а также в осмыслении основных этапов исторического развития тех идей, которые привели к современному состоянию интеллектуального пространства человеческой культуры. Именно оказание такой помощи и является принципиальной целью настоящего учебного пособия.

Предлагаемое учебное пособие может быть использовано также в самостоятельной работе студентов.

 

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

Разделы философского знания

 

Философия есть способ целостного понимания отношения человека к миру. Это отношение, во-первых, может быть теоретическим или практическим; во-вторых, может соответствующим образом изучаться: а) как отношение человека к природе, космосу; б) как отношение человека к социальному миру, второй природе; в) как отношение личности к своему непосредственному окружению, к своей судьбе.

Общее исследование отношения человека к миру предполагает изучение каждой из этих составляющих и каждой из сторон (и человека, и мира во всех модификациях). Отсюда возникают теоретические разделы философии, т. е. проблемные области, отличающиеся друг от друга по предмету исследования. Развернутая система философского знания включает в себя в качестве разделов

онтологию (от «онтос» – сущее) – учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации;

философскую антропологию (от «антропос» – человек) – учение о человеке, его природе и основаниях его действий;

гносеологию (от «гнозис» – знание) – учение о познании человеком окружающего мира, о предпосылках, средствах, возможностях и границах познания;

социальную философию – учение об обществе, о закономерностях и движущих силах исторического процесса. При более подробном структурировании разделяют социальную философию и философию истории, как учение об обществе соответственно в статике и в динамике.

В настоящее время выделяется как особая область философских исследований аксиология, которую можно определить как учение о природе ценностей. Если рассматривать философию в качестве рефлексии над ценностями, в качестве исследования таких феноменов, как истина, добро, красота, свобода, т. е. фундаментальных общечеловеческих ценностей, то следует заметить, что аксиология рассматривает вопрос о том, как и при каких условиях все названные и другие подобные феномены оказываются в роли ценностей, как вообще определяется их место в ценностной иерархии.

К комплексу общефилософского знания примыкают конкретные философские науки: этика – учение о нравственности, эстетика – учение о прекрасном и об искусстве как сфере человеческой деятельности, логика – учение о правилах мышления, философия науки, техники, религии, политики, права(т. е. специальные исследования различных существенных сторон человеческого бытия). Особую область философского знания составляет история философии, поскольку большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

 

Уровни философского знания

 

Осознание отношения человека к миру, выработка его жизненной позиции происходит различными способами. Говорят о трех уровнях философского мышления, различающихся по степени абстрактности и форме выражения.

1. Обыденная философия (на уровне практического мышления).

Это осознание человеком принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей. Обыденная философия на индивидуальном уровне возникает, когда от принятия решений по каждому отдельному поводу человек переходит к выработке, формулировке и оправданию своей жизненной позиции. На уровне общества это накапливающаяся коллективная, народная мудрость, суждения о том, как устроена жизнь и как должен действовать человек, которым придан общезначимый характер. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм, т. е. краткая содержательная формулировка какого-либо тезиса, вывода. В народном сознании общезначимые формулировки такого типа – это пословицы, многие из которых имеют философский смысл, и притчи.

Исторически обыденная философия – это древнейшая философия, точнее, предфилософия. В Греции, в Китае у истоков философии стояли мудрецы – практические мыслители, выражавшие собственную и народную мудрость. В Китае это Конфуций, Лао Цзы, в Греции – легендарные «семь мудрецов». Кто именно принадлежал к их числу, точно неизвестно, но во всех списках фигурируют Фалес, Солон Афинский, Биант, Питтак. Время их деятельности – конец VII – начало VI в. до н. э. Среди принадлежащих этим мудрецам афоризмов (по-гречески, гномов) есть философские и нефилософские, много прямых практических советов, но некоторые гномы содержали более широкие обобщения, восходящие к общей морали, например: «Знай меру», «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» (Питтак), «Ничего слишком» (Солон). Существовали афоризмы, выходящие за пределы моральной тематики: «О тайном догадывайся по явному» (Солон). Можно также вспомнить серию философских загадок Фалеса: «Что больше всего? – Пространство: оно все в себе содержит», «Что быстрее всего? – Ум: он все обегает», «Что сильнее всего? – Судьба: она имеет над всем власть», «Что труднее всего? – Познать самого себя».

2. Философско-художественное мышление (философские идеи, выраженные в художественном произведении).

Это литературные произведения, которые выходят на уровень осмысления общечеловеческих ценностей. В них присутствует фундаментальная общая идея, стоящая за сюжетным и изобразительным планом.

Нормативная форма философствования на этом уровне – это философско-художественный образ, т. е. метафора, которая имеет как прямой, так и символический смысл.

Особой разновидностью философско-художественного мышления являются философские эссе. Это произведения, в которых нет специального сюжета, они построены на высказывании и развитии идей, но при этом в них специально используются художественно-выразительные приемы. Примером таких работ могут служить «Миф о Сизифе» А. Камю, «Апология Сократа» Платона, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, «Восстание масс» Х. Ортеги-и Гассета.

3. Теоретическая философия (философия в собственном смысле).

Это специализированная система знаний, создаваемая в процессе целенаправленной исследовательской деятельности. Философия этого уровня содержит значительный собственный объем информации о реальности, ее освоение и развитие предполагают специальную подготовку, она разрабатывается профессионалами. В ней используются специальные теоретические средства развития знания: системы терминов и категорий (т. е. наиболее общих понятий); логическая аргументация и соблюдение строгой последовательности рассуждений. Именно на этом уровне философия представляет собой самостоятельный способ познания со специфическим предметом и методологией и может адекватно выполнять свои функции в культуре.

Нормативная форма философствования на этом уровне – теоретическая концепция, т. е. совокупность положений, логически разворачивающих некоторые исходные принципы.

 

Проблема универсалий

 

В период схоластики ключевое место в философской проблематике занимает проблема универсалий. Из-за углубления сакрализации большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, но можно выделить проблему соотношения общего и единичного – спор об универсалиях. Содержание проблемы универсалий выражается в следующих вопросах.

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты. Какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее реальны, чем конкретные вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.

Номиналисты: Беренгар Турский, Росцелин из Компьени, Пьер Абеляр, Дунс Скот, Уильям Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Номинализм – от «номен», имя.

Номинализм был представлен в двух формах: крайней и умеренной. Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм – или общие понятия обладают реальностью лишь потенциально как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм. Умеренный номинализм называют еще концептуализмом, от «концепт» – идея. Умеренного номинализма придерживался Пьер Абеляр, который указывал: чтобы правильно употреблять слова, надо уметь сравнивать вещи, а для этого в них должно быть нечто общее, но не обособленное реально. Наш ум это общее выделяет в чистом виде и называет.

Уильям Оккам (ок. 1281 – ок. 1349) говорил, что мир состоит из единичных вещей и никаких универсальных сущностей не обнаружено, и «не следует умножать число сущностей без нужды» (т. е. если что-то не обнаружено, оно не может быть объектом высказывания, познания, не следует предполагать без доказательств существование чего-либо). Этот принцип сохранился под названием «лезвие (или бритва) Оккама».

Реалисты: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шампо, Фома Аквинский. Их позиция: по-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи, Сократом или Платоном человека делают отдельные признаки. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи – это результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами)».

Реализм так же, как и номинализм, был представлен в двух формах: крайней и умеренной. Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде.

Вообще для реалистов характерно любые понятия считать чем-то очень реальным. На этом основаны некоторые их своеобразные рассуждения, например, доказательство существования Бога у Ансельма: Бог существует, поскольку существует понятие о нем и поскольку, если мы его мыслим, мы мыслим его как существо совершенное и наделяем всеми положительными качествами, в том числе – достоинством существования. Ясно, что это спорно, поскольку мыслить можно и несуществующие предметы.

В споре номиналистов и реалистов нашли отражение некоторые по-настоящему значимые философские проблемы: происхождение общих понятий, структура нашего мышления и структура мира.

Научная революция XVII века

В эпоху Возрождения происходит секуляризация познания и формируется концепция познания как исследования природы (это главный объект познания). Новая идеология познания соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя, среди которых следует назвать прежде всего осознание важности социальных преобразований, значимости творчества, индивидуального характера судьбы человека, ценности земной жизни и практического успеха. Эти ориентации поддерживаются новым течением в христианстве – протестантизмом.

В XVII в. эти тенденции получают развитие и приводят к формированию классической науки. Рубеж XVI – XVII вв. ознаменовал первую глобальную научную революцию или просто возникновение науки, именно в этот период наука приобретает действительно аутентичную форму. Меняются все области познания, и философия в том числе.

Заглавные имена этой эпохи: Г. Галилей (1564 – 1642), Ф. Бэкон(1561 – 1626), Р. Декарт (1596 – 1650), И. Ньютон (1643 – 1727), Б. Паскаль (1623 – 1662), Г. Лейбниц (1646 – 1716), Т. Гоббс (1588 – 1679), Б. Спиноза (1632 – 1677), Дж. Локк (1632 – 1704).

В основе «великого возрождения наук» в XVII в. лежит утверждение эталона практически полезного знания. В познании эпохи Возрождения наука еще рассматривалась как полезное и забавное (здесь это пока равноправные оценки) занятие. Она воспринималась, с одной стороны, как своеобразное искусство (примером может служить развитие механики как искусства изготовления сложных игрушек; не случайно многие выдающиеся деятели этого периода занимались наукой, техникой, архитектурой, живописью, скульптурой – в представлениях эпохи все это родственные занятия). С другой стороны, наука переплеталась с возрожденной магией (то и другое рассматривалось как проникновение в тайны природы, дающее посвященным господство над ее силами).

В XVII в. усиливается идея полезности, наука утрачивает развлекательный характер; остается в прошлом и взгляд на науку как прежде всего на средство развития личности, как высоконравственное и неутилитарное занятие. Знание начинает рассматриваться как средство решения практических задач и достижения успеха в деятельности. Наиболее четко новый взгляд на знание сформулировал Ф. Бэкон, писавший: «Человек… умеет и может столько, сколько знает и понимает».

Вследствие изложенных изменений

изменяется проблематика науки и философии: они переориентируются на как можно более близкие к объектам описания и объяснения. Теперь необходимым считается не столько выяснять отдаленные причины событий, искать изначальные сущности (а это традиционная задача метафизики), сколько давать точное описание фактов, выявлять закономерности, фиксировать количественные характеристики. Из познания, понимаемого таким образом, исчезают средневековый символизм и морализм, романтизм Возрождения, происходит разграничение научного и ценностного суждения, наука определяется как объективное знание;

в естествознании начинается быстрый рост объема знаний и преимущественное развитие теорий и разделов, востребованных практически, как то: классической механики (И. Ньютон), исследований механических деформаций, теории удара, теории модулей упругости (Р. Гук, Х. Гюйгенс). Среди других разделов физики особое развитие получили гидро- и аэростатика и оптика. Э. Торичелли открыл существование атмосферного давления и вакуума, опровергнув классическую формулу «Природа не терпит пустоты». Б. Паскаль в 1663 г. установил основной закон гидростатики: внешнее давление передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Р. Бойль в 1662 г. и независимо от него Э. Мариотт в 1676 г. открыли один из основных газовых законов: произведение объема газа данной массы на его давление постоянно при постоянной температуре. Определяется расхождение корпускулярной и волновой теории света, открыты явления дисперсии, хроматической аберрации, интерференции, дифракции. В математике в этот период созданы аналитическая геометрия, теория чисел, дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей. В 1641 или 1642 г. Б. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину;

наука превращается в социальный институт – возникают формы ее общественной организации, объединения ученых. Пока это общие объединения, причем определенная инициатива в их создании принадлежит философам, которые не придумали, но оформили складывающуюся общественную потребность (например, сообщество ученых, ведущих совместные исследования, было описано Ф. Бэконом в утопии «Новая Атлантида»).

 

Гносеология Нового времени

Главная особенность гносеологии Нового времени заключается в том, что начинает формироваться методология как учение о способах познавательного процесса и осуществляется разработка этих способов. Социально-культурной основой методологии был идеал практически полезного познания и связанная с ним задача: обеспечить устойчивый рост знаний, найдя надежный метод познания. Наука этого периода ищет процедуры познания, отличающиеся от обыденных приемов. Так Ф. Бэкон говорит, что не стоит ожидать, «что будет сделано то, чего до сих пор никогда не было, иначе, как средствами никогда доселе не испытанными».

К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся следующие:

распространение эксперимента как базового метода эмпирического исследования (основоположником метода эксперимента считается Г. Галилей);

индуктивный метод Ф. Бэкона как совокупность приемов обобщения эмпирических данных, планирования серии опытов, исследования причинно-следственных связей;

дедуктивный метод Р. Декарта, суть которого состоит в том, чтобы сложную для исследования проблему делить на простые вопросы, сложный объект – на простые части, а для получения обоснованного общего вывода необходимо рассмотреть все частные случаи, ничего не пропустив (т. е. за анализом следует синтез).

Обращает на себя внимание сходство построения методов Бэкона и Декарта: оба исходят из убеждения, что познание должно быть в первую очередь последовательным, не перескакивать через этапы, не делать поспешных заключений. Их различие – это противоположность индуктивного и дедуктивного направлений познания, эмпиризма и рационализма.

Методологические идеи в рационалистическом ракурсе разрабатывались позже Г. В. Лейбницем, который стремится выявить и содержательно сформулировать те интуиции, с которых должен начинать разум, «вечные идеи». Он относит к ним логические законы тождества и противоречия, а также непосредственно на них основанные математические истины.

Эмпирический же вариант методологии доработан Д. Локком. Локк доказывает отсутствие врожденных идей и происхождение всякого знания из опыта. Он работает на психологическом материале, на исследованиях «диких» народов, живущих на недавно открытых землях, и детей и показывает, что истины, которые кажутся само собой разумеющимися, отнюдь не изначально всем присущи (и логические, и моральные – многие до этого считали, что нравственность носит врожденный характер). Душа в начале жизни – это «чистая доска». Жизненный опыт заполняет ее письменами. Это так называемый внешний опыт, к которому добавляется внутренний – размышления, приемы обработки представлений, до некоторой степени этот опыт самостоятелен по отношению к внешнему. Любые продукты познавательной деятельности, являющиеся результатом внутреннего и внешнего опыта, Локк называет идеями (включая фантастические образы) и делит их на простые и сложные, возникающие как соединения простых. Например, идея друга – это соединение идей человека, расположения, действия и др.

Общей чертой классической методологии является также ее критическая направленность, идея о том, что традиционная наука использовала неправильные методы и потому содержит много сомнительного. Необходимо осознать, что мешает познанию, и бороться с предубеждениями, порождающими ошибки. Ф. Бэкон специально рассматривает препятствующие познанию факторы, разделяя их на четыре группы: «идолы рода» (заблуждения, присущие всему человеческому роду), «идолы пещеры» (индивидуальные заблуждения отдельного человека), «идолы площади» (ошибки, проистекающие из неправильного употребления слов), «идолы театра» (заблуждения, возникающие из идей ложных философий).

 

Философии эпохи Просвещения

 

XVIII в. остался в истории Запада как век Просвещения. Просвещение, рассмотренное в качестве деятельности, есть распространение знания. И действительно, в этот период не столько создаются принципиально новые концепции, сколько получают развитие, достигают логического завершения концепции, созданные ранее.

Г. В. Ф. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культуры и духовной жизни, отрицающее сложившиеся порядки в области социального управления, политики, права, религии, морали. Общая идея эпохи – это преобразование всех социальных порядков, культуры, быта на основе достижений разума, с позиций рациональности и целесообразности, преодоление невежества, построение «царства разума».

В этот период в Европе происходит распространение науки из традиционных центров учености (Англия, Франция) на другие территории (Германия, Голландия, Россия). Развивается образование, в том числе создаются высшие учебные заведения нового типа, в противовес старым университетам, сохранявшим средневековые схоластические традиции. В целях распространения знаний, передовых достижений науки в 1751 – 1772 гг. французскими просветителями предпринимается издание Энциклопедии (всего вышло 28 томов), которая была сводом важнейших достижений науки к тому времени.

Все это происходит на общем социальном фоне, характеризующемся быстрым прогрессом технологий, промышленности, ростом городов, развитием коммуникаций, торговли, банковского дела. С социальной точки зрения можно говорить об окончательном утверждении буржуазного общественного строя в экономике и идеологии, которое закрепляется политически. Идеология Просвещения, таким образом, была антифеодальной идеологией, философским обоснованием и выдвижением лозунгов буржуазных революций.

К философам-просветителям относятся: во Франции – Ф. Вольтер, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.; в Англии – Дж. Локк, А. Шефтсбери, Д. Юм, А. Смит; в Германии – Г. Лессинг, И. Кант; в Америке – Т. Джефферсон; в России – А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, И. П. Пнин.

В онтологии просветители придерживались натурализма, созданного в предыдущем веке, стояли на позициях деизма или атеизма, считали единственной реальностью природу, ее первоосновой – материю. Гольбах дал близкое к современному определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Жизнь они считали формой организации материи, закономерно возникающей в ее совершенствовании.

В гносеологии они в основном поддерживали эмпирическую методологию познания, критиковали концепцию «врожденных идей», выдвинутую Р. Декартом, противопоставили ей теорию «чистой доски», стояли на позициях сенсуализма. Отсюда возникает декларация важности обучения, воспитания, столь характерная для просветителей.

 

Онтология и диалектика

 

Система онтологии, предложенная немецкой классической философией, неотделима от понятия «диалектика».

Так, Ф. Шеллинг рассматривает природу как единое целое, связанное универсальными силами. Наиболее яркий пример таких сил он видит в электричестве – оно есть и в неживой природе, есть и «животное электричество» (гальванизм). В развитии природы Шеллинг выделяет три этапа: механический, химический, органический; при переходе от этапа к этапу они сохраняются как уровни. Каждый из этих уровней специфичен, несводим к предыдущим, например, организм – не просто совокупность механических «устройств» и химических реакций. «Не вещи суть принципы организма, а наоборот, организм есть принцип вещей».

В фундаменте природы лежит полярность, т. е. нерасторжимое единство противоположных начал. Именно их взаимодействие и противоборство являются источником всякой активности и ведут к развитию. Полярность противоположных начал наблюдается на всех уровнях, но приобретает различные проявления. Основные уровни организации определяются характером взаимодействия противоположных начал.

В мире механических объектов противоположные начала – это силы: притяжение и отталкивание, деформирующее воздействие и сила упругости. Здесь действие равно противодействию. Отношение противоположностей – устойчивое равновесие.

В мире химических связей противоположные начала заключены в различных объектах, в каждом из которых одна из противоположностей преобладает над другой (кислота и щелочь) – это мир химических реакций.

В мире органических объектов существует подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается (распад и синтез органических веществ) – биологический мир, живые организмы. Высшей целью развития природы является возникновение мыслящего разума.

С естественнонаучной точки зрения в философии Шеллинга было много произвольного, но в основу диалектики легла его главная идея – источником развития является взаимодействие противоположных начал.

Философия Г. Гегеля содержит в себе обобщение этих идей. Развитие реальности в целом (не только природы) Г. Гегель представляет следующим образом.

В основе развития мира лежит саморазвитие абсолютного духа, идеи. Этап существования духа в самом себе и его развертывание Г. Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи – превращения в нечто внешнее – называется отчуждением. Первым результатом отчуждения является природа (механическая, химическая, органическая). Развитие природы – это реализация абсолютной идеи. Но имеется некоторая граница – предел степени сложности: не все ее содержание воплощается в природе. Происходит второе отчуждение, и его результат – человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его истории, и параллельно начинается ее частичное воплощение также на уровне мышления – люди познают, открывают закономерности, т. е. воссоздают логику природы и собственного бытия, и в конце концов «абсолютная идея вернется к самой себе» (это консервативный момент в философии Г. Гегеля, он считал, что близок к пониманию, значит, и развитие должно где-то здесь закончиться).

Г. Гегель открывает общие закономерности развития:

1) изменение, происходящее с объектами, может носить как качественный, так и количественный характер. Количественное – это изменение внешних параметров объекта, качественное – изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит качественный скачок. Это принципиально новое состояние объекта, несводимое к старому и необратимое. Новое качественное состояние объекта создает новые рамки количественных изменений (закон взаимного перехода количественных изменений в качественные).

2) В основе развития объекта всегда лежит некое внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. Противоположные начала, стороны объекта с необходимостью дополняют друг друга, и в то же время каждая из них служит ограничителем для развертывания другой. Это борьба, которая может принять форму противодействия, вытеснения, конфликта и т. п. (закон единства и борьбы противоположностей).

3) В процессе развития объект проходит через ряд стадий, ступеней, и каждая последующая ступень отрицает предыдущую, т. е. происходит не только возникновение нового, но и обязательная утрата чего-то, отказ от старого. Отрицание является важным элементом развития. Каждое новое состояние в развитии когда-то будет в свою очередь объектом отрицания, и не исключено возвращение в преобразованном виде каких-то характеристик ранее отрицавшегося. Отсюда образ развития как спирали (закон отрицания отрицания). Для характеристики процесса развития Гегель использует также триаду: тезис – антитезис – синтез.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (античное слово, первоначально означавшее диалог противоречащих начал).

Диалектика Гегеля, которая могла быть интерпретирована так же, как совокупность законов, по которым строится мышление, развивается наука, имела большое значение для развития теории познания.

 

 

Гносеология

Первым фундаментальную концепцию в сфере гносеологии создал И. Кант, обратив внимание на ряд аспектов познания (работа «Критика чистого разума»).

По мысли И. Канта, гносеология должна начать с анализа сущности главных форм научного знания, с трех вопросов: как возможны чистая математика, чистое естествознание и метафизика вообще, возможна ли она как строгая наука.

И. Кант выдвигает предположение: существуют априорные («a priori» – до опыта) основания человеческого познания, некоторые готовые, врожденные формы мышления, они участвуют в процессе приобретения знаний, от них происходят всеобщность и необходимость. Наше познание является результатом синтеза априорных оснований и данных опыта.

Априорные познавательные формы, а также учения о них И. Кант назвал трансцендентальными. Трансцендентальное – то, что лежит вне опыта, но направлено к нему, делая его возможным, в отличие от трасцендентного – целиком недоступного опыту и сознанию. Свое учение об априорных познавательных способностях на уровне чувственного познания И. Кант называет трансцендентальной эстетикой, на уровне рассудка – трансцендентальной аналитикой, на уровне разума – трансцендентальной диалектикой.

Трансцендентальная эстетика. Для чувственного познания необходимы априорные представления о пространстве и времени. Следствие: возможна математика (геометрия) как чистая теория пространственных отношений.

Трансцендентальная аналитика. Рассудок – это способность составлять суждения, обыденное, житейское мышление. Априорную структуру рассудка (прирожденные схемы рассуждения) образуют чистые понятия (категории). Их четыре группы:

категории количества – единство, множественность, целокупность (то есть расчлененное единство, имеющее внутреннюю структуру);

качества – реальность, отрицание, ограничение;

отношения – субстанция и свойство, причина и следствие, взаимо-действие;

модальности – возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность.

Категориям присущи всеобщность и необходимость, в результате всеобщими и необходимыми становятся суждения, сформулированные с их помощью. Следствие: возможно естествознание как строгая наука.

Трансцендентальная диалектика. Разум – высшая познавательная способность, научное, организованное мышление. Априорные идеи чистого разума – идеи целостности познающего субъекта, мира явлений и мира предметов, которые выражаются в понятиях «душа», «Космос» и «Бог». Познание этих феноменов не может быть построено на синтезе ввиду отсутствия чувственного опыта, поэтому оно принципиально ограничено. И. Кант демонстрирует, что нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть существование души и Бога. При попытке построения рациональной космологии разум встречается с антиномиямипротивоположными решениями проблемы, каждое из которых можно доказать.

Антиномия 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространст- ве. – Мир не имеет границ ни во времени, ни в пространстве.

Антиномия 2. Каждая сложная вещь состоит из простых частей. – В мире нет ничего абсолютно простого.

Антиномия 3. Кроме причинных связей в мире есть свобода. – Нет никакой свободы, все происходит по законам природы.

Антиномия 4. К миру принадлежит как часть его или причина безусловно необходимая сущность. – Нет нигде абсолютно необходимой сущности.

И. Кант снимает эти антиномии: в 1-й и 2-й антиномиях оба тезиса неверны, в 3-й и 4-й оба по-своему верны, но само возникновение антиномий говорит о том, что притязания разума должны быть ограниченными. Таким образом, И. Кант поставил проблемы связи уровней познания, роли категорий в познании, оснований чувственного опыта, диалектики, специфики видов познания, границ познания; они во многом предопределили развитие гносеологии двух последующих веков. Многие идеи, в том числе сам принцип априоризма в его первоначальной трактовке, были оспорены, но И. Кант выявил важнейшую сторону познания: принципиальное значение свойств субъекта познания (т. е. того, кто познание осуществляет), того, что в нем заложено, необходимость изучения этого аспекта познания.

 

 

Диалектический материализм

 

Общефилософские идеи марксизма. В первую очередь это диалектика как общая теория развития, законы и категории которой рассматриваются не как логические основания реальности, а как закономерн<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.