Банкротство в антикризисном управлении предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Антикризисное регулирование – это применение организационно-экономических и нормативно-правовых мер со стороны государства по отношению к кризисному предприятию.

 

Цель этого воздействия:

- обеспечение защиты предприятий от кризисных ситуаций;

- предотвращение банкротства;

- ликвидация предприятий в случае неэффективности дальнейшего функционирования.

 

Направления государственного АК регулирования:

àСовершенствование нормативно-правовой базы банкротства

àМеры по оздоровлению жизнеспособных предприятий (государственная поддержка временно неплатежеспособных предприятий)

àПривлечение инвесторов для участия в оздоровлении предприятий

àПриватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

àСоздание института арбитражных управляющих

Органы регулирования процедуры банкротства:

- ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности) - преобразовано в ФСФО (Федеральную службу по финансовому оздоровлению) в 2002 году.

- ФСФО – ликвидировано в рамках административной реформы в 2006 году.

- Федеральная налоговая служба и органы государственной регистрации – им частично переданы функции ФСФО: учет неплатежеспособных предприятий, уполномоченное представительство собственников государственного предприятия

- Арбитражные суды: частично контролируют деятельность предприятий.

- СРО (Саморегулирующие организации арбитражных управляющих – некоммерческие организации, основанные на членстве, которые создаются гражданами РФ, включаются в Единый государственный реестр саморегулирующих организаций арбитражных управляющих, имеющие своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих).

Их функции: контроль деятельности (частично); анализ экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности; подготовка рекомендаций по устранению таких предприятий; работа по формированию принципов, критериев, оценки неплатежеспособности предприятий.

 

Функции ФСФО:

1. анализ эк. и фин. состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготовка рекомендаций по их устранению (перешла к СРО)

2. работа по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий (СРО)

3. учет неплатежеспособных предприятий (ФНС)

4. уполномоченный представитель собственника гос. предприятия (ФНС)

5. контроль деятельности СРО (частично арбитражные суды)

 

Сейчас многие функции ФСФО утеряны; контроль со стороны гос-ва за процедурой банкротства явл. минимальным – она используется в т.ч. и для передела собственности.

 

По ФЗ «О несостоятельности»:

Несостоятельность – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 

Кредиторы по внешним обязательствам:1) физ. лица, 2) юр. лица, 3) гос-во, 4) муниципальные образования

 

Обязательные платежи: 1) налоги, 2) сборы, 3) взносы в бюджет и внебюджетные фонды.

 

Внешний признак банкротства:

- для организации - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

- для граждан - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

 

Условием возбуждения дела арбитражным судом является наличия требований

- у должника-организации не менее 100 000 рублей,

- у должника-гражданина не менее 10 000 рублей.

Банкротами не могут быть признаны:

казенные предприятия

учреждения

религиозные организации

политические партии

филиалы и представительства лица

финансово-промышленные группы

Преднамеренное банкротство

По ФЗ «О несостоятельности»: банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц (включая руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания, либо возможность иным образом определять его действия.

Последствия – возложение на виновных лиц субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами

Согласно уголовному законодательству: умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб, либо иные тяжкие последствия.

Фиктивное банкротство

По ФЗ «О несостоятельности»: обращение должника в арбитражный суд в заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.

Согласно уголовному законодательству: заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки, причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.

 

Банкротство в зарубежных странах:

- «Прокредиторская» система (европейские страны, кроме Франции): наиболее полное удовлетворение требований кредиторов без учета интересов должника. Жесткий контроль за сохранностью активов должника и оперативная его ликвидация.

- «Продолжниковая» система (Франция, США): интересы должника превалируют над интересами кредиторов. Возможность получения должником «fresh start» (нового старта), освободившись от долгов.

 

Процедуры банкротства, применяемые к организациям-должникам:

Реорганизационные

Наблюдение (7 месяцев)

Финансовое оздоровление ( до 2 лет)

Внешнее управление (1,5 – 2 года)

Конкурсное производство (1 год и более)

Мировое соглашение

Ликвидационные:

Добровольная ликвидация под контролем кредитора

Принудительная ликвидация по решению суда

 

Процедуры банкротства, применяемые к ИП:

Конкурсное производство

Мировое соглашение

 

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

1) обеспечения сохранности имущества должника,

2) проведения анализа финансового состояния должника,

3) составления реестра требований кредиторов и

4) проведения первого собрания кредиторов.

Результатом процедуры является обоснование выбора следующей процедуры.

Руководство предприятия не отстраняется, назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая в целях

1) восстановления платежеспособности должника,

2) погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Результатом является сохранение бизнеса должника.

 

Функции временного (административного) управляющего:

1. Выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

2. Финансовый анализ несостоятельного предприятия для определения возможности восстановления его платежеспособности

3. Обеспечение сохранности имущества

4. Рассмотрение требований кредиторов должника.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления платежеспособности должника непосредственно внешним управляющим.

Результат – удовлетворение требований кредиторов по всем денежным обязательствам и реабилитация бизнеса должника.

Функции внешнего управляющего:

1. Принятие в ведение имущества должника

2. Разработка и предоставление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления

3. Принятие мер по восстановлению платежеспособности

4. Рассмотрение требований кредиторов.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на основе продажи активов конкурсным управляющим.

Результат – ликвидация бизнеса должника.

 

Конкурсная масса – имущество (активы) должника, подлежащие продаже на аукционной основе для удовлетворения требований кредиторов.

Не входят в конкурсную массу

- объекты социальной сферы (жилищный фонд, общеобразовательные, лечебные учреждения т.д.);

- объекты коммунальной инфраструктуры (электроподстанции, котельные, очистные сооружения и т.д.);

- арендованные или находящиеся во временном пользовании объекты.

Очередность распределения конкурсной массы:

1. Вне очереди:

- судебные расходы

- выплаты арбитражным управляющим

- текущие коммунальные платежи должника

- обязательства, возникшие в ходе процедур банкротства

2. Требования граждан, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью

3. Выплата выходных пособий, заработной платы, вознаграждений по авторским договорам

4. Другие кредиторы:

o Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника

o Обязательные платежи.

Мировое соглашение – соглашение между должником и кредитором о прекращении судебного спора и взаимных уступках. В результате – прекращение производства по делу о банкротстве.

Предупреждение банкротства:

ü Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

ü Модернизация производства, его перепрофилирование

ü Повышение квалификации персонала

ü Изменение управленческой политики

ü Ликвидация обособленных подразделений

ü Получение кредита

ü Взыскание дебиторской задолженности

ü Прекращение обязательств.

 

Последствия открытия конкурсного производства:

1) Срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательств платежей должника считается наступившим

2) Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности

3) Сведения о финансовом состоянии должника перестают быть коммерческой тайной

4) Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества, допускается исключительно в рамках ФЗ «О банкротстве».

5) Прекращается исполнение по исполнительным документам (документы, явл. основанием для исполнительного производства – действий по принудительному исполнению вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу)

6) Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены в ходе конкурсного производства

7) Снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение имуществом

8) Прекращаются полномочия руководителя должника и иных органов управления должника и собственника имущества.

 

Оценка ликвидационной стоимости предприятий при осуществлении конкурсного производства

Основные параметры оценки

Цель оценки

Функции оценки

Определение вида стоимости

Ограничения и предложения оценки

Описание имущества предприятия

Дата оценки

Ликвидационная стоимость – чистая денежная сумма, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной распродаже своих активов.

2 вида: продажа целиком и распродажа активов.

 

Виды ликвидационной стоимости:

1) Упорядоченная – распродажа активов осуществляется в период времени, достаточный, чтобы получить наибольшую цену за каждый из продаваемых активов

2) Принудительная – когда активы распродаются настолько быстро, насколько возможно – обычно, на одном аукционе

3) Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия – активы не продаются, а списываются и уничтожаются

Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.