Основные характеристики АУП:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Функции АУП - виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат.

1.1. Предкризисное управление

1.2. Управление в условиях кризиса

1.3. Управление процессами выхода из кризиса

1.4. Стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости)

1.5. Минимизация потерь и упущенных возможностей

1.6. Своевременное принятие решений.

1.4.– 1.6. должны осуществляться на всех этапах.

2. Интеграция и дифференциация – в их взаимосвязи есть точка кризиса организации

3. Внутренние и внешние ограничения. Нет управления без ограничений: в зависимости от соотношения внутренних и внешних ограничений изменяется и вероятность кризиса.

4. Сочетание формального и неформального управления – при нем появляется зона рациональности организации

5. Для АУП особое значение имеет рациональная стратегия развития.

Стратегии АУП:

5.1. Предупреждение кризиса, подготовка к его появлению.

5.2. Выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления.

5.3. Противодействие кризисным явлениям – замедление его процессов.

5.4. Стабилизация ситуации посредством использования резервов, дополнительных ресурсов, формирования страховых фондов.

5.5. Рассчитанный риск.

5.6. Последовательный вывод из кризиса – когда есть политика поведения в условиях кризиса.

5.7. Предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Выбор стратегии определяется:

- типом и глубиной кризиса

- ресурсными возможностями для преодоления

- задачами и целями собственника предприятия

Функции АУП в узком смысле, как управления предприятием-банкротом:

1. Финансовая – заключается в максимизации по истечении периода АУП рыночной стоимости предприятия-банкрота.

2. Социальная – состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставить применение местному труду и капиталу.

 

Основная цель АУП (в самом общем смысле) – вывод предприятия из кризиса.

Цели антикризисного управления должны отвечать интересам как кредиторов предприятия, так и других лиц, связанных с предприятием.

 

Применительно к экономическому кризису выделяют цели:

1. краткосрочные (направлены на восстановление или обеспечение текущей платежеспособности предприятия).

Реализация краткосрочных целей АУП обеспечивается за счет:

- ¯ текущих издержек предприятия (особенно постоянных: аренда, администрация),

- продажи избыточных активов предприятия (это таит угрозы будущему предприятия: разовый доход, продажа условно-избыточных активов, социальный характер активов).

 

2. и долгосрочные (направлены на максимизацию будущих ожидаемых прибылей предприятия).

Реализация долгосрочных целей АУП возможна только с улучшением комплекса маркетинга и привлечением инвестиций, построена на:

- улучшении продаж продукции (при наличии коммерческих и технологических заделов способно дать быстрый эффект, если у предприятия есть проблемы с конкурентоспособностью продукции или наличием платежеспособного спроса – эффект будет не столь быстрым)

- повышении качества ранее выпускаемых товаров или предлагаемых услуг (чаще всего – за счет использования новых технологий или за счет организации постпродажного обслуживания).

- освоении новой более выгодной продукции (ресурсозатратный, долгосрочный метод, требует привлечения дополнительных средств).

 

Механизмы фин. стабилизации включают 3 этапа:

  1. решается проблема восстановления платежеспособности – используется оперативный механизм фин. стабилизации, построенный на принципе «отсечения лишнего»

- сокращение размеров текущих потребностей и отдельных видов ликвидных активов за счет:

1) ускорения инкассации (погашения) дебиторской задолженности

2) снижения периода предоставления товарного кредита

3) снижения размера страховых запасов ТМЦ

4) уценки трудноликвидных видов запасов ТМЦ до уровня цены спроса с их последующей реализацией

5) ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соотв. рынке

6) аренды (лизинга) оборудования, ранее намечаемого к приобретению

7) пролонгация к/с кредитов

8) увеличение периода предоставления поставщикам товарного кредита

 

  1. решается проблема восстановления фин. устойчивости – использ. тактические меры, осн. на принципе «сжатия предприятия»

- предполагает мероприятия по обеспечению прироста собственных фин. ресурсов и по сокращению объема их потребления за счет:

1) сокращения FC

2) снижения уровня VC (включая сокращение производственного персонала)

3) повышения производительности труда

4) проведения ускоренной амортизации активной части ОС с целью увеличения амортизационного потока (только в рамках правил – изменения можно вносить не чаще раза в год)

5) своевременной реализации выбываемого в связи с износом или неиспользуемого имущества

6) обновления ВНА за счет их аренды

 

  1. обеспечение фин. равновесия в д/с периоде – стратегические меры, построен. на «модели устойчивого роста»

- построена на параметрах стратегии развития предприятия

- обеспечивает выполнение целей АУП (рост продаж, улучшение качества, освоение новой продукции)

- должна базироваться на предшествующем SWOT-анализе

 

Возможные последствия кризисов предприятия:

  1. Обновление предприятия
  2. Разрушение предприятия
  3. Обострение кризиса
  4. Ослабление кризиса
  5. Оздоровление предприятия
  6. Возникновение нового кризиса
  7. Необратимые изменения
  8. Обратимые изменения и т.д.

 

Концепции АУП на предприятии:

1. Психологический подход,

2. Социально-политический подход,

3. Структурно-технологический подход.

Психологический подход. Исследует степень влияния отдельных индивидов на возникновение и преодоление кризиса.В рамках этого подхода выделяют 2 концепции:

1. Когнитивная концепция базируется на предположениях, что:

· Организационный кризис выдвигает проблемы, затрагивающие интересы всех членов организации, может приводить к конфликту интересов стейкхолдеров.

· Члены организации (прежде всего, топ-менеджеры) ограничены в возможности получения и обработки информации, необходимой для принятия АК мер,

· Организационные роли и обязанности руководителей могут изменяться.

 

2. Психоаналитическая концепция (используется реже) требует учитывать поведение членов организации, определяемое индивидуальным или коллективным бессознательным.

· Люди делятся на психологически подготовленных и неподготовленных к кризису. (Стюарт). Неподготовленные становятся жертвами кризисных ситуаций; жертва обороняется вплоть до отказа принятия решений или отрицания факта наличия кризиса. Она может терять контроль.

· АК план должен предусматривать меры социально-психологической поддержки персонала.

 

Социально-политический подход.

- Причины кризиса – в сфере культуры организации и корпоративной идеологии.

- АУП – реорганизация руководства и организационной культуры

Идеологи:

1. Ю.Хабермас (ФРГ, 1975 год): «Кризис рациональности» (для типа руководителей, мобилизующихся только в кризисе): происходит тогда, когда ключевые менеджеры не в состоянии длительное время управлять экономическим ростом. Наступает «кризис легитимности»: растет недоверие к менеджменту и их политике.

2. Б.Тернер (США, 1990 год): Кризис в организации возникает тогда, когда у сотрудников происходит разлад в представлениях о целях и средствах их достижения (так называемый «кризис рациональности»).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 263.