1. Функции АУП - виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат.
1.1. Предкризисное управление
1.2. Управление в условиях кризиса
1.3. Управление процессами выхода из кризиса
1.4. Стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости)
1.5. Минимизация потерь и упущенных возможностей
1.6. Своевременное принятие решений.
1.4.– 1.6. должны осуществляться на всех этапах.
2. Интеграция и дифференциация – в их взаимосвязи есть точка кризиса организации
3. Внутренние и внешние ограничения. Нет управления без ограничений: в зависимости от соотношения внутренних и внешних ограничений изменяется и вероятность кризиса.
4. Сочетание формального и неформального управления – при нем появляется зона рациональности организации
5. Для АУП особое значение имеет рациональная стратегия развития.
Стратегии АУП:
5.1. Предупреждение кризиса, подготовка к его появлению.
5.2. Выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления.
5.3. Противодействие кризисным явлениям – замедление его процессов.
5.4. Стабилизация ситуации посредством использования резервов, дополнительных ресурсов, формирования страховых фондов.
5.5. Рассчитанный риск.
5.6. Последовательный вывод из кризиса – когда есть политика поведения в условиях кризиса.
5.7. Предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Выбор стратегии определяется:
- типом и глубиной кризиса
- ресурсными возможностями для преодоления
- задачами и целями собственника предприятия
Функции АУП в узком смысле, как управления предприятием-банкротом:
1. Финансовая – заключается в максимизации по истечении периода АУП рыночной стоимости предприятия-банкрота.
2. Социальная – состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставить применение местному труду и капиталу.
Основная цель АУП (в самом общем смысле) – вывод предприятия из кризиса.
Цели антикризисного управления должны отвечать интересам как кредиторов предприятия, так и других лиц, связанных с предприятием.
Применительно к экономическому кризису выделяют цели:
1. краткосрочные (направлены на восстановление или обеспечение текущей платежеспособности предприятия).
Реализация краткосрочных целей АУП обеспечивается за счет:
- ¯ текущих издержек предприятия (особенно постоянных: аренда, администрация),
- продажи избыточных активов предприятия (это таит угрозы будущему предприятия: разовый доход, продажа условно-избыточных активов, социальный характер активов).
2. и долгосрочные (направлены на максимизацию будущих ожидаемых прибылей предприятия).
Реализация долгосрочных целей АУП возможна только с улучшением комплекса маркетинга и привлечением инвестиций, построена на:
- улучшении продаж продукции (при наличии коммерческих и технологических заделов способно дать быстрый эффект, если у предприятия есть проблемы с конкурентоспособностью продукции или наличием платежеспособного спроса – эффект будет не столь быстрым)
- повышении качества ранее выпускаемых товаров или предлагаемых услуг (чаще всего – за счет использования новых технологий или за счет организации постпродажного обслуживания).
- освоении новой более выгодной продукции (ресурсозатратный, долгосрочный метод, требует привлечения дополнительных средств).
Механизмы фин. стабилизации включают 3 этапа:
- сокращение размеров текущих потребностей и отдельных видов ликвидных активов за счет:
1) ускорения инкассации (погашения) дебиторской задолженности
2) снижения периода предоставления товарного кредита
3) снижения размера страховых запасов ТМЦ
4) уценки трудноликвидных видов запасов ТМЦ до уровня цены спроса с их последующей реализацией
5) ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соотв. рынке
6) аренды (лизинга) оборудования, ранее намечаемого к приобретению
7) пролонгация к/с кредитов
8) увеличение периода предоставления поставщикам товарного кредита
- предполагает мероприятия по обеспечению прироста собственных фин. ресурсов и по сокращению объема их потребления за счет:
1) сокращения FC
2) снижения уровня VC (включая сокращение производственного персонала)
3) повышения производительности труда
4) проведения ускоренной амортизации активной части ОС с целью увеличения амортизационного потока (только в рамках правил – изменения можно вносить не чаще раза в год)
5) своевременной реализации выбываемого в связи с износом или неиспользуемого имущества
6) обновления ВНА за счет их аренды
- построена на параметрах стратегии развития предприятия
- обеспечивает выполнение целей АУП (рост продаж, улучшение качества, освоение новой продукции)
- должна базироваться на предшествующем SWOT-анализе
Возможные последствия кризисов предприятия:
Концепции АУП на предприятии:
1. Психологический подход,
2. Социально-политический подход,
3. Структурно-технологический подход.
Психологический подход. Исследует степень влияния отдельных индивидов на возникновение и преодоление кризиса.В рамках этого подхода выделяют 2 концепции:
1. Когнитивная концепция базируется на предположениях, что:
· Организационный кризис выдвигает проблемы, затрагивающие интересы всех членов организации, может приводить к конфликту интересов стейкхолдеров.
· Члены организации (прежде всего, топ-менеджеры) ограничены в возможности получения и обработки информации, необходимой для принятия АК мер,
· Организационные роли и обязанности руководителей могут изменяться.
2. Психоаналитическая концепция (используется реже) требует учитывать поведение членов организации, определяемое индивидуальным или коллективным бессознательным.
· Люди делятся на психологически подготовленных и неподготовленных к кризису. (Стюарт). Неподготовленные становятся жертвами кризисных ситуаций; жертва обороняется вплоть до отказа принятия решений или отрицания факта наличия кризиса. Она может терять контроль.
· АК план должен предусматривать меры социально-психологической поддержки персонала.
Социально-политический подход.
- Причины кризиса – в сфере культуры организации и корпоративной идеологии.
- АУП – реорганизация руководства и организационной культуры
Идеологи:
1. Ю.Хабермас (ФРГ, 1975 год): «Кризис рациональности» (для типа руководителей, мобилизующихся только в кризисе): происходит тогда, когда ключевые менеджеры не в состоянии длительное время управлять экономическим ростом. Наступает «кризис легитимности»: растет недоверие к менеджменту и их политике.
2. Б.Тернер (США, 1990 год): Кризис в организации возникает тогда, когда у сотрудников происходит разлад в представлениях о целях и средствах их достижения (так называемый «кризис рациональности»).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 297.