Минцберг, Альстрэнд, Лэмпел выделяют 10 основных школ стратегического управления. Рассмотрим условия применимости школ стратегического управления в АУП в российских условиях.
1. Школа дизайна: построение стратегии как процесс конструирования (проектирования)
- Ф.Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.
- В основе - SWOT-анализ.
- Применяется при необходимости коренного пересмотра стратегии. Руководители обладают полным и глубоким знанием ситуации, персонал готов к переменам, быстрые изменения внешнего окружения не ожидаются.
- Характерно для ряда российских рынков, где наблюдается рост и он достаточно устойчив - нефте- и газодобывающие отрасли, черная и цветная металлургия, автомобилестроение, производство бытовой техники и др. На этих рынках господствуют крупные предприятия, активно воздействующие на внешнее окружение. Одна из базовых концепций для российских рынков (с 90-х гг. ХХ в.)
2. Школа стратегического планирования: создание стратегии как систематический процесс формального планирования
- И. Ансофф, М.Гулд, Э.Кэмпбелл и др.
- Модель SWOT разбивается на составные части, для каждой из них разрабатываются более детальные технологии.
- Процесс заканчивается разработкой бюджетов и операционных планов.
- Используется, когда:
1. имеется возможность предвидеть изменения во внешнем окружении и контролировать его,
2. Окружение стабильно
3. Вся необходимая информация доступна в количественном виде
4. Менеджеры принимают решения, свободные от помех, искажений и субъективного восприятия
- Школа господствовала в посл. годы советского периода
- существует ряд ограничений по применению в АУП
3. Школа позиционирования:
- М.Портер и др.
- Концентрируется на выборе стратегических позиций предприятия на рынках.
- Основана на теории отраслевых рынков.
- Ориентирована на анализ зрелых рынков. На этих рынках господствуют крупные предприятия, имеющие деньги и власть для проведения анализа. Это рынки несовершенной конкуренции. Имеются возможности для политических маневров (не гос., а эк.).
- Целесообразно использовать на российских рынках с высоким уровнем вертикальной интеграции.
- Используется с начала 90-х годов ХХ в.
4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс индивидуализированного предвидения, как озарение, посетившее выдающегося менеджера.
- К. Маркс, Й.Шумпетер, П.Друкер, У.Бенис, Б.Неймус, Ф.Уэстли, Г.Минцберг и др;
- Целесообразно использовать на этапе становления предприятия или рынка.
- Используется для определения направления движения и овладения рыночной нишей.
- Требуется сильный руководитель.
- Используется, когда предприятие оказывается в глубоком кризисе.
- Соответствует потребностям большого числа вновь создаваемых российских малых предприятий.
- Реализуется с конца 80-х гг. ХХв.
5. Школа познания:
- Г.Саймон, С.Макридакис и др..
- Опирается на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега.
- Полезна, когда:
- необходимо преодолеть инертность в развитии, которая ведет к кризису застоя;
- необходимо по-новому взглянуть на происходящие события;
- Свидетельствует о необходимости трансформации фундаментальных ценностей на каждом новом этапе развития.
- Почти не получила применения в России.
6. Школа обучения: формирование стратегии представлено как развивающийся процесс
- Дж.Куинн и др.;
- Выстраивать стратегии от начала и до конца невозможно. Стратегии следует разрабатывать по мере развития предприятия;
- Целесообразно использовать, когда:
- предприятия сталкиваются с новой неожиданной ситуацией;
- происходят масштабные изменения во внешней среде.
- Эта концепция врастает в практику отечественного менеджмента с 90-х гг. ХХ в.
7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящими ей группами стейкхолдеров
- А.Макмиллан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Дж.Боуэр, Й.Доз и др.
- Используется, когда:
- перемены сопровождаются переделом власти на предприятиях и рынках;
- в условиях дестабилизации;
- трудно определить направление развития;
- Широко применяется в России на интуитивном уровне с момента приватизации.
8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс
- Э.Петтигрю, С.Фельдман, Дж.Барни, М.Ферсироту, Ф.Ригер и др.
- Принципы формирования стратегии определяются культурой организации.
- «Открытие» культуры в менеджменте состоялось в 80-ые годы ХХв. японскими корпорациями.
- Подход важен для России с ее традициями коллективизма, но явно недооценивается в практике менеджмента.
9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс, инициируемый под влиянием внешних обстоятельств
- Г.Минцберг, Д.Миллер, К.Джорж и др.
- Полезна для анализа различных типов рынков и соответствующих им типов поведения предприятий.
- Используется крупными высокоспециализированными предприятиями с разветвленной структурой.
- В России используется в зрелых отраслях с конца 90-х гг. ХХ в.
10. Школа конфигурации: формирование стратегии есть процесс трансформации, переход предприятия на другую стадию жизненного цикла
- А.Чандлер, Д.Миллер, Г.Минцберг, Р.Майлз, К.Сноу, Д.Герст, Й.Доз, Г.Тенхайзер и др.
- Построена на использовании всех других подходов.
- Применима для крупных конгломератов.
- Используется в России на протяжении последних 20 лет.
Различные концепции управления отражают:
а. поведение предприятия на рынках различных типов;
б. разные состояния объекта управления (различные этапы развития предприятия);
в. разные стадии развития стратегического процесса.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 301.