Концепции или школы стратегического управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минцберг, Альстрэнд, Лэмпел выделяют 10 основных школ стратегического управления. Рассмотрим условия применимости школ стратегического управления в АУП в российских условиях.

 

1. Школа дизайна: построение стратегии как процесс конструирования (проектирования)

- Ф.Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.

- В основе - SWOT-анализ.

- Применяется при необходимости коренного пересмотра стратегии. Руководители обладают полным и глубоким знанием ситуации, персонал готов к переменам, быстрые изменения внешнего окружения не ожидаются.

- Характерно для ряда российских рынков, где наблюдается рост и он достаточно устойчив - нефте- и газодобывающие отрасли, черная и цветная металлургия, автомобилестроение, производство бытовой техники и др. На этих рынках господствуют крупные предприятия, активно воздействующие на внешнее окружение. Одна из базовых концепций для российских рынков (с 90-х гг. ХХ в.)

 

2. Школа стратегического планирования: создание стратегии как систематический процесс формального планирования

- И. Ансофф, М.Гулд, Э.Кэмпбелл и др.

- Модель SWOT разбивается на составные части, для каждой из них разрабатываются более детальные технологии.

- Процесс заканчивается разработкой бюджетов и операционных планов.

- Используется, когда:

1. имеется возможность предвидеть изменения во внешнем окружении и контролировать его,

2. Окружение стабильно

3. Вся необходимая информация доступна в количественном виде

4. Менеджеры принимают решения, свободные от помех, искажений и субъективного восприятия

- Школа господствовала в посл. годы советского периода

- существует ряд ограничений по применению в АУП

 

3. Школа позиционирования:

- М.Портер и др.

- Концентрируется на выборе стратегических позиций предприятия на рынках.

- Основана на теории отраслевых рынков.

- Ориентирована на анализ зрелых рынков. На этих рынках господствуют крупные предприятия, имеющие деньги и власть для проведения анализа. Это рынки несовершенной конкуренции. Имеются возможности для политических маневров (не гос., а эк.).

- Целесообразно использовать на российских рынках с высоким уровнем вертикальной интеграции.

- Используется с начала 90-х годов ХХ в.

 

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс индивидуализированного предвидения, как озарение, посетившее выдающегося менеджера.

- К. Маркс, Й.Шумпетер, П.Друкер, У.Бенис, Б.Неймус, Ф.Уэстли, Г.Минцберг и др;

- Целесообразно использовать на этапе становления предприятия или рынка.

- Используется для определения направления движения и овладения рыночной нишей.

- Требуется сильный руководитель.

- Используется, когда предприятие оказывается в глубоком кризисе.

- Соответствует потребностям большого числа вновь создаваемых российских малых предприятий.

- Реализуется с конца 80-х гг. ХХв.

 

5. Школа познания:

- Г.Саймон, С.Макридакис и др..

- Опирается на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега.

- Полезна, когда:

- необходимо преодолеть инертность в развитии, которая ведет к кризису застоя;

- необходимо по-новому взглянуть на происходящие события;

- Свидетельствует о необходимости трансформации фундаментальных ценностей на каждом новом этапе развития.

- Почти не получила применения в России.

 

6. Школа обучения: формирование стратегии представлено как развивающийся процесс

- Дж.Куинн и др.;

- Выстраивать стратегии от начала и до конца невозможно. Стратегии следует разрабатывать по мере развития предприятия;

- Целесообразно использовать, когда:

- предприятия сталкиваются с новой неожиданной ситуацией;

- происходят масштабные изменения во внешней среде.

- Эта концепция врастает в практику отечественного менеджмента с 90-х гг. ХХ в.

 

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящими ей группами стейкхолдеров

- А.Макмиллан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Дж.Боуэр, Й.Доз и др.

- Используется, когда:

- перемены сопровождаются переделом власти на предприятиях и рынках;

- в условиях дестабилизации;

- трудно определить направление развития;

- Широко применяется в России на интуитивном уровне с момента приватизации.

 

8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс

- Э.Петтигрю, С.Фельдман, Дж.Барни, М.Ферсироту, Ф.Ригер и др.

- Принципы формирования стратегии определяются культурой организации.

- «Открытие» культуры в менеджменте состоялось в 80-ые годы ХХв. японскими корпорациями.

- Подход важен для России с ее традициями коллективизма, но явно недооценивается в практике менеджмента.

 

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс, инициируемый под влиянием внешних обстоятельств

- Г.Минцберг, Д.Миллер, К.Джорж и др.

- Полезна для анализа различных типов рынков и соответствующих им типов поведения предприятий.

- Используется крупными высокоспециализированными предприятиями с разветвленной структурой.

- В России используется в зрелых отраслях с конца 90-х гг. ХХ в.

 

10. Школа конфигурации: формирование стратегии есть процесс трансформации, переход предприятия на другую стадию жизненного цикла

- А.Чандлер, Д.Миллер, Г.Минцберг, Р.Майлз, К.Сноу, Д.Герст, Й.Доз, Г.Тенхайзер и др.

- Построена на использовании всех других подходов.

- Применима для крупных конгломератов.

- Используется в России на протяжении последних 20 лет.

 

Различные концепции управления отражают:

а. поведение предприятия на рынках различных типов;

б. разные состояния объекта управления (различные этапы развития предприятия);

в. разные стадии развития стратегического процесса.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 248.