Обслуживающих производств и хозяйств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Доходная часть по объектам социально-культурной сферы формируется в случае реализации на сторону выпускаемой ими продукции либо в случае оказания услуг (например, в виде родительской платы за посещение детьми детского сада, продажи путевок в дома отдыха и профилактории, платы за посещение спортивного зала и т.д.). Правила признания доходов при этом соответствуют общим правилам, изложенным в главе 2.

Состав расходов определяется видом деятельности объекта социальной сферы: производство продукции либо предоставление услуг. Как отмечалось выше, общие правила признания расходов в этом случае определяются статьями 318 и 319 НК РФ. Подробно правила признания расходов в случае производства продукции рассмотрены в главе 3, при производстве услуг - в главе 12 настоящей книги.

Согласно ст.275.1 НК РФ в случае получения убытка обособленным подразделением он может быть принят для целей налогообложения только при одновременном выполнении трех условий, а именно:

- если стоимость услуг обслуживающих производств соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;

- расходы на содержание объектов социально-культурной сферы и иных аналогичных хозяйств не превышают обычных расходов специализированных организаций;

- условия оказания таких услуг существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями.

При получении убытка от деятельности объектов социальной сферы возникает вопрос, где взять достоверную информацию о стоимости услуг и величине расходов специализированных организаций, и как сравнить с этими организациями условия оказания услуг. Что касается стоимости услуг, то для получения такой информации можно использовать информацию государственных органов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, иных уполномоченных органов. Кроме того, оценка рыночной цены на услуги может быть осуществлена оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. В случае с расходами ситуация более проблематична. В настоящий момент неясно, как подтвердить данные о расходах аналогичных специализированных организаций.

Наконец, не определены критерии, по которым можно было бы сравнивать условия оказания услуг объектами социальной сферы предприятия и специализированными организациями.

При невыполнении хотя бы одного из условий налогоплательщик согласно ст.275.1 не может учесть данный убыток в текущем налоговом периоде, но вправе перенести его на срок, не превышающий 10 лет. При этом на погашение убытка можно направить только прибыль, полученную от указанных видов деятельности.

 

Пример 10.2

Воспользуемся данными примера 1. Условия оказания услуг базой отдыха, а также стоимость услуг и расходы на ее содержание соответствуют условиям, расходам и стоимости услуг, оказываемых аналогичными организациями.

За 2002 год головным производством ЗАО "Вымпел" получена выручка от реализации продукции и оказания услуг в размере 1 500 000 руб. Расходы от реализации продукции и оказания услуг составили 1 000 000 руб. (также без учета расходов обособленного подразделения).

Согласно ст.275.1 НК РФ организация должна определить налоговую базу от реализации услуг базы отдыха отдельно.

За 2002 год организацией от реализации продукции и услуг получена прибыль в размере 500 000 руб. (1 500 000 руб. - 1 000 000 руб.), а от реализации услуг базы отдыха - убыток в размере 427 300 руб.

Так как условия оказания услуг базой отдыха, а также стоимость услуг и расходы на ее содержание соответствуют условиям, расходам и стоимости услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность (одновременно соблюдены три условия, перечисленные в ст.275.1 НК РФ), убыток, полученный от деятельности базы отдыха, принимается организацией для целей налогообложения. Следовательно, налогооблагаемая прибыль за 2002 год будет равна 72 700 руб. (500 000 руб. - 427 300 руб.).

 

Пример 10.3

Предположим, что расходы на содержание базы отдыха превышают расходы на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной. В этом случае убыток, полученный от реализации услуг, оказанных базой отдыха, не уменьшает налогооблагаемую прибыль ЗАО "Вымпел" за 2002 год (500 000 руб.), а переносится организацией на будущее (на срок, не превышающий 10 лет). При этом по правилам ст.275.1 НК РФ на его погашение можно будет направить только прибыль, полученную от реализации услуг, оказанных базой отдыха.

Учитывая, что согласно условиям примера (табл.10.1) обособленное подразделение передает головной организации свой финансовый результат, то есть бухгалтерский учет базы отдыха выделен на отдельный баланс, учетной политикой организации установлено, что регистры налогового учета также ведутся обособленным подразделением самостоятельно.

Так, например, регистр "Доходы от реализации" за 2002 год может выглядеть следующим образом (табл.10.2).

 

Таблица 10.2

 

Регистр налогового учета "Доходы от реализации услуг базы отдыха"

За период с 01.01.2002 по 31.12.2002

 

Филиал ЗАО "Вымпел"

ИНН организации

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Показатели| За отчетный месяц, руб. |За пред-|Всего с|Код стро-|

| |——————————————————————————————|шествую-|начала |ки Прило-|

| |в том числе на счете| итого |щий пе-|года, |жения N 1 |

| |————————————————————| |риод с|руб. |листа 02 |

| | 90 | 91 | |начала | |декларации|

| | | | |года | | |

|——————————|—————————|——————————|—————————|————————|—————————|——————————|

|Выручка от| 4000 | - | 4000 | 66 000 | 70 000 | 100 |

|реализации| | | | | | |

|услуг базы| | | | | | |

|отдыха | | | | | | |

|——————————|—————————|——————————|—————————|————————|—————————|——————————|

|Всего | | | | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Выручка от реализации услуг базы отдыха за декабрь - 4000 руб.

Регистр перегруппировки расходов, осуществленных в налоговом периоде, для базы отдыха будет выглядеть следующим образом (табл.10.3).

 

Таблица 10.3

 

Регистр налогового учета "Расходы на производство услуг базы отдыха"

За период с 01.01.2002 по 31.12.2002

 

Филиал ЗАО "Вымпел"

ИНН организации

 

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Первичный документ налогового учета |Группа |Сумма |Сумма |Сумма|Сумма |

| (справка бухгалтера) |расходов|прямых |прямых|амор-|косвенных|

|—————————————————————————————————————————————|для це-|мате- |расхо-|тиза-|расходов,|

|источник информа-|наименование |сумма |счет,|лей на-|риаль- |дов на|цион-|руб. |

|ции о фактических|расхода |факти- |субс-|логового|ных |оплату|ных | |

|расходах текущего| |ческо- |чет в|учета |расхо- |труда,|отчи-| |

|периода | |го |бух- |(прямые |дов, |руб. |сле- | |

| | |расхо- |гал- |матери- |руб. | |ний | |

| | |да, |терс-|альные, | | |по ОС| |

| | |руб. |ком |прямая | | |руб. | |

| | | |учете|зарпла- | | | | |

| | | | |та, пря-| | | | |

| | | | |мая | | | | |

| | | | |аморти- | | | | |

| | | | |зация, | | | | |

| | | | |косвен- | | | | |

| | | | |ные) | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

|Журналы проводок|Закупка мате-| | |Прямые/ | | | | |

|по соответствую-|риалов | 26 000| 29 |материа-| 26 000| | | |

|щим счетам | | | |льные | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Закупка мате-| 14 000| 29 |Косвен- | | | | 14 000 |

| |риалов | | |ные/ма- | | | | |

| | | | |териаль-| | | | |

| | | | |ные | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Материалы, | 10 000| 29 |Косвен- | | | | 10 000 |

| |переданные от| | |ные/ма- | | | | |

| |головной ор-| | |териаль-| | | | |

| |ганизации | | |ные | | | | |

| |(для ремонта)| | | | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Амортизация | 30 000| 29 |Прямые/ | | | | |

| |оборудования | | |аморти- | | | | |

| | | | |зация | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Услуги сто- | 20 000| 29 |Косвен- | | | | 20 000 |

| |ронних ор- | | |ные | | | | |

| |ганизаций | | | | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Заработная |258 112| 29 |Прямые/ | |258112| | |

| |плата | | |РОТ | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |ЕСН и взносы | 91 888| 29 |Прямые/ | |91 888| | |

| |в ПФР | | |РОТ | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Налог на по- | 700 | 29 |Косвен- | | | | 700 |

| |льзователей | | |ные | | | | |

| |автодорог | | | | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

| |Общехозяйст- | 46 600| 29 |Косвен- | | | | 46 600 |

| |венные рас- | | |ные | | | | |

| |ходы предпри-| | | | | | | |

| |ятия, прихо-| | | | | | | |

| |дящиеся на| | | | | | | |

| |базу отдыха | | | | | | | |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

|Итого | | | | | 26 000|350000|30000| 91 300 |

|—————————————————|—————————————|———————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————|

|Всего | | | | |406 000| | | 91 300 |

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Так как у базы отдыха нет незавершенного производства, расходы, как прямые, так и косвенные признаются в текущем налоговом периоде.

Однако надлежащее распределение расходов базы отдыха по налоговым группам обособленному подразделению следует осуществлять с целью получения необходимых данных для заполнения налоговой декларации по предприятию в целом.

Для целей налогообложения, как и в бухгалтерском учете (табл.10.1) признана доля общехозяйственных расходов, распределенная на стоимость услуг обособленного подразделения. По нашему мнению, этот вывод может быть сделан исходя из норм статей 316 и 275.1 НК РФ, которыми предусмотрен отдельный порядок формирования налоговой базы для подразделений рассматриваемых видов деятельности.

Учитывая, что обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, уплата налога на пользователей автодорог в 2002 году в части выручки, приходящейся на обособленное подразделение, должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, расходы по начислению налога также должны признаваться в составе расходов базы отдыха.

В рассматриваемом примере, когда обособленным подразделением получен убыток, не уменьшающий налогооблагаемую прибыль организации в 2002 году, определение правильного состава расходов базы отдыха имеет огромное значение.

Копии регистров территориально обособленного подразделения передаются головной организации для подтверждения данных налогового учета предприятия в целом и формирования ряда показателей налоговой декларации.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Определение понятия "организации" дано в ст.11 НК РФ. Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обособленное подразделение не является юридическим лицом и, следовательно, не является плательщиком налогов, установленных Налоговым кодексом РФ. Таким образом, обязанность по уплате налога на прибыль возложена на головную организацию.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль определены ст.288 НК РФ. В соответствии с этой статьей организация исчисляет и уплачивает авансовые платежи и сумму налога на прибыль в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения сумм по обособленным подразделениям. Что касается сумм, уплачиваемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты муниципальных формирований, оплата производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. При этом доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда), удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества. Организация самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. При этом выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

В соответствии с п.5 ст.289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

По месту нахождения обособленного подразделения организацией представляется Приложение N 5 к листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций, имеющих обособленные подразделения".

Иной порядок признания расходов предусмотрен ст.275.1 НК РФ для градообразующих предприятий, имеющих в своем составе структурные подразделения, относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства или социально-культурной сферы.

Напомним, что понятие градообразующего предприятия дано в Законе от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Статья 132 Закона определяет градообразующее предприятие как юридическое лицо, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Такие предприятия вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеназванных объектов. При этом указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если указанные выше объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Данное положение ст.275.1 НК РФ распространяется как на обособленные, так и на необособленные подразделения.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 197.