В налоговые органы для подтверждения экспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии со ст.165 НК РФ для подтверждения факта экспорта товаров в налоговые органы при реализации товаров и обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ.

При этом необходимо учитывать, что копией документа признается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Для того чтобы копия документа имела юридическую силу, она должна быть заверена надлежащим образом.

Порядок заверения копий документов предусмотрен п.3.25 ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утвержден постановлением Госстандарта России 31.07.97 N 273). Согласно названному пункту при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют: заверительную надпись "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения, например:

 

Иванов

Верно

Генеральный директор. Иванов И.И. Иванов

23.10.2002

 

Кроме того, налогоплательщик вправе представить копию контракта, верность которой засвидетельствована нотариусом в порядке, установленном главой XIII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Таким образом, для обоснования применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налогоплательщик может представлять копию контракта, заверенную в вышеизложенном порядке или удостоверенную нотариусом.

2. Документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара. Необходимо отметить, что законодателем в ст.165 НК РФ предусмотрен закрытый перечень вариантов поступления выручки:

- поступление безналичных денежных средств на расчетный счет;

- поступление наличных денежных средств в кассу экспортера;

- осуществление встречного ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть проведение внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций.

В случае когда денежные средства в счет оплаты товара поступают на расчетный счет экспортера, подтверждающими документами являются выписки (копии выписок) банка, подтверждающие фактическое поступление денежных средств от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке.

Необходимо отметить, что если подтверждающие документы банка составлены на иностранном языке, то налоговые органы могут в соответствии с п.9 приказа Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" потребовать их построчный перевод на русский язык.

В случае если незачисление валютной выручки осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации. Таким документом в соответствии с инструкцией ЦБ РФ N 86-И, ГТК России N 01-23/26541 от 13.10.99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" может являться разрешение Центрального банка РФ.

В случае поступления на счет российского налогоплательщика выручки от реализации товаров в режиме экспорта иностранному лицу не в полном объеме возмещение (зачет, возврат) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров на экспорт, осуществляется пропорционально сумме полученной выручки при представлении в налоговые органы всех необходимых документов. Данное положение подтверждается арбитражной практикой. Так, согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2001 N А26-5197/00-02-06/265 законодательство не содержит ограничения, в соответствии с которым возмещение НДС при экспорте может быть произведено предприятию-экспортеру только после полного исполнения контракта и поступления валютной выручки в размере всей суммы контракта. Аналогично в соответствии с постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2002 N А56-24925/01 довод налогового органа о неправомерности возмещения налогоплательщику из бюджета НДС, уплаченного поставщикам, в связи с тем что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие в полном объеме поступление выручки на счет комиссионера за отгруженную на экспорт партию товара, признан судом не соответствующим действующему законодательству.

При этом необходимо отметить, что размер поступившей на счет экспортера выручки может быть меньше суммы, указанной в паспорте сделки, а также грузовой таможенной декларации, на величину сумм банковской комиссии, удержанных иностранными банками за перевод денежных средств. Данное положение подтверждается арбитражной практикой. Так, в соответствии с постановлением ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2001 N А05-9225/00-661/10 отказ в возмещении НДС по валютной выручке, не поступившей на счета резидента в уполномоченных банках РФ в связи с использованием ее для оплаты расходов по банковской комиссии, неправомерен, поскольку финансовые отчеты подтверждают поступление выручки, а также ее расходование на деятельность, связанную с внешнеэкономическими операциями резидента.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, оформляемых в соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и "Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок" (утвержден 3 декабря 1996 года Минфином России N 01-14/197, МВЭС России N 10-83/3225, ГТК России N 01-23/21497), налогоплательщиком представляются в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование, а именно:

- грузовая таможенная декларация со штампом российской таможни о выпуске товаров для свободного обращения (импорта);

- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации, об оприходовании на счетах бухгалтерского учета эквивалентного по стоимости товара;

- выписка банка, подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость на таможенной территории Российской Федерации при выпуске товаров для свободного обращения.

Если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров.

Как уже отмечалось, перечень способов поступления экспортной выручки является закрытым. Так, например, представление векселя как документа, подтверждающего фактическое поступление выручки от иностранного лица за товары, реализуемые на экспорт, не может служить основанием для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% и на налоговые вычеты, поскольку вексель представляет собой лишь обязательство об уплате.

3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (далее - пограничный таможенный орган).

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в настоящее время таким государством является Республика Беларусь), представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Следует акцентировать внимание экспортеров на требованиях последнего пункта о необходимости предоставления в налоговые органы копий любых (транспортных, товаросопроводительных, таможенных и др.) документов с отметками пограничной таможни для подтверждения реального вывоза экспортируемого груза за пределы РФ (до 1 июля 2001 года - СНГ). В практике деятельности предприятий имеются прецеденты, когда налоговые органы отказываются признать подтверждение налогоплательщиком режима экспорта при отсутствии соответствующих таможенных отметок в транспортных документах или при отсутствии самих транспортных документов, несмотря на наличие штампа пограничного таможенного пункта "товар вывезен" в грузовой таможенной декларации.

Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что позиция налоговых органов о необходимости представления в налоговый орган товаросопроводительных документов при наличии грузовой таможенной декларации, на которой имеются отметки таможенных органов, подтверждающих фактический вывоз товаров, не основана на законе. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.04.2002 N А28-1061/02-4/15 указано: из содержания п.1 ст.165 НК РФ не вытекает запрет проставления необходимых отметок таможни на грузовой таможенной декларации. Поэтому наличие необходимого штампа на этом документе, заверенного печатью таможенного органа, признано достаточным для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации. Довод налоговых органов о необходимости представления в налоговый орган товаросопроводительных документов даже без необходимых отметок таможни был отклонен как не основанный на законе.

 

8.1.1.2. Проверка налоговым органом обоснованности применени налоговой ставки 0%

 

В соответствии с п.4 ст.176 НК РФ последствия применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% (в том числе возмещение сумм экспортного НДС путем зачета или возврата) наступают не автоматически, а в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган отдельной налоговой декларации и рассмотренного ранее комплекта документов. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Подробно механизм применения налоговых вычетов будет рассмотрен ниже.

В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее десяти дней после вынесения указанного решения.

В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.