Мониторинг переменных эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотренный выше формирующий эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня формирования той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. Выше мы уже рассмотрели значение переменных эксперимента, а теперь следует остановиться на его мониторинге. Для проведения мониторинга важно определить соотношение достигнутого результата с целевыми ориентирами воспитания, обучения, развития или соотнесение полученного результата с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений полученных в процессе эксперимента.

Для более точного и наглядного анализа полученного результата следует:

- соотносить полученный результат с поставленными целями и прошлыми достижениями в образовательном процессе, такое рассмотрение результатов в динамике позволит определить наиболее эффективные направления в образовательной деятельности, увидеть проблемы по каждому этапу исследования, группе учащихся, студентов в целом и отдельному обучащемуся, педагогу, классному руководителю, родителю. Рассматривая «диагностику» и «мониторинг» образовательного процесса в учреждении, следует для себя уяснить значение этих понятий.

Диагностика рассматривается как учение о способах распознавания. Методы оценки индивидуальных особенностей личности имеют значение для выявления тех или иных видов деятельности и перспектив развития личности.

Мониторинг процесса образования рассматривается как механизм выявления того, насколько организуемый в школе, вузе процесс способствует позитивным изменениям личности учащегося, студента, удовлетворены ли педагоги своей деятельностью в обучении и воспитании школьников, студентов или исполняют свою функцию формально. В процессе мониторинга важно выявить уровни сформированности детских коллективов, самоуправления, положение детей и подростков в детских и студенческих коллективах, их ценностных ориентиров, качества деятельности и др.

Важно овладеть понятиями: «критерии», «показатели», «уровни». Рассмотрим их более подробно. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждения о чем - либо или о ком-либо, оценка какого-либо явления. Показатели – это совокупность социально обусловленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение в социальной и природной среде. Уровень – это соблюдение определенных норм, правил поведения, культуры речи, общения, взаимоотношений, образованность человека. Анализ – это система действий, обеспечивающая повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый участник данного процесса, оценив достигнутый уровень, определяет сам дальнейшую траекторию своего развития.

Предварительная подготовка к качественному изучению образовательного процесса предполагает соблюдения следующих условий:

- Продумать и создать систему проведения диагностики в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. Создать систему хранения получаемой информации в течение нескольких лет.

- Провести отбор критериев, показателей, уровней и диагностических методик, позволяющих установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, содержанием и способами организации образовательного процесса.

- Диагностика результатов развития личности каждого субъекта образовательного процесса является главным содержанием деятельности по определению оценочного уровня всего воспитательного процесса. Диагностика изменений развития субъектов образовательного процесса должна носить систематический характер (в начале и конце учебного года), только на такой основе разрабатываются рекомендации и делаются выводы.

- Подбираются диагностические методики для определения наиболее эффективных способов, форм и средств организации образовательного процесса, которые в наибольшей степени запомнились обучающимся.

- Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки, проведения и обработки полученных результатов.

- Важно позаботиться о максимальном включении всех субъектов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени, расширению возможностей ознакомления с результатами проведенного исследования, для этого могут использоваться информационные технологии.

- Соблюдение педагогического такта, корректности и доброжелательности – одно из важнейших условий в организации и проведении диагностики. Полученные результаты не должны стать средством административного давления на субъектов, участвующих в эксперименте.

Соблюдение предложенных условий создает предпосылку четкого определения алгоритма проведения мониторинга. Весь процесс выстраивается в технологической последовательности:

1. Определение целей и задач по определяемому объекту изучения (уровень обученности, воспитанности, развития учащихся, положение детей в коллективе, уровень сформированности коллективов, ценностные ориентиры, удовлетворенность жизнедеятельностью всех субъектов образовательного учреждения).

2. Подбор критериев, показателей и уровней для определения результативности образовательного процесса в учреждении. Критерии подбираются в зависимости от изучаемого объекта. Это могут быть критерии оценки образовательной (воспитательной) системы в целом, например, наличие нормативно-правовой документации; инновационных технологий; стиль управления; взаимодействие с родителями и др. Критерии оценки деятельности классных руководителей: систематическое измерение уровня воспитанности учащихся экспериментального класса (есть ли динамика); владение современными технологиями обучения и воспитания; проведение мастер-классов; открытых классных часов; есть ли авторитет среди учащихся, коллег и родителей; внутренняя удовлетворенность от воспитательной деятельности и её результатов и др. Критерии оценки результативности взаимодействия с родителями: наличие системы работы с родителями; осуществляется ли оперативная реакция школы на запросы родителей и учащихся и обратная – родителей на запросы школы; помощь родителей в социальной защите, сохранности здоровья детей и др.

Рассматривая показатели, следует отметить, что показатели формулируются в соответствии с теми критериями, по которым вы хотели бы организовать изучение. Показатели должны быть конкретными и отражать ту цель, которую вы поставили на уровне процесса или результата. Например, показателями воспитанности учащегося могут быть отношение школьника к окружающему миру, к окружающим его людям, к себе, ценностные ориентиры, коммуникативная культура, организационные умения. Всё вышеуказанное формируется в процессе усвоения норм, правил, идеалов данного общества, воспитывающей среды.

Для более полного изучения и полноты проводимого исследования необходимо определять уровни: достаточный, средний и низкий или высокий, средний и низкий (исследователь сам определяет количество уровней). Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, неустойчивым опытом поведения, несформированностью мотивации, неразвитостью самоорганизации, деятельность организуется по указанию или образцу и др.

Характеризуя средний уровень, следует отметить устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, есть определённая потребность в общении и взаимодействии, наличие определенных коммуникативных и организаторских навыков и др.

Для высокого уровня характерно наличие устойчивого, положительного опыта, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформироанностью всех компонентов в их единстве, стремлением к участию в практической деятельности, владением устойчивой культурой общения и взаимодействия.

3. Выбор методик для изучения. В современной методической литературе достаточное количество для выбора, но необходимо учитывать их универсальность, удобство, экономичность и простоту в обработке. В экспериментальной деятельности могут использоваться как авторские диагностические методики, так и заимствованные с указанием авторства.

4. Подготовка диагностического инструментария. Необходимо подобрать по каждому критерию и показателям диагностические методики в виде анкет, тестов, социометрических методик, вопросников, графических схем и др. По возможности создать программу компьютерной обработки полученных результатов, чтобы ускорить процесс изучения.

5. Организация исследования испытуемых была описана выше.

6. Обработка и интерпретация результатов изучения. Результаты обрабатываются по каждому субъекту, включенному в эксперимент, проведенным мероприятиям, всё зависит от той цели и задач, которые ставились в начале исследования. Обработанные данные сводятся в таблицы, описываются и подтверждаются диаграммами для более наглядного представления и видения динамики развития образовательного процесса.

В процессе организации мониторинга важно учитывать ряд условий, чтобы не допускать ошибок в результате.

1. Ошибка во времени измерения

Если некоторые изменения зависимой переменной вызваны тем, что измерения в ходе эксперимента проводились в различное время, и это существенно влияло на полученные результаты, можно говорить об ошибке времени измерения. Например, если вопрос «С кем Вы общались сегодня утром?» одной части респондентов задавать утром, а другой – вечером и все результаты сводить воедино без разбиения их по времени проведения опроса, то во второй группе респондентов возможны существенные искажения, которые повлияют и на общие результаты исследования.

2. Ошибка второго рода

Ошибка исследования, при которой нулевая гипотеза принимается и альтернативная гипотеза отбрасывается, хотя альтернативная гипотеза была верна.

3. Ошибка выборки

Отклонение данных, полученных при анализе выборки, от истинных данных, характерных для генеральной совокупности. Ошибки выборки делятся на два виды – статистические и систематические.

4. Ошибка выбывшего фактора

Если некоторые изменения зависимой переменной произошли под влиянием фактора (любое педагогическое явление, ставшее движущей силой), который уже не является частью эксперимента, можно говорить об ошибке выбывшего фактора.

5. Ошибка инструментария

Тип ошибки, не относящейся к ошибкам выборки и вызванный самим инструментарием или анкетой исследования. Например, нечеткие формулировки вопросов, сложные вопросы, скрытые альтернативы, попытки получить от респондентов информацию, которой они не располагают, а также внесение каких-либо изменений в инструментарий в ходе исследования.

6. Ошибка невыполнимости

Возникает в случае, если респонденты по тем или иным причинам не могут ответить на один или несколько вопросов анкеты. Это может быть вызвано тем, что они не вполне понимают вопрос, или не имеют достаточной информации для ответа на вопрос, или не могут вспомнить обстоятельства, о которых их спрашивают, либо они не готовы произнести некоторые ответы.

7. Ошибка перезревания

Если в ходе эксперимента произошло постепенное изменение зависимой переменной, не связанное с изменениями независимых переменных, а просто в силу течения времени (например, эксперимент длился так долго, что в ходе его респонденты успели вырасти, и их уровень образования, взгляды и предпочтения изменились), то можно говорить об эффекте перезревания.

8. Ошибка рамки выборки

Тип ошибки, не связанной с ошибками выборки и происходящей в случае, когда рамка выборки не соответствует изучаемой генеральной совокупности, например, содержит меньше респондентов определенного типа, чем их содержится в генеральной совокупности.

9. Ошибка респондентов (искажения респондентов, искажения ответов)

Тип ошибки, не связанной с ошибками выборки и вызванной некорректными ответами респондентов, данными намеренно или не намеренно. Возможные источники ошибки респондентов: ошибки невыполнимости, эффект представления в лучшем свете, социальные нормы.

10. Ошибки, которые допущены при выборе критериев, по которым элементы отбираются в выборку (респонденты признаются подходящими респондентами), или способов отбора элементов выборки, что приводит в результате к искажениям результатов исследования. Классический пример: подсчет числа пользователей Интернета среди российских граждан, проведенный путем интернет-опроса, покажет, что 100% населения страны являются пользователями Интернета, что, естественно, не отражает реального положения вещей.

11. Ошибка эксперимента

Ошибка, вызванная самими условиями проведения эксперимента и вызывающая опасение, что результат эксперимента искажен под воздействием внешних переменных, влияние которых не было должным образом ограничено.

12. Ошибки интервьюера (искажения интервьюера)

Тип ошибки, не связанной с ошибкой выборки и вызванной непрофессионализмом интервьюера. В частности, интервьюер может оказывать то или иное влияние на респондента в ходе интервью, подсказывать ответы, задавать вопросы в неверном порядке, в неточных формулировках, агрессивным или иным эмоционально окрашенным тоном, сопровождать интервью слишком выразительной мимикой и т.п. Все эти действия могут вносить искажения в результаты исследования и могут быть неосознанными личными особенностями поведения интервьюера, что, однако, говорит о его низкой профессиональной квалификации. Однако ошибки интервьюера могут быть и осознанными, например, мошенничество интервьюера, введение заведомо ложных данных. Для выявления фактов мошенничества, а также отслеживания качества проведения интервью служат процедуры контроля.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 175.