Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и деятельность экспериментального процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К нормативно-правовым документам, регламентирующим организацию и деятельность экспериментального процесса, относятся:

- Закон РФ об образовании

- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года,

-государственныеобразовательные стандарты общего среднего образования,

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования,

-договор с научной организацией,

- приказы (департамента, округа, школы) на разрешение экспериментальной деятельности,

- концепция экспериментальной деятельности в образовательном учреждении,

- положение об опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

 

11.3 . Функции, методологические подходы и принципы опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении

Рассматривая «функцию» как круг деятельности, следует обозначить, какими же главными функциями определяется деятельность экспериментальной площадки:

· Адаптивная функция – предполагает приспособление субъектов к изменяющимся условиям.

· Аналитико-прогностическая функция – направлена на организацию и проведение диагностики и мониторинга с целью выявления начального состояния проблемы, потенциала, развития и конечного результата.

· Научно-информационная функция – является залогом успешности всей экспериментальной деятельности и направлена на изучение научно-методической литературы учителями-исследователями, нормативных документов, передового опыта с целью анализа и обобщения новых направлений, подходов, принципов, компонентов, методик и технологий.

· Проектно-организаторская функция – направлена на самостоятельное проектирование программ, планов индивидуальной экспериментальной деятельности, методик и технологий в инновационном процессе.

· Развивающая функция, направлена на:

- реализацию программы экспериментальной деятельности по одному или нескольким направлениям в рамках общей тематики;

- получение в результате инновационного пакета в виде научно-теоретических положений, программ, методических рекомендаций, технологий, диагностического инструментария и др., на основе которых возможна реализация опыта в других образовательных учреждениях;

- разработка и реализация механизмов трансляции инновационного пакета в других образовательных учреждениях.

· Координирующая функция – направлена на координацию всех субъектов экспериментальной площадки (сети) по всем вопросам, связанным с реализацией разработанных теоретических положений, методик, технологий.

· Консультативная функция – направлена на реализацию программы исследовательского практикума для учителей-исследователей по основным направлениям эксперимента и для всех педагогов, интересующихся вопросами реализации разработанных методик и технологий.

Методологические подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности (подробнее были рассмотрены выше)

1. Задачный подходрассматривается в организации опытно-экспериментальной работы как инвариантный момент развития образовательного процесса, присущий всем видам и формам усвоения опыта независимо от того, идет ли речь об опыте когнитивном, практическом или личностном (В.В. Сериков). Задачный подход условно можно разделить на три группы:

· первая группа – направлена на освоение понятийного и операционного аппарата данной области деятельности;

· вторая группа – направлена на получение конкретных знаний в различных сферах прикладной педагогической деятельности;

· третья группа – это не только решение когнитивных и практических задач, но и проявление творческого и личностного потенциала.

2. Интегративный подход не предполагает простое объединение (дополнение) элементов, а направлен на разрешение противоречий, через решение проблем. Интеграцию как область научной деятельности следует рассматривать с позиции двух направлений: как принципа развития педагогической теории и практики и как связи между объектами созданной новой целостной системы. В силу этого происходит непрерывное творческое совершенствование целостного педагогического процесса. Непременным атрибутом интеграции является решение научных, организационных, методических, технологических и других проблем. В подтверждение этого уместно вспомнить слова П. Капицы «Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя».

3. Компетентностный подход это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление собственной системы работы, компетентности, которую нельзя «сложить» из набора знаний и умений. Компетентность (В.В. Сериков) рассматривается как интеграция изученных понятий, опыта проявления личностной позиции на основе собственной разнообразной деятельности, творчества, что в свою очередь становится предметом рефлексии, исследования и оценки.

Принципы деятельности экспериментальной площадки:

1. Принцип научно-теоретической разработки научно-методической темы экспериментальной деятельности на основе изучения достижений педагогической науки, передового и инновационного опыта.

2. Принцип взаимовлияния работы учителя-исследователя по общей научно-методической теме, плану индивидуального исследования и самообразования. Такое взаимовлияние позволяет учителю оперативно обновлять содержание, методы, средства и приемы обучения, воспитания, развития, самостоятельно разрабатывать инновационные методики и технологии.

3. Принцип целенаправленного развития творческих групп учителей-исследователей, переходящее в исследовательское творчество. Для этого организуются исследовательские практикумы, научно-методические конференции по развитию инновационных процессов в образовательном пространстве.

4. Принцип целенаправленного «встраивания» идей экспериментальной работы по научно-методической теме на уровне взаимосвязи с деятельностью методических объединений учителей-предметников, классных руководителей ОУ.

5. Принцип сквозной разработки перспективного развития ведущих направлений инновационного процесса на основе проектирования отдельных идей или (комплекса идей) по научно-методической теме опытно-экспериментальной деятельности.

6. Принцип соответствия конечных результатов заданным целям. Основой содержания контроля является система диагностики и мониторинга, реализация учителями-исследователями индивидуальных планов исследования по общей научно-методической теме, разработка инновационного пакета и внедрение его в образовательный процесс.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 412.