Широкомасштабный, локальные и другие виды экспериментов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эксперименты различаются ипо видам.

Локальныечастные эксперименты, не связанные между собой, например, новая программа по предмету, технология применения какого-либо способа в управлении, обучении, воспитании и др.

Модульныйкомплекс частных, связанных между собой нововведений, например, блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого объединения.

Системный комплекснововведений, охватывающих все учебное заведение. Разрабатывается программа развития учебного заведения, например, перестройка всего учебного заведения под какую-либо идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего.

Широкомасштабный нововведение охватывающеесовершенствование структуры и содержания образования в целом или в конкретном регионе.

Программы экспериментов составляются при локальных или модульных применениях, если же ставится вопрос о системном образовании всего учебного заведения, то готовится другой документ – «Программа развития общеобразовательного учреждения». Как отмечает М.М. Поташник, в педагогической практике понятие «эксперимент» часто употребляется не в строгом смысле этого слова – не как научно-исследовательская деятельность, зачастую, с неопределенным и неизвестным результатом. Слово «эксперимент» нередко объединяет хотя и близкие, но не тождественные понятия, такие как «поиск», «поисковаяработа», «опыт», «опытно-экспериментальная работа», «исследовательская работа, «собственно эксперимент» и т.п. Очень строгих, четких границ между этими понятиями в массовой педагогической практике нет. В большей или меньшей степени все они предполагают какую-то долю «собственно эксперимента». Каждое из этих определений высвечивает ту или иную сторону рассматриваемого явления.

В педагогике творческий поиск, опытная работа предполагает эксперимент, т.е. поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Четко и строго развести все названные понятия невозможно. Конкретная инновационная педагогическая деятельность может относиться к тому или иному понятию по доминантному признаку: чем больше в деятельности нового, тем она ближе к собственно экспериментальной работе; чем больше в ней воспроизведения в иных условиях иными педагогами уже известных технологий, тем она ближе к опытной работе, в ходе которой вполне могут происходить поиск нового и его последующая апробация, т.е. опять же собственно эксперимент.

В книге «Эксперимент в образовании» А.С. Сиденко и Т.Г. Новикова отмечают, что, прежде чем приступить к разработке программы любого эксперимента, следует определить уровень эксперимента внутри учебного заведения:

· опытная работа;

· опытно-экспериментальная деятельность;

· экспериментально-поисковая деятельность;

· экспериментально-исследовательская деятельность.

Экспериментальная работа в образовательных учреждениях НПО, СПО, ВПО в последнее время стала достаточно массовым видом научно-педагогической деятельности. При этом сами учебные заведения проходят определенные уровни развития в зависимости от разработки научно-методической темы.

Учебное заведение – адаптивная модель первый уровень учебного заведения, работающего в режиме развития.

Основные характеристики уровня:

1) готовность учебного заведения к инновационной деятельности достигается, прежде всего, за счет изучения методов педагогических исследований, знания прогноза развития отдельных компонентов сложной педагогической системы, ознакомления с совершенными педагогическими концепциями и системами;

2) подготовка каждого к оперативному внедрению достижений педагогической науки и инновационного опыта начинается с умения анализировать собственные методические затруднения, обобщать опыт педагогической деятельности как систему, выявить сущность своей педагогической системы;

3) создаются специальные условия для формирования внутренних межцикловых проблемных, инициативных, творческих групп за счет систематизации, классификации банка творческих заданий педагогов, направленных на целевое развитие всех компонентов:

· совершенствование программного, научно-методического, учебно-воспитательного процесса,

· внедрение новых и передовых технологий оборудования и совершенствование дополнительного образования,

· работа с кадрами,

· управление развитием школы.

Учебное заведение – экспериментальная площадкавторой уровень учебного заведения, работающего в режиме развития. Для этого уровня характерно следующее:

1) массовое творчество педагогов развивается за счет внедрения коллективного и инновационного опыта других учебных заведений, а также внедрения отдельных идей экспериментальной работы учебных заведений, которые постепенно переходят в совокупность инновационных идей и новшеств;

2) коллективный педагогический опыт интенсивно обобщается за счет внедрения достижений педагогической науки и передового опыта, в том числе внедрения без эксперимента, а также повышения уровня научно-практической подготовки педагогов и появления в учебном заведении новшеств, развивающихся первоначально хаотично и бессистемно;

3) в педагогическом коллективе изнутри на основе единой научно-методической работы развивающего характера, основой является исследовательская деятельность группы педагогов с последующим ознакомлением всего педагогического коллектива с результатами опытно-экспериментальной работы в учебном заведении.

4) эксперименты, развивающиеся в учебном заведении, пройдя стадии первичной коррекции, становятся тесно связанными между собой, пронизывая один другого.

Учебное заведение – лабораториятретий уровень учебного заведения, работающего в режиме развития.Данный уровень имеет следующие характерные особенности:

1) идея экспериментальной работы, встроенная в систему, начинает активно переходить в научно поставленный опыт учебного заведения;

2) методическое объединение педагогов преобразуется в творческие лаборатории, учебно-методические конференции. До 70% педагогов в этот период работают над индивидуальными темами исследования;

3) углубляются взаимосвязи, взаимоотношения между инновациями, достижениями педагогической науки и передового опыта, что существенно обогащает коллективный педагогический опыт учебного заведения;

4) педагоги легко, свободно выносят идеи инновационного опыта других учебных заведений и достижений педагогической науки и передового опыта в собственную педагогическую систему за счет увеличения наукоемкости самообразования, овладения основами самоанализа учебного или воспитательного процесса.

Непрерывно саморазвивающееся учебное заведениечетвертый, высший, уровень развития учебного заведения – лаборатории,где

Ø формируется творческая индивидуальность личности педагога за счет многолетней целенаправленной работы по теме индивидуального исследования, в ходе которого он работает в поисковом, экспериментально-исследовательском режиме, самостоятельно и непрерывно совершенствуя собственное профессиональное мастерство;

Ø стабильность развития учебного заведения признают творческие лаборатории; исследовательская работа педагога доводит его педагогическое мастерство до стабильного инновационного;

Ø универсальным показателем целенаправленности развития учебного заведения выступает диагностическая карта, по которой можно отследить эффективность профессионального роста педагога, обеспечивающего в итоге многоуровневость обучения, внедрения исследовательского компонента в проблемное обучение, развивающее обучение;

Ø встроенная системы экспериментальной работы переходит в научно-поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, значительно обогащает инновационный потенциал учебного заведения;

Ø целостность, равномерность, устойчивость развития компонентов сложной педагогической системы достигается благодаря целенаправленному и единовременному встраиванию инноваций в компоненты.

Как показали результаты экспериментальной работы, развивающееся учебное заведение по мере своего продвижения по уровням развития в зависимости от переходного периода на первом уровне развития находится не более 2-х лет, на втором уровне – не более 3 лет. Учебному заведению-лаборатории необходимо минимум 3 года, чтобы достичь высшего уровня своего развития – непрерывно саморазвивающегося учебного заведения.

Перспективное планирование развивающегося учебного заведения можно подготовить на столько лет, на сколько лет предусмотрена работа педагогического коллектива по научно-методической и экспериментальной работе.

Научно-методическая тема учебного заведения, прогнозируемая на 2–5–8 лет, в сочетании с экспериментальной работой, в тематику которой постоянно вносятся коррективы, тесно связаны на каждом уровне с главным экспериментом.

Экспериментальные площадки создаются в тех случаях, когда преобразования носят глубокий поисковый характер, и в этот процесс вовлечено большое количество субъектов образовательного и управленческого процессов. Определение учреждений, которым присуждается статус экспериментальной площадки, осуществляется на основании «Положения об экспериментальной площадке».

Дата: 2016-10-02, просмотров: 266.