Сущность и структура педагогического эксперимента. Понятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.

Педагогический эксперимент – эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования, их структуре и механизмах, содержании и принципах и технологиях.

Педагогическое исследование может иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные.

Фундаментальные исследования направлены на разработку теорий, концепций или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования направлены на углубление, расширение, уточнение, изучение отдельных сторон педагогического процесса.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций.

Эксперимент – это система приемов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания. Эксперимент всегда связан с практической деятельностью, он имеет внедренческий характер и представляет собой комплекс методов и средств изучения явлений.

Характеристика компонентов эксперимента

Состав эксперимента:

а) объект и предмет исследования как зависимая переменная;

б) методы и средства преобразования «предмета в объекте» как независимые переменные;

в) технология использования независимых переменных;

г) диагностика и методы диагностики результатов влияния независимых переменных на зависимые переменные.

Рассмотрим подробнее каждый компонент.

А) Объект и предмет экспериментирования – это такие феномены качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать. Развиваемые качества или функции у определенных индивидуумов или группы субъектов есть зависимые переменные, то есть те, что зависят от внешних условий и воздействий экспериментатора. Изменение зависимых переменных и становится целью эксперимента. Содержательно, но не по формулировке, цели и предмет эксперимента полностью совпадают.

При определении объекта экспериментирования устанавливается точное число участников, например детей, педагогов, ОУ. Число детей с определенными характеристиками может быть очень большим. Для установления особенностей или закономерностей изменений изучаемых качеств (предмета экспериментирования) достаточно сделать выборку. Выборка, то есть количество детей-участников, педагогов участвующих или ОУ, должна быть репрезентативной. Репрезентативность – это свойство выбранного количества участников эксперимента проявлять те же свойства и особенности, которые присущи всей совокупности таких же людей (детей, педагогов). На уровне учебно-исследовательской работы определять репрезентативность очень сложно, чаще всего это делают условно или приблизительно, а еще чаще – по аналогу с уже проводимыми подобными экспериментами.

Б) Методы и средства преобразования объекта и предмета экспериментирования, их развития и совершенствования называются независимыми переменными. Независимые – то есть вполне самостоятельные от тех качеств и свойств, которые развиваются в эксперименте. Независимая переменная не придумывается вольно, а выводится из гипотезы всего исследования, ибо весь эксперимент и служит ее практическому доказательству. Именно в гипотезе указывается, какие пути и способы выбрал диссертант для достижения цели. Независимые переменные и есть то новое (новация, инновация), что вносит студент в теорию и практику.

В) Технология использования независимых переменных – это:

· порядок проведения эксперимента,

· режим их введения в жизнедеятельность детей, детского и педагогического коллективов,

· это определение дополнительных условий введения.

Г) Диагностико-аналитические методы в эксперименте связаны с параметризацией (параметры) эксперимента, то есть с выделением показателей эффективности влияния независимых переменных на зависимые переменные и возможностью их измерить. Методы, выбранные для диагностики зависимых переменных, должны быть валидными. Валидность методов – это их способность измерять именно данную зависимую переменную и ее изменения, то есть соответствие метода и параметрических характеристик объекта и предмета экспериментирования, их адекватность. Алгоритм экспериментирования – исследователь замеряет с помощью диагностических методов состояние зависимых переменных, затем вводит независимые переменные, под влиянием которых происходят изменения состояния зависимых переменных. Эти изменения опять замеряются и затем сопоставляются с начальными данными. Зависимые и независимые переменные в практической деятельности приходят во взаимодействие. Качество взаимодействия зависит от технологии использования (ввода) независимых переменных. Результат взаимодействия зависимых и независимых переменных оценивается с помощью специальных аналитических методов.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 192.