Способы отбора экспериментальных групп. Проблема выборки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача, которая стоит перед исследователем, – это формирование выборки. Исследователю, прежде всего, необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, т.е. исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы – контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

В процессе эксперимента используются разные способы отбора испытуемых.

Один из способов отбора – когда на начало исследовательской деятельности контрольная группа остается контрольной, а в процессе опытной работы становится экспериментальной. Сравнительный анализ осуществляется на начало и конец экспериментальной деятельности с этой же группой.

Контрольной группа считается тогда, когда лица, участвующие в эксперименте, находятся вне сферы действия независимых переменных (опытного события).

Экспериментальная группа – это лица, подвергающиеся воздействию независимой переменной (экспериментального стимула).

Если количество испытуемых не превышает 100 человек, то подсчет производится количественный и качественный, если количество испытуемых свыше 100 человек, то производится количественный, качественный и подсчет процентного соотношения. Полученные данные описываются экспериментатором как в количественном соотношении, так и в процентом. Результаты представлены в таблицах, диаграммах, гистограммах и других наглядных формах.

Самостоятельная работа

1. Разработайте программу педагогического эксперимента (можно по своему исследованию).

2. Что такое эксперимент? Дайте характеристику составным частям эксперимента.

3. Что означают независимые, зависимые и дополнительные переменные эксперимента? Какова технология их использования?

4. Опишите технологию управления экспериментом.

5. Охарактеризуйте этапы эксперимента и составьте план исследования.

6. В чем сущность отбора экспериментальных групп?

Раздел 11. Педагогическое проектирование инновационной технологии в процессе экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях

11.1. Проблемы экспериментальной деятельности в образовательном процессе

Большой вклад в развитие и реализацию инновационных подходов, опыта вносят инновационные образовательные учреждения, функционирующие в экспериментальном режиме, где ведущее место занимает творческая, исследовательская деятельность учителей и учащихся. В окружных управлениях образования такие образовательные учреждения функционируют как стабильные, устойчивые механизмы обновления обучения, воспитания и развития учащихся. Инновационный режим данных ОУ основан на исследовательской деятельности педагогов-экспериментаторов, которые являются членами методических объединений учителей-предметников, классных руководителей, становятся инициаторами деятельности творческих групп, тем самым привносят принципиально новые элементы в управление процессом реализации системно-интегральных новшеств по одному или нескольким направлениям развития содержания образовательного процесса.

Но наряду с позитивными результатами существует ряд проблем, от решения которых зависит качество и эффективность всей экспериментальной работы в образовательном учреждении. Кратко обозначим их.

1. Формулирование научно-методической темы экспериментальной деятельности, направленной на развитие образовательного учреждения, имеет большое значение, она должна удовлетворять интересам участников эксперимента и привнести определенное нововведение в образовательный процесс, что, к сожалению, не всегда есть. При определении научно-методической темы ее авторы всегда исходят из понимания идеи как формы мышления. Отсюда идея рассматривается как система знаний, имеющая свой центр в научном обосновании, и употребляется в нескольких смыслах: как отражение объективной реальности, как способ влияния на преобразование действительности.

Научно сформулированная идея, выраженная в научно-методической теме эксперимента, объясняет сущность и тенденции развития образовательного учреждения, синтезирует в себе противоречия на данный период развития, прогнозирует развитие потенциальных возможностей учащихся и педагогического коллектива. Но анализ показывает, что сформулированные темы, порой, не только не имеют научного обоснования, но просто некорректны.

2. Нет четкого единства в перечне документов, необходимых для прохождения экспертизы в вышестоящих организациях и системах, нет образцов их оформления, что создает сложности в подготовке и оформлении документов.

3. Не менее сложная проблема в разработке второго блока научно-методического обеспечения участников экспериментальной площадки, четко регламентирующего начало ее деятельности:

· концепции, плана, модели экспериментальной деятельности, разработанной на основе концепции,

· должностных инструкций участников экспериментальной площадки,

· разработки индивидуального плана экспериментальной деятельности, перечня отчетной документации,

· карты готовности учителя к работе в инновационном режиме, плана исследовательского практикума для учителей исследователей,

· примерной схемы отчета по экспериментальной работе, дневника учителя-исследователя, диагностического инструментария начального мониторинга.

4. Разработка и обоснование модели экспериментальной деятельности первого этапа, где необходимо четко просмотреть перспективу моделирования экспериментальной деятельности на последующих этапах.

5. Не всегда обоснованный подбор педагогов-исследователей в образовательном учреждении: порой включают не тех, кто активен и проявляет творчество, а тех, кому нужна дополнительная надбавка, что создает большие трудности руководителям экспериментальных проектов в получении должных результатов.

6. Изменяющийся состав учителей-исследователей в процессе экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, что негативно сказывается на результатах исследования.

Исходя из характеристики вышеназванных проблем следует отметить, что недостаточное научно-методическое обеспечение в организации экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, без должного контроля и отчетности, порой носит кустарный полулюбительский характер, а иногда формальный и попустительский, что дискредитирует всю научно-исследовательскую, экспериментальную деятельность, которая призвана способствовать развитию образовательной системы в целом и в конкретном учебном заведении в частности.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.