Независимые, зависимые и дополнительные переменные эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выше мы уже рассмотрели независимые и зависимые переменные эксперимента, следует обратить внимание на эту проблему в классическом учебнике по экспериментальной психологии Вудвортса («Experimental psychology», 1938). Эксперимент определялся как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода автор считает управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного – независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как

некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то

время как зависимая переменная – реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Схематически это можно выразить

следующим образом: Файл: St-p-r1.jpg.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий,

кроме независимой переменной, в эксперименте недостижима, так как практически всегда, помимо этих двух переменных, присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные (систематические) стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам.

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

1. Независимая переменная.

2. Зависимая переменная.

3. Дополнительные переменные (или внешние переменные).

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость

между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции

R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов. Примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения

вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь

стремится проводить серию опытов. Примером случайной ошибки может быть, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка.

Этапы эксперимента

Диагностический этап: выявление проблемы и обоснование её актуальности. Диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе.

Прогностический этап: разработка развёрнутой программы эксперимента на этом этапе – задаётся цель исследования, которая конкретизируется в веер задач эксперимента; конструируется модель новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.); формулируется рабочая гипотеза; прогнозируются ожидаемые результаты, а также возможные негативные последствия; продумываются компенсационные механизмы.

Организационный этап. Прежде всего связан,, с подготовкой материальной базы эксперимента. Программа отдельных экспериментов может потребовать специальных помещений, оборудования, мебели и пр. Предполагается разработка сметы на проведение эксперимента, дополнительные материальные и денежные ресурсы.

При организации опытно-экспериментальной работы важно правильно распределять управленческие функции: кто и за что отвечает в эксперименте – директор, его заместители, в том числе заместитель по опытно-экспериментальной работе (такая должность может вводиться на 0,25 или 0,5 ставки), учителя, классные руководители, учащиеся, родители.

Предусматривается и организация специальной подготовки кадров, участвующих в проведении эксперимента. Целесообразен постоянно действующий семинар по обучению педагогов общей методике организации эксперимента, обсуждению программ конкретных экспериментов, их хода, результатов. При этом возможна корректировка методик, технологий и т.д. с учётом данных промежуточной экспертизы.

Организационная подготовка эксперимента включает и методическое обеспечение. Помимо программы, к нему относятся все необходимые дидактические, воспитательные и прочие материалы, тексты письменных (обучающих и контрольных) работ, анкеты, подробнейшее изложение самой технологии, каждого элемента экспериментальной деятельности. Без методического обеспечения экспериментальная работа идёт неосознанно, бездумно.

Следует продумать в самом начале вопросы морального и материального стимулирования педагогов, ведущих эксперимент.

В организацию эксперимента входит и подбор экспериментальных и контрольных объектов (параллелей, классов, отдельных учеников, объединений детей и т.п.). Объекты изначально должны был, равноценны по исходным параметрам.

Успех хорошо организованного эксперимента обеспечивается и удачно подобранным научным руководителем или консультантом. Его функция – оказание помощи экспериментаторам в научном обосновании и разработки программы, обеспечения процесса, обобщения (анализа) результатов эксперимента.

Практический этап эксперимента: проведение исходных констатирующих срезов, реализация новых технологий, отслеживание процесса промежуточных (текущих) результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.

Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Внедренческий этап: распространение новой методики, технологии, средств обучения, воспитания, управления и др., направление полученного опыта для распространения и реализации другими педагогами.

1. Составление плана исследования

Основные разделы программы эксперимента. Подготовка программы эксперимента. Идея эксперимента требует обоснования темы. Необходимо тщательно разобраться, какие противоречия практики обучения, воспитания или в управлении побуждают к отказу от традиционных технологий и поиску нового, или из каких потребностей вытекает необходимость опытно-экспериментальной работы. Определяя актуальность темы, исследователь должен быть точно информирован о степени ее разработанности. Выбранная тема нуждается в точной формулировке. Можно сопоставить ряд формулировок, чтобы остановиться на той, которая наиболее точно отражает предмет будущего экспериментального исследования. Здесь исследователю полезен совет учёного-консультанта, научного руководителя. Исследователь должен уметь разграничить содержание понятий объект и предмет исследования.

Объектом исследования могут быть педагогический или ученический коллективы, учебно-воспитательный процесс, система воспитательной работы в образовательном учреждении, преподавание какого-то предмета и т.п.

Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нём проходящий. Например, если объектом является система воспитательной деятельности школы, то предметом может быть процесс её оптимизации. Если объект – процесс обучения иностранному языку, то предметом может быть избран механизм применения суггестивных методов обучения и т.д.

Следующий необходимый элемент программы – формулировка цели эксперимента. Таковой может быть новая методика, программа, учебный план, новый вариант известной технологии, методическая разработка классификация и т.д.

Гипотеза эксперимента – это развёрнутое предположение, в котором максимально подробно изложена модель, будущая методика системы мер, технология, механизм того новшества, введением которого ожидается получить более высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.

Определение задач эксперимента. В задачах выстраивается веер проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента. Беда многих экспериментаторов в том, что, не задумавшись над конкретными задачами, они работают вслепую, с перегрузками как для себя, так и для детей. Современная дидактика, например, располагает богатым арсеналом знаний и умений, позволяющих организовать высокоэффективное обучение. Поэтому исследователь, выдвигая гипотезу новой оригинальной технологии, должен искать её обоснования в ведущих дидактических концепциях, теориях, системах, программах и др., которые необходимо изучить, проанализировать, и определить место своего исследования как уточнения, расширения, конкретизации или доработки.

Необходимый, но, к сожалению, редко планируемый компонент программы, – это сроки проведения эксперимента. С отсутствием очерченных сроков невозможно установить, на какой стадии находится эксперимент, в особенности, если не проводится начальный диагностический срез. Для лучшей организации эксперимента, для определения промежуточных показателей выполнения задач, гипотезы нужно определить также этапы эксперимента.

Начиная эксперимент, нельзя гарантировать абсолютный успех в его задуманном, и поэтому в программу следует заложить резервное время на случай неудачи, отрицательных результатов, чтобы компенсировать издержки эксперимента. Применительно к процессу обучения эксперимент в рамках текущего года должен быть завершён не позднее третей четверти. При неудаче резервное время выпадает на четвертую четверть, при удачном ходе эксперимента – на развитие успеха, опережающее освоение новых разделов программы и т.п.

База эксперимента также требует чёткого определения. В эксперименте может быть занята вся школа, параллель, отдельные классы, группа детей и поэтому необходимо определить какие собственно экспериментальные, и контрольные объекты будут включены для сравнения.

Важнейший и обязательный компонент программы – критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Они должны быть определены до начала эксперимента и увязаны с его целями. Можно рекомендовать сводить все конкретные показатели эффективности (или оптимальности) к двум:

1. Критерий результативности. Например, если экспериментируется методика обучения, то её результаты должны быть:

а) либо выше прежних результатов того же учителя;

б) либо выше типичных для школ данного региона;

в) либо оптимальными, т.е. максимально возможными для конкретных детей. 2. Критерий затрат времени, так как время – универсальный, интегративный показатель эффективности любого труда.

Совершенно необходимой частью подготовки эксперимента является прогнозирование:

а) возможных (ожидаемых) положительных результатов;

б) возможных потерь, негативных последствий;

в) компенсаций этих потерь и последствий.

Тщательная разработка проекта эксперимента позволяет избежать на практике многих ошибок, сокращает время эксперимента. Главное, о чем не следует забывать, это то, что речь идёт об эксперименте, который будет проводиться с живыми людьми. Педагогический эксперимент – наиболее ответственный из всех видов экспериментальной деятельности.

Экспертиза программы эксперимента. Чем больше экспертов, тем лучше для дела. Однако главное в экспертной оценке – не комплименты, а замечания и предложения. В рецензии на программу эксперимента оцениваются, как минимум, пять позиций:

1) полнота содержания программы эксперимента;

2) её целостность (логичность, взаимосвязь и непротиворечивость частей программы);

3) ошибки, недостатки, упущения;

4) предложения, новые идеи, дополнения к программе;

5) экспертное заключение (программа пригодна и рекомендуется к осуществлению; нуждается в доработке по высказанным замечаниям; непригодна).

Планирование отдельных фаз эксперимента

Инструкция испытуемому в эксперименте даётся для увеличения

вероятности того, чтобы испытуемый адекватно понял требования экспериментатора,

поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый

должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах

одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с

одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта в экспериментах перед педагогом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции взрослыми или детьми. Примеры различия между испытуемыми,

которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

· одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим – несколько раз,

· одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными, поэтому планирование отдельных фаз эксперимента требует дополнительных инструкций.

Требования к большинству инструкций:

1. Инструкция должна объяснять цель и значение исследования.

2. Она должна чётко излагать содержание, ход и детали опыта.

3. Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной.

10.9. Календарный план исследовательской работы

Общая модель проведения эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1. Первичная постановка проблемы

2. Постановка гипотезы

3. Работа с научной литературой

4. Поиск определений базовых понятий

5. Составление библиографии по тематике исследования

6. Уточнение гипотезы и определение переменных

7. Определение экспериментальной гипотезы

8. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:

· управлять независимой переменной;

· регистрировать зависимую переменную;

· планировать экспериментальное исследование;

· выделять дополнительные переменные;

· выбирать экспериментальный план.

9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в

соответствии с принятым планом

10. Проведение эксперимента

· Подготовка эксперимента

· Инструктирование и мотивирование испытуемых

· Собственно экспериментирование

11. Первичная обработка данных

12. Составление таблиц

13. Преобразование формы информации

14. Проверка данных

15. Статистическая обработка

· Выбор методов статистической обработки

· Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу

· Проведение статистической обработки

16. Интерпретация результатов и выводы исследования

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 245.