Выше мы уже рассмотрели независимые и зависимые переменные эксперимента, следует обратить внимание на эту проблему в классическом учебнике по экспериментальной психологии Вудвортса («Experimental psychology», 1938). Эксперимент определялся как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода автор считает управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного – независимой переменной.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как
некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то
время как зависимая переменная – реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Схематически это можно выразить
следующим образом: Файл: St-p-r1.jpg.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий,
кроме независимой переменной, в эксперименте недостижима, так как практически всегда, помимо этих двух переменных, присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные (систематические) стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам.
Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:
1. Независимая переменная.
2. Зависимая переменная.
3. Дополнительные переменные (или внешние переменные).
Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость
между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции
R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов. Примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения
вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь
стремится проводить серию опытов. Примером случайной ошибки может быть, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка.
Этапы эксперимента
Диагностический этап: выявление проблемы и обоснование её актуальности. Диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе.
Прогностический этап: разработка развёрнутой программы эксперимента на этом этапе – задаётся цель исследования, которая конкретизируется в веер задач эксперимента; конструируется модель новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.); формулируется рабочая гипотеза; прогнозируются ожидаемые результаты, а также возможные негативные последствия; продумываются компенсационные механизмы.
Организационный этап. Прежде всего связан,, с подготовкой материальной базы эксперимента. Программа отдельных экспериментов может потребовать специальных помещений, оборудования, мебели и пр. Предполагается разработка сметы на проведение эксперимента, дополнительные материальные и денежные ресурсы.
При организации опытно-экспериментальной работы важно правильно распределять управленческие функции: кто и за что отвечает в эксперименте – директор, его заместители, в том числе заместитель по опытно-экспериментальной работе (такая должность может вводиться на 0,25 или 0,5 ставки), учителя, классные руководители, учащиеся, родители.
Предусматривается и организация специальной подготовки кадров, участвующих в проведении эксперимента. Целесообразен постоянно действующий семинар по обучению педагогов общей методике организации эксперимента, обсуждению программ конкретных экспериментов, их хода, результатов. При этом возможна корректировка методик, технологий и т.д. с учётом данных промежуточной экспертизы.
Организационная подготовка эксперимента включает и методическое обеспечение. Помимо программы, к нему относятся все необходимые дидактические, воспитательные и прочие материалы, тексты письменных (обучающих и контрольных) работ, анкеты, подробнейшее изложение самой технологии, каждого элемента экспериментальной деятельности. Без методического обеспечения экспериментальная работа идёт неосознанно, бездумно.
Следует продумать в самом начале вопросы морального и материального стимулирования педагогов, ведущих эксперимент.
В организацию эксперимента входит и подбор экспериментальных и контрольных объектов (параллелей, классов, отдельных учеников, объединений детей и т.п.). Объекты изначально должны был, равноценны по исходным параметрам.
Успех хорошо организованного эксперимента обеспечивается и удачно подобранным научным руководителем или консультантом. Его функция – оказание помощи экспериментаторам в научном обосновании и разработки программы, обеспечения процесса, обобщения (анализа) результатов эксперимента.
Практический этап эксперимента: проведение исходных констатирующих срезов, реализация новых технологий, отслеживание процесса промежуточных (текущих) результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.
Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
Внедренческий этап: распространение новой методики, технологии, средств обучения, воспитания, управления и др., направление полученного опыта для распространения и реализации другими педагогами.
1. Составление плана исследования
Основные разделы программы эксперимента. Подготовка программы эксперимента. Идея эксперимента требует обоснования темы. Необходимо тщательно разобраться, какие противоречия практики обучения, воспитания или в управлении побуждают к отказу от традиционных технологий и поиску нового, или из каких потребностей вытекает необходимость опытно-экспериментальной работы. Определяя актуальность темы, исследователь должен быть точно информирован о степени ее разработанности. Выбранная тема нуждается в точной формулировке. Можно сопоставить ряд формулировок, чтобы остановиться на той, которая наиболее точно отражает предмет будущего экспериментального исследования. Здесь исследователю полезен совет учёного-консультанта, научного руководителя. Исследователь должен уметь разграничить содержание понятий объект и предмет исследования.
Объектом исследования могут быть педагогический или ученический коллективы, учебно-воспитательный процесс, система воспитательной работы в образовательном учреждении, преподавание какого-то предмета и т.п.
Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нём проходящий. Например, если объектом является система воспитательной деятельности школы, то предметом может быть процесс её оптимизации. Если объект – процесс обучения иностранному языку, то предметом может быть избран механизм применения суггестивных методов обучения и т.д.
Следующий необходимый элемент программы – формулировка цели эксперимента. Таковой может быть новая методика, программа, учебный план, новый вариант известной технологии, методическая разработка классификация и т.д.
Гипотеза эксперимента – это развёрнутое предположение, в котором максимально подробно изложена модель, будущая методика системы мер, технология, механизм того новшества, введением которого ожидается получить более высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.
Определение задач эксперимента. В задачах выстраивается веер проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента. Беда многих экспериментаторов в том, что, не задумавшись над конкретными задачами, они работают вслепую, с перегрузками как для себя, так и для детей. Современная дидактика, например, располагает богатым арсеналом знаний и умений, позволяющих организовать высокоэффективное обучение. Поэтому исследователь, выдвигая гипотезу новой оригинальной технологии, должен искать её обоснования в ведущих дидактических концепциях, теориях, системах, программах и др., которые необходимо изучить, проанализировать, и определить место своего исследования как уточнения, расширения, конкретизации или доработки.
Необходимый, но, к сожалению, редко планируемый компонент программы, – это сроки проведения эксперимента. С отсутствием очерченных сроков невозможно установить, на какой стадии находится эксперимент, в особенности, если не проводится начальный диагностический срез. Для лучшей организации эксперимента, для определения промежуточных показателей выполнения задач, гипотезы нужно определить также этапы эксперимента.
Начиная эксперимент, нельзя гарантировать абсолютный успех в его задуманном, и поэтому в программу следует заложить резервное время на случай неудачи, отрицательных результатов, чтобы компенсировать издержки эксперимента. Применительно к процессу обучения эксперимент в рамках текущего года должен быть завершён не позднее третей четверти. При неудаче резервное время выпадает на четвертую четверть, при удачном ходе эксперимента – на развитие успеха, опережающее освоение новых разделов программы и т.п.
База эксперимента также требует чёткого определения. В эксперименте может быть занята вся школа, параллель, отдельные классы, группа детей и поэтому необходимо определить какие собственно экспериментальные, и контрольные объекты будут включены для сравнения.
Важнейший и обязательный компонент программы – критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Они должны быть определены до начала эксперимента и увязаны с его целями. Можно рекомендовать сводить все конкретные показатели эффективности (или оптимальности) к двум:
1. Критерий результативности. Например, если экспериментируется методика обучения, то её результаты должны быть:
а) либо выше прежних результатов того же учителя;
б) либо выше типичных для школ данного региона;
в) либо оптимальными, т.е. максимально возможными для конкретных детей. 2. Критерий затрат времени, так как время – универсальный, интегративный показатель эффективности любого труда.
Совершенно необходимой частью подготовки эксперимента является прогнозирование:
а) возможных (ожидаемых) положительных результатов;
б) возможных потерь, негативных последствий;
в) компенсаций этих потерь и последствий.
Тщательная разработка проекта эксперимента позволяет избежать на практике многих ошибок, сокращает время эксперимента. Главное, о чем не следует забывать, это то, что речь идёт об эксперименте, который будет проводиться с живыми людьми. Педагогический эксперимент – наиболее ответственный из всех видов экспериментальной деятельности.
Экспертиза программы эксперимента. Чем больше экспертов, тем лучше для дела. Однако главное в экспертной оценке – не комплименты, а замечания и предложения. В рецензии на программу эксперимента оцениваются, как минимум, пять позиций:
1) полнота содержания программы эксперимента;
2) её целостность (логичность, взаимосвязь и непротиворечивость частей программы);
3) ошибки, недостатки, упущения;
4) предложения, новые идеи, дополнения к программе;
5) экспертное заключение (программа пригодна и рекомендуется к осуществлению; нуждается в доработке по высказанным замечаниям; непригодна).
Планирование отдельных фаз эксперимента
Инструкция испытуемому в эксперименте даётся для увеличения
вероятности того, чтобы испытуемый адекватно понял требования экспериментатора,
поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый
должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах
одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с
одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта в экспериментах перед педагогом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции взрослыми или детьми. Примеры различия между испытуемыми,
которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:
· одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим – несколько раз,
· одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными, поэтому планирование отдельных фаз эксперимента требует дополнительных инструкций.
Требования к большинству инструкций:
1. Инструкция должна объяснять цель и значение исследования.
2. Она должна чётко излагать содержание, ход и детали опыта.
3. Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной.
10.9. Календарный план исследовательской работы
Общая модель проведения эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:
1. Первичная постановка проблемы
2. Постановка гипотезы
3. Работа с научной литературой
4. Поиск определений базовых понятий
5. Составление библиографии по тематике исследования
6. Уточнение гипотезы и определение переменных
7. Определение экспериментальной гипотезы
8. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
· управлять независимой переменной;
· регистрировать зависимую переменную;
· планировать экспериментальное исследование;
· выделять дополнительные переменные;
· выбирать экспериментальный план.
9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в
соответствии с принятым планом
10. Проведение эксперимента
· Подготовка эксперимента
· Инструктирование и мотивирование испытуемых
· Собственно экспериментирование
11. Первичная обработка данных
12. Составление таблиц
13. Преобразование формы информации
14. Проверка данных
15. Статистическая обработка
· Выбор методов статистической обработки
· Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
· Проведение статистической обработки
16. Интерпретация результатов и выводы исследования
Дата: 2016-10-02, просмотров: 300.