Типология педагогических экспериментов: качественный, измерительный, естественный и лабораторный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку в сфере жизнедеятельности социума существует большое разнообразие ситуаций и, естественно, целей их преобразования, то вполне понятным становится разнообразие видов экспериментов, применяемых в исследовании. Характеристика каждого вида содержит в себе условия, при которых его можно использовать в научных и практических целях, а также предел тех задач, которые с его помощью можно решать. Ведущим, широко применяемым видом эксперимента, является такой его вид, как естественный эксперимент. Это значит – проводимый в естественных, реально сложившихся условиях. Нередко такую преобразовательную деятельность называют опытно-экспериментальной, что является правомочным. Естественный эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, если есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверить только в реальных условиях и что результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектом естественного эксперимента чаще всего становиятся планы, программы, системы, модели учебники и учебные пособия, приемы, методы, технологии, формы в обучении, воспитании и управлении образовательным процессом.

Лабораторный эксперимент проводится редко, разве что при исследовании очень узких физиологических и психологических проблем. Бесспорно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он ближе к реальной действительности, но иногда нужны дополнительные затраты и перенос исследования в лабораторные условия, чтобы выявить влияние неконтролируемых факторов, необходимо свести до минимума побочные причины.

Качественный и измерительный эксперимент. Качеством какого-либо объекта (процесса) считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики.
Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имею качественную форму.

Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний. Количество – это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические, проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.

Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество).

Итак, основную методическую проблему при сборе информации в педагогическом эксперименте представляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов или их измерение.

Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т.е. весьма приближенно.

Например. Данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений), очевидно, не может полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.
Педагогическим измерением следует называть операцию присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами. В педагогическом эксперименте применяются четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений)

1.Номинальная шкала(шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет. Например,
А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки – 01, мальчики – 02.

Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке – 1, на улице – 2, дома – 3.

2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Здесь имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

· ранжирование (в ряд),

· группировка (ранжирование по группам),

· парное сравнение,

· метод рейтинга,

· метод полярных профилей.

Рассмотрим их подробнее.

Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.
Например:
А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки знаний, умений и навыков делятся на отличников, хорошистов и т.д.

Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом:
Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2
со слабо положительным ранг + 1
с безразличным ранг – 0
со слабо отрицательным ранг – 1

с резко отрицательным ранг – 2

Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).
Например, в результате сравнения по признаку «кто добрее?» получается следующая таблица:

  Саша И. Дима П. Андрей С. Общий балл (ранг)
Сергей И.
Алексей П.
Игорь С.

Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
Метод полярных профилей.Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый – злой, теплый – холодный и т.п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).
Например. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

(Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)

Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся.

Интервальная шкала, или интервальное намерение, это такое присвоение чисел объектам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого свойства. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно. Например: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т.п.).
Возможности педагогических измерений реализуются в методах сбора и получения информации, которые представляются тремя большими группами;

· метод моделирования;

· методы наблюдения;

· опросные методы.

Метод моделирования относится к теоретическим методам педагогического исследования. Моделирование рассматривается как построение идеализированных объектов. В книге П.И. Пидкасистого моделирование рассматривается как воспроизведение некоторых характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Второй из объектов называет моделью первого. Модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны связи, функции объекта исследования[15].

Модели могут быть материального характера, т.е. когда создается модель, похожая на объект, но не тождественная ей, так как отражает его свойства, которые выбирает сам исследователь. После решения поставленной задачи исследования модель убирается за ненадобностью.

Другой вариант модели – мысленная модель, или идеализированная. Идеализированная модель – средство познания на теоретическом уровне, может выступать как модель, однако, притом условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом-оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной, это позволяет мысленно создать образ, представить изучаемый объект, но вместе с тем она предоставляет возможность увидеть моделируемый образ, объект с реальным, увидеть несоответствие результатов с заданными целями.

Общее представление о том, что должно быть сделано, необходимо мысленно приблизиться к модели должного, т.е. нормативной модели. Данный вид модели тоже является идеологизированной, но выступает как прообраз тех проектов, которые дадут ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов.

Наблюдение– один из основных методов, используемых в педагогическом эксперименте, применяется в самых разных ситуациях и как caмocтоятeльный метод, и как необходимое дополнение к другим методам исследования.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие и описание экспериментатором педагогического процесса или отдельных его компонентов.
В зависимости от поставленных задач, условий и имеющихся средств наблюдение приобретает специфические качества. Оно может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).Прямоенаблюдение осуществляется самим экспериментатором, косвенное (опосредованное) – с помощью других лиц (например, классный руководитель поручает родителям пронаблюдать за домашней работой учащихся).
Самонаблюдение предполагает фиксацию своих состояний, поступков, событий самим объектом эксперимента (например, учащимся дается задание составить самофотографию рабочей недели – записать во времени все, чем они занимаются в течение каждого дня).

Стороннеенаблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе, а включенное наблюдение осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим учителем-экспериментатором). Наблюдение за естественным ходом педагогического процесса или при осуществлении формирующего эксперимента обычно ведется без всякого вмешательства. Иногда для наблюдения скрытых или редко возникающих явлений экспериментатор организует специальные провоцирующие их условия (метод создания педагогических ситуаций).

Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи и др. приборов). Если фиксация происходит по ходу события, то это текущее наблюдение, а если после событий (по памяти, при расшифровке документов и записей с помощью ТСО) – это отсроченное (или ретроспективное) наблюдение.
Кроме фиксации экспериментальных мероприятий, педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Очень важно объективно зафиксировать затруднения и недостатки в реализации экспериментальной системы мер, что позволит уже по ходу эксперимента скорректировать гипотезу, изменить условия, обогатить выводы и рекомендации.

Основные требования к наблюдению: целенаправленность, плановость, систематичность, объективность, обязательность фиксации результатов.

Методы изучения документации и продуктов деятельности. Документы, содержащие текстовую и статистическую информацию о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, чаще используются на предварительных этапах эксперимента, когда необходимо знакомство с исследуемым объектом, а также при подведении итогов – для более полной и объективной интерпретации результатов.

В качестве документов может быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т.д. В условиях школы, ПТУ, вуза важнейшую информацию содержат следующие документы:

· приказы по образовательному учреждению, алфавитные книги, классные журналы, картотеки трудновоспитуемых;

· концепции развития образовательного учреждения, программы, планы: вузовские, общешкольные, методических объединений, классных руководителей, учителей, преподавателей общественных организаций, кружков;

· программы, методические рекомендации, учебные пособия, планы и конспекты занятий, уроков и др. форм учебно-воспитательного процесса:

· отчеты и протоколы: статистические и текстовые, вузовские, общешкольных собраний, заседаний педагогических советов, различных комиссий, родительского комитета, методических объединений, учительских совещаний;

· результаты обобщения передового инновационного опыта, творческие отчеты, разработки по грантам.

Анализ продуктов деятельности учащихся, т.е. результатов их обычной школьной работы, может использоваться на любом этапе эксперимента и служит как самостоятельный источник данных и как дополнительное подтверждение специальных контрольных данных. Изучаются:

· проектные и исследовательские работы, дневники учащихся по проектной деятельности,

· продукты художественно-прикладного творчества;

· продукты технического творчества, различные поделки;

· выступления в органах печати;

· результаты учебного, производительного и обслуживающего труда.

Контент-анализ как метод организации анализа документов. Суть его заключается в том, что в текстах подсчитываются частоты употребления тех или иных терминов, оценок и т.д. и на основании этого делаются выводы, как связаны различные объекты, события, лица. При работе с вещественными атрибутами деятельности учащихся и педагогов необходимо знать, кем, когда, где и с какой целью они были созданы.



















Дата: 2016-10-02, просмотров: 320.