ТЕМА 9. «СУЩНОСТЬ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ЕГО РОЛЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 1. Сущность и формирование культурной и этнической идентичности

Вопрос 2. Сущность этноцентризма

 

Вопрос 1. Сущность и формирование культурной и этнической идентичности

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражается в постепенном стирании культурной самобытности. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиции тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процессы межкультурной коммуникации. Он предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

Этническая идентичность

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, культурные формы жизнедеятельности предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической группе. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными во времени являются устойчивые во времени этносы.

Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира.

В результате усиливается чувство внутригруппого единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности.

Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности.

Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой соци ального положения каждого индивида является его культурная и этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. В процессе повседневной жизни он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.

В определенной степени межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит включение идентичностей друг в друга. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений в коммуникации. Вместе с тем, тот или иной тип идентичности может создавать препятствия для коммуникации. Тем самым идентичность участников коммуникации определяет сферу и содержание их общения. Так, разнообразие этнических идентичностей, являющееся одним из главных оснований межкультурной коммуникации, является одно временно и препятствием для нее.

 

Вопрос 2. Сущность этноцентризма

При контактах с другими народами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и крите рия культурные ценности собственного этносы. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оце нивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые таким образом недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным, и неполноценным по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривается как мера всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

Уничижительное отношение к другим народам и культурам ос новывается на убеждении, что они являются «нечеловеческими», «чужими». Превосходство собственной культуры выглядит естественным и имеет положительную оценку, «чужое» же представляется в странном, неестественном виде. Бесспорная абсолютизация собственной культуры закономерно принижает ценность чужих культур, считая их чужими и низшими. Носители такого типа мировоззрения не осознают, что другие народы развивают свою культуру для того, чтобы сделать осмысленной свою собственную жизнь и установить порядок в своих собственных культурах.

Этноцентристская переоценка собственной культуры встречается у многих народов в разных регионах мира. Высокая оценка собственной культуры и приничижение чужих культур основывается на том обстоятельстве, что многие народы и племена еще на раннем этапе своего развития обозначили себя как «людей», а все, что находилось за пределами их культуры, было обозначено как «нечеловеческое», «варварское».

Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в т ой или иной степени свойственен любой культуре.

Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от носителей своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

Как уже было отмечено, культура любого народа представляет собой сложную систему ценностей. Каждый элемент этой системы имеет определенный смысл для ой или иной социокультурной общности. Смысл, в свою очередь представляет собой элемент сознания индивида, в котором раскрывается сущность изучаемого предмета или явления, его свойства и формы культурной деятельности, его породившие.

В процессе межкультурной коммуникации взаимодействующим сторонам приходится сталкиваться с необходимостью осмысления чужой культуры, что имеет свои особенности. Уже сама установка на осмысление явлений чужой, неизвестной культуры принципиально отличается от осмысления тех или иных явлений своей собственной культуры. В данном случае оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры, поскольку это неизбежно приводит к неадекватным результатам.

Интерпретация чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычным и известным. Такой механизм освоения я чужой культуры придает изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием становится здесь какое-то явление собственной культуры.

Значение этноцентризма для процесса межкультурной коммуникации учеными оценивается неоднозначно. Довольно большая группа исследователей полагает, что этноцентризм в целом представляет собой негативное явление, равнозначное национализму и расизму. Эта оценка этноцентризма проявляется в сочетании с завышенной оценкой собственной группы. Но как любое социальное явление он не может рассматриваться только отрицательно. Хотя этноцентризм часто создает препятствия для МК, но одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Резюме.

В межкультурной коммуникации культурная идентичность обладает двойственной функцией. Она позволяет коммуникантам составить определенное представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, то есть облегчает коммуникацию. Но в то же время быстро проявляется ее ограничительный характер, в соответствии с которым в процессе коммуникации возникают конфликты и конфронтации. Это возникает, прежде всего, из-за высокой оценки собственной культуры и приничижения чужих культур. Такое явление в культурологи получило название этноцентризма.

Значение этноцентризма для межкультурной коммуникации неоднозначно. Хотя он создает препятствия для межкультурной коммуникации, он одновременно выполняет и функцию поддержания идентичности и сохранения целостности группы.

Вопросы на самостоятельное изучение:

1. Личная идентичность.

2. Конфликт культур.

 

Литература:

1. Боноски Ф. Две культуры. – М., 1978.

2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2000.

4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

5. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М., 2004.

 

Контрольные вопросы для практических занятий:

1. В чем заключается сущность культурной идентичности?

2. Раскрыть сущность этнической идентичности. Как она формируется?

3. Как этноцентризм влияет на эффективность межкультурных контактов?

4. Как можно охарактеризовать этноцентризм? Только ли отрицательно?

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 783.