Вопрос 4. Поликультурный мир: конфликт культур и пути его разрешения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый из нас воспитывался в определенной среде, наиболее важные компоненты которой входят составной частью в мироощущение всех членов общества, что представляет собой определенную культуру - важнейшую субстанцию человеческой жизни. Любую национальную культуру как характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности можно охарактеризовать рядом параметров, таких как осознание себя и пространства, отношение ко времени, язык, одежда, еда, поведенческие нормы и т.д. Культура или культурное окружение людей являют собой способ приспособления к существующей физической и биологической среде.

При этом мы живем в поликультурном мире, где каждая культура создает свои табу и ценности, поощряемые и запрещенные нормы по ведения, модели взаимоотношений и где культурно запрограммированный мозг человека игнорирует то, что противоречит данной культуре.

Последнее является определенным препятствием на пути взаимодействия представителей различных культур. Существуют разные формы такого взаимодействия, начиная от туристических поездок и деловых контактов и заканчивая такими сложными процессами, как миграция, эмиграция, временное проживание на другой территории.

Пребывание в чужом обществе обнаруживает трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, вызывает нарушение психического здоровья, психическое потрясение, которое именуется культурным шоком. Культурный шок как состояние, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой (A. Furnham), - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Существует множество способов разрешения конфликта культур. Так, например, американский культурантрополог Ф. Бок описывает четыре способа взаимодействия культур, которые способствуют разрешению конфликта. Первый способ условно называется геттоизацией: когда человек прибывает в другое место проживания, он старается или оказывается вынужден по каким-либо причинам (незнание языка, специфика его вероисповедания и т.д.) избегать всякого соприкосновения с иной культурой), для этого он старается создать собственную культурную среду, живя в окружении соплеменников и отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ - ассимиляция, в процессе которой индивид полностью отказывается от своей культуры и старается усвоить необходимые для жизни нормы поведения в иной культуре. Однако, даже в случае достижения приемлемого уровня повседневной компетенции, велико сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Третий способ - промежуточный, основанный на культурном обмене и взаимодействии, что требует благожелательности и открытости с обеих сторон. Четвертый способ - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, в какой-либо одной из сфер жизни.

Неизбежным условием эффективности общения между представителями различных культур является понимание иных культурных ценностей, ощущений и представлений. Первый шаг к пониманию и признанию существующих культурных различий заключается в том, чтобы развивать культурную терпимость и осознать такое сложное явление, как культура и ее составляющие, поскольку она наделяет людей ощущением идентичности, особенно в плане осознания человеческого поведения и признанных ценностей. Знание культуры позволяет взглянуть на ее представителей изнутри и применять опредеенный набор правил и этикета в соответствии с национальными или местными традициями, нормами, привычками.

Способность проявлять уважение по отношению к другим важная часть успешного общения в любой стране. Какую роль играет возраст при проявлении уважения, какие жесты выражают уважение, какие вопросы считаются личными и что в данной культуре означает «вторжение в личную жизнь», какое значение придается манере речи - эти и многие другие вопросы позволяют выбрать правильную манеру поведения в многонациональном окружении.

Терпимость к неопределенности как способность реагировать на новые, непонятные ситуации, умение справляться с чувствами, которые вызывают в нас непонятное нам поведение, являются важными составляющими процесса адаптации в новом окружении и успешности общения с людьми, имеющими иную систему ценностей.

Способность воздержаться от суждений («не судите, да не судимы будете») и быть объективным, умение относить собственные наблюдения на свой счет, быть менее категоричным в высказываниях и проявлять коммуникативную компетентность (что правильно и верно в одной культуре, порой неправильно и неверно в другой) - все это создает атмосферу доверия и взаимопонимания, что способствует эффективному общению.

Эмпатия как способность поставить себя на место другого, осо бенно в отношениях между людьми разных культур, способствует установлению контакта, индивид обретает возможность интерпретировать и осмысливать жизнь другого, его мотивы и интересы, поступки.

Таким образом, пути разрешения конфликта культур многообразны, для этого необходимо (в частности) быть культурно чуткими, обладать знаниями об иной культуре, активно общаться с представителями иной культуры, признавать, что иная культура - явление комплексное, быть терпимым и с пониманием относиться к другим.

 

Резюме.

Принцип культурного релятивизма очень важен в межкультурной коммуникации, поскольку требует уважения и терпимости к нормам, ценностям и типам поведения чужих культур. Он предполагает практическое отношение к культуре каждого народа, формируя стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования. Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры, человек должен не только понимать ее на рациональном уровне, но и уметь делить с другими людьми свои чувства, то есть воспринимать другую культуру на аффективном уровне.

Но решающим в адаптации человека к чужой культуре является приобретение соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях.

Вопросы на самостоятельное изучение:

1. Сущность функционализма и его значение для межкультурной коммуникации.

2. Интеграция как важнейшая форма аккультурации.

 

Литература:

1. Боноски Ф. Две культуры. – М., 1978.

2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2000.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 1998.

Контрольные вопросы для практических занятий:

1. В чем заключается принцип культурного релятивизма?

2. Раскрыть сущность процесса аккультурации.

3. Каковы форма аккультурации?

4. Каковы результаты аккультурации?

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 257.