Вопрос 2. Сущность процесса аккультурации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурные контакты являются существенными компонентами общения между народами. Поэтому при взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры взаимно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов. Вызванные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры также приспосабливаться ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. Людям, попадающим на короткое время или на более продолжительный срок в чужую культурную среду, требуется адаптация.

В результате этого достаточно сложного процесса человек большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой.

Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительных контактов групп, представляющих разные культуры, который выражается в изменении исходных культурных моделей в обеих группах. При этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности.

Постепенно исследователи ушли от понимании аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентаций, поведения, социальных установок индивида. Теперь термин аккультурация используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой.

Вопрос 3. Формы и результаты аккультурации

В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация наиболее возможных вариантов решения этих проблем дает 4 основных формы аккультурации:

1) Ассимиляция– это вариант аккультурации, при котором че ловек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от норм и ценностей своей культуры.

2) Сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентичности со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.

3) Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой, - отсутствие идентичности с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать свою собственную идентичность и отсутствия интереса к получению новой идентичности.

4) Интеграция представляет собой идентификацию, как со старой, так и с новой культурой.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей формой адаптации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации является достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

Это возможно, если взаимодействующие группы большинства или меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы, которое раньше считалось как затрудняющее процесс аккультурации, сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса.

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды.

Адаптация может привести или не привести к взаимному соот ветствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик – от очень успешного приспособления к новой жизни, до полной неудачи всех попыток этого добиться.

Адаптацию обычно рассматривают в 2 аспектах:

1) Психологическая адаптация – достижение психологического комфорта в рамках новой культуры. Это выражается в четко и ясно сформированном чувстве личной и культурной идентичности.

2) Социальная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные задачи.

Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит ком муникативный процесс. Поэтому процесс аккультурации может рассматриваться как приобретение коммуникативных способностей к новой культуре. В ходе этого процесса личность, используя полученную информацию, адаптируется к новой окружающей среде.

Наиболее фундаментальные изменения происходят, прежде всего, в структуре познания, то есть в той картине мира, через которую люди получают информацию из окружающего мира.

Но решающим в адаптации человека к чужой культуре становится приобретение соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.