Вопрос 1. Этноцентристские этапы усвоения чужой культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Напомним, что под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.

Существует 3 этноцентристских этапа:

Отрицание

Защита

Умаление

Отрицание.Одной из форм этноцентризма является отрицание каких либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существование культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию. Изоляция понимается, прежде всего, как физическая изоляция народов и культур друг от друга. Она очень способствует этноцентризму, ведь если люди не сталкиваются с чужаками, то нет необходимости задумываться о культурных различиях. В наши дни пол ной физической изоляции практически нет, но возможна относительная изоляция. Примером такой изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходства со своей культурой замечают при этом только знакомые предметы. В случае частичной, относительной иоляции культурные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения в процессе восприятия окружающего мира.

Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы.

На первый взгляд, отрицание может показаться очень удачной формой межкультурных контактов. Ведь люди, придерживающиеся этой позиции, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся на расстоянии. Но опасной стороной отрицания является скрытый перевод других, непохожих на себя людей, в другую, более низкую категорию.

Отрицание – привилегия доминантных групп населения.

На стадии отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий: международных вечеров, недель межкультурного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой, культурой, костюмами, кухней. После этого можно сформировать более конкретное понимание существования межкультурных различий.

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием. Первой формой защиты является иффамация (клевета) – негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Движение от диффамации к последующим стадиям затруднено из-за развивающейся ненависти. В таком случае человек приходит к форме превосходства, подчеркивания своего высокого культурного статуса. Естественно все чужое восприни мается чаще всего как имеющие более низкий статус.

Недоминирующие этнические группы и различные национальные меньшинства начинают свой путь развития межкультурной чуткости именно с превосходства и клеветы.

На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые являются общими для взаимодействующих культур, и особенно на то, что есть в них положительного.

Умаление. Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия осознаются и не оцениваются негативно, как это было на стадии защиты. Они становятся чем-то естественным.

Очевидно, что они существуют, но их определяют как что-то незначительное по сравнению со значительно большим культурным сходством. Считается, что можно не обращать внимания на культурные различия. Эта позиция иллюстрируется известным золотым правилом – поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило предполагает, что все люди одинаковы. К сожалению, при всей внешней привлекательности такого подхода, он также остается этноцентристским, поскольку предполагаемые универсальные характеристики людей берутся из своей культуры и означают: «будь как я».

Формой минимизации является физический универсализм, исходящий из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. По этому важно понимать, что, хотя люди имеют схожие физические по требности, их удовлетворение каждый раз происходит в специфическом социальном и культурном контексте. Поэтому на этой стадии важно ознакомить людей с материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения. На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эффективными будут рассказы о собственном опыте межкультурных контактов и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в поведении. Особенно хорошо, если есть возможность в это время устроить встречу с представителями иной культуры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 265.