Вопрос 2. Этнорелятивистские этапы усвоения чужой культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности.

Культурные различия – это не хорошо и не плохо, они просто есть.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как чего-то неизбежного и позитивного. Проходит через адаптацию к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

Таким образом, можно выделить 3 этнорелятивистских этапа в процессе усвоения чужой культуры:

Признание

Адаптация

Интеграция

Признание. На этом этапе существование культурных различий понимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведении, затем – в культурных ценностях.

Самое очевидное различие в поведении – язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начинает осознавать, что языки это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык – это средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как говорим. В то же время идет знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека.

Эта стадия готовит людей к признанию относительности культурных ценностей – главного элемента в воспитании культурной чуткости. На этом этапе происходит признание разных взглядов на мир, являющихся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление чисто челове ческой способности освоения мира. Мы можем делать что-то по-разному, поэтому и ценности у людей могут быть разными.

Адаптация. На стадии адаптации (приспособления) происходит углубление этнорелятивизма.

Адаптация предполагает развитие альтернативный коммуникативных умений и поведенческих моделей. Только сдвинув свои культурные рамки, люди смогут общаться с позиции этнорелятивизма.

Адаптация начинается с эмпатии и заканчивается формированием плюрализма. Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, обретая форму всевозрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, а также повышения чувствительности к разным ситуациям, в которых возможно применение альтернативных культурных ценностей.

Но эмпатия имеет ограниченный характер. Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Также плюрализм демонстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких культурах. Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Фактически результатом плюрализмом является бикультурализм и мультикультурализм.

Интеграция. Она является крайним случаем полного приспособления к чужой культуре, которая начинает осознаваться как своя.

На этой стадии уже можно говорить о формировании мультикультурной личности. Такой человек психологически и социально готов и способен понять множество реальностей. Такая личность способна к обдуманному выбору поступков в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры. В этом случае иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность.

Резюме.

Межкультурный человек – это идеал, к которому нужно стремиться. Процесс психического роста от монокультурного к мультикультурному человеку – это процесс изменения, в котором новые элементы жизни постоянно объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Этот процесс связан с большим стрессом и напряжением из-за необходимости приспособления к давлению окружающей среды. Не все люди способны к этому. Тем не менее, современные исследователи соглашаются с тем, что мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к которому нужно стремиться.

Вопросы на самостоятельное изучение:

1. Психологические механизмы адаптации.

2. Межкультурная личность.

 

Литература:

1. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1993.

3. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. – М., 2000

4. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М., 2004.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 1998.

Контрольные вопросы для практических занятий:

1. В чем заключаются этноцентрические этапы освоения чужой культуры?

2. Назвать три этноцентрических этапа в процессе освоения чу жой культуры и охарактеризовать их.

3. В чем заключаются этнорелятивистские этапы освоения чужой культуры?

4. Назвать три этнорелятивистских этапа в процессе освоения чужой культуры и охарактеризовать их.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 278.