Вопрос 2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стрессогенное влияние новой культуры на человека специалисты называют культурным шоком. Термин «культурного шок» был введен в научный обиход американским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным, или шоковым, с одной стороны, потому, что он неожидан, с другой стороны, потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, также стереотипов поведения, с помощью которых мы можем автоматически действовать в разных ситуациях.

Когда мы оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказывается неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия.

Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть это скрытая часть. Мы осознаем наличие этой скрытой системы контролирующих наше поведения норм и цен ностей лишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт – культурный шок.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследования рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает при этом стресс.

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих фактов. Их можно объединить в 2 группы: внутренние (индивидуальные) и внешние(групповые).

В 1 группе факторов важнейшими является индивидуальные характеристики человека: пол, возраст, черты характера. Ученными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой: профессиональная компетентность, высокая самооценка, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, смелость и настойчивость. Правда, реальная жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех, особенно если ценности чужой культуры сильно отличаются от ценностей своей, т.е. культурная дистанция слишком велика.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок, прежде всего, нужно назвать культурную дистанцию, т.е. степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация.

Сравнительные наблюдения привели ученых к выводу, что представителям близких культур, культурная дистанция между которыми меньше, легче адаптироваться к новой культуре. Понятие «культурная дистанция» фиксирует различия между одними и теми же элементами в разных культурах: климат, одежда, пища, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт, структура семьи и т.д.

На процесс адаптации также влияют особенности собственной культуры, условия страны пребывания.

Разумеется, культурный шок - это сложный и болезненный для человека процесс. Ведь в ходе него идет личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего требуются огромные затраты физических, психологических ресурсов человека, но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому. Главный итог – способность жить в постепенно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.

Резюме.

Зависимость между культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие к разным культурам, обладают разным пониманием и ценностями своей культуры, человек сам определяет какие факты (и в каком свете) оценивать. Это существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур. Культурный шок, как уже отмечалось, это сложный и болезненный для человека процесс. В ходе него идет личностный рост, ломка существующих стереотипов, которые в результате приводят к созданию новой картины мира.

Вопросы на самостоятельное изучение:

1. Оценочные установки (предрассудки).

2. Психологические механизмы культурного шока.

 

Литература:

1. Боноски Ф. Две культуры. – М., 1978.

2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

3. Леонтьев Е.Ф., Тарасов Ю.А. Национально-культурная специфика речевого поведения. – М., 1977.

4. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М., 2004.

Контрольные вопросы для практических занятий:

1. Каково значение стереотипов для межкультурной коммуникации?

2. Какие бывают стереотипы?

3. Раскрыть сущность культурного шока.

4. Назвать факторы, влияющие на глубину и продолжительность культурного шока.

5. Что такое культурная дистанция, какое значение она имеет при межкультурных контактах?

Дата: 2016-10-02, просмотров: 248.