Вопрос 1. Культурные ценности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливости и несправедливости, выбирает, какие элементы культуры важны для жизни, а какие не имеют значения, что для него является важным, а что несущественным. Таким образом, в человеческом сознании образуется категория ценности.

В результате этого формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и значимости. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют собой определенную ценность, на основании которой складывается общее ценностное отношение человека к миру.

Аналогичным образом у каждого народа складывается собственная система ценностных отношений к природе, людям своей и чужой общности, идеям и вещам.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки воз действия. Таким образом, ценность – не вещь, а отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.д. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой.

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей.

Каждая система ценностей имеет большое значение в каждой культуре, поскольку она выступает самым непосредственным и сильным регулятором человеческой деятельности и в соответствии с ней происходит отбор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и поведения.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для че ловека и общества, то это понятие наполняется субъективным содер жанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу и возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и т.д., вплоть до общечеловеческих.

В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, в которой оценивалось бы положительно убийство, воровство, ложь.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять 4 основных сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию, художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации существенное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии, и искусства бытовая культура и сегодня является основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве.

Специфика бытовой культуры в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для МК. Именно быт является хранителем исторической памяти, именно бытовая культура в большей или меньшей степени содержит в себе ценности вечные, общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии. Религии, искусства.

Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не прини маются во внимание – зависит от культуры. Большая часть особенностей своей культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются раз личия в их ценностных ориентациях. Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах можно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентаций партнера.

 

Вопрос 2. Культурные нормы

Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре формируется система долженствований и запретов, которые предписывают, как обязан поступить человек в той или иной ситуации. Это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг с другом младшие и старшие по возрасту, чину, мужчины и женщины и т.д.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает необходимость в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Вначале были правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название «норм». На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное множество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости использования все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали «нравы», которые были предназначены регулировать повседневное поведения людей. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы – это моральные оценки допусти мости тех или иных форм, как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются «обычаи» - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное пове дение в определенных ситуациях.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм – «традиции». Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях. Разновидностью традиции являются «обряды», которые представляют собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, смертью.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является «право», которое представляет собой систему обязательных форм поведения. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Они являются общеобязательными и контролируются государством.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк - от простых запретов до сложной системы социальных институтов. С помощью них регулируются, координируются дей ствия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

Резюме.

Культурные ценности, как уже было отмечено, имеют разное значение в жизни каждого человека и в жизни определенного народа в целом. Какие ценности имеют большое значение, а какие нет – зависит от культуры. Их своеобразие и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Что же касается нормативных регуляторов поведения, то они могут быть как разрешительными, так и запретительными. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

Вопросы на самостоятельное изучение:

1. Социальные роли в различных культурах.

2. Индивидуализм и коллективизм .

Литература:

1. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1993.

3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 1998.

4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

Контрольные вопросы для практических занятий:

1. Определить роль ценностей в жизни каждого человека.

2. Определить роль ценностей в культуре.

3. Что такое «общечеловеческие» ценности?

4. Роль культурных норм в жизни индивида, социума и целой культуры.

5. Дать определение каждому виду культурных норм.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 305.