Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Преимущества сравнительного подхода: 1) возможность получить точную оценку стоимости при наличии сделок с предприятиями-аналогами, 2) учитываются реальные рыночные условия, соотношение спроса и предложения, поскольку сравниваются объект оценки с аналогами, уже купленными

Недостатки сравнительного подхода: 1) учитывается только прошлое предприятия и не учитываются перспективы его развития, 2) очень сложно добыть информацию о сделках с аналогами, их либо просто нет, либо информация не разглашается, 3) снижается точность оценки из-за сильных различий объектов-аналогов (разные отрасли, размеры и пр.).

Сравнительный подход включает в себя три метода: метод отраслевых коэффициентов, метод рынка капитала, метод сделок.

10.4.1 Сравнительный подход: метод отраслевых коэффициентов(соотношений).Метод состоит в анализе сделок по предприятиям и выводе эмпирических зависимостей цены сделки от одного или нескольких показателей предприятий для разных отраслей:

 

ОСа=К Па (10.11)

 

где ОСа - оценка стоимости предприятия А;
  К - эмпирический коэффициент для отрасли, к которой относится А;
  Па - некоторый показатель предприятия А, который через коэффициент К трансформируется в оценку его стоимости.

Отраслевые коэффициенты рассчитываются и публикуются специальными институтами на основе длительных наблюдений за ценами продаж предприятий. Примеры зависимостей по данным развитых стран приведены в таблице 10.4 /9, Есипов, с.105/.

Таблица 10.4 Эмпирические зависимости стоимости различных предприятий от их показателей

Тип предприятия Показатель Коэффициент К
1 рекламное агентство Годовая выручка 0.7
2 бухгалтерская организация Годовая выручка 0.5
3 ресторан Годовая выручка 0.25-0.5
4 туристическое агентство Годовая выручка 0.04-0.1
5 заправочная станция Месячная выручка 1.2-2.0
6 магазин Чистый доход + оборудование+запасы 0.75-1.5
7 машиностроительное предприятие Чистый доход + запасы 1.5-2.5

 

Пример 10.9. Оценить методом отраслевых коэффициентов стоимость автозаправочной станции, её средняя месячная выручка составила 16 млн.руб.

Решение. 1) из таблицы 10.4 для автозаправочных станций выбираем среднее значение коэффициента К=1.6 (станция работает уже 10 лет),

2) оценка стоимости ОС=1.6 16=25.6 млн.руб.

Конец примера 10.9.

Достоинство метода отраслевых коэффициентов - его простота. Недостатки для отечественного бизнеса: 1) большой диапазон значений коэффициентов – низкая точность оценки, 2) отсутствие данных по российским предприятиям, 3) значения коэффициентов зависят от макросостояния экономики.

10.4.2 Сравнительный подход: методы рынка капитала и сделок.Метод рынка капитала основан на сравнении цен на единичную акцию акционерного общества. Метод сделок основан на прямом сравнении оцениваемого предприятия с аналогичными, в отношении которых известна цена контрольного пакета акций или предприятия целиком.

Этапы процесса оценки этими методами совпадают: 1) изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, о которых имеются данные о ценах сделок или котировках акций; 2) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации; 3) расчет оценочных мультипликаторов (см. ниже); 4) применение мультипликаторов оцениваемого предприятия; 5) выбор величины стоимости оцениваемого предприятия.

Различия между методами рынка капитала и сделок отражены в таблице 10.5.

Таблица 10.5 Различия методов рынка капитала и сделок

Фактор Особенности
Метод рынка капитала Метод сделок
1 Исходная информация Цены на единичные акции предприятий-аналогов Цены на контрольные пакеты и предприятия целиком
2 Права на участие в управлении* Цена одной акции не учитывает никаких прав, кроме голосования Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за соответствующие права на участие в управлении
3 Результат оценки Стоимость одной акции или неконтрольного пакета Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом

*по закону об акционерных обществах чем больше акций у акционера, тем больше прав для участия в управлении (контроле).

При внесении корректировок каждый из этих методов позволяет оценить и контрольный, и неконтрольный пакет акций путём прибавления или вычитания премии за права или их отсутствие.

Для получения оценки стоимости предприятия на основе сравнения с аналогами применяют оценочные мультипликаторы - соотношение между ценой и финансовыми показателями:

М= (10.12)

 

где М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый базовый показатель предприятия-аналога.

Применение мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями. Преобразуя формулу, получаем:

 

Ц = М ФБ (10.13)

 

Как видно, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на мультипликатор.

Пример 10.10.Для оценкистоимости предприятия А рассчитать средние значения оценочных мультипликаторов по трём предприятиям-аналогам.

Оценочный мультипликатор Предприятия-аналоги Среднее значение
Б В Г
Цена/чистая прибыль 7,55 6,30 9,26 7,70
Цена/стоимость активов 4,21 5,24 4,29 4,58
Цена/выручка 2,03 3,68 2,87 2,86

 

Пример 10.11.Оценить стоимость предприятия А на основе показателей бухгалтерской отчётности и оценочных мультипликаторов из примера 10.10.(млн.руб).

  Показатель Значение показателя Значение мультипликатора Оценка стоимости предприятия А Весовой коэффициент
Чистая прибыль 7,70 1578,5 0,35
Стоимость активов 4,58 2198,4 0,55
Выручка 2,86 1773,2 0,10
Итого средневзвешенная оценка стоимости предприятия А 1939 млн.руб.

Ответ: стоимость собственного капитала оцениваемого предприятия А сравнительным подходом составила 1939 млн.руб.

Конец примера 10.11.

Вопросы для самоконтроля к 10.4

1. Назовите преимущества и недостатки сравнительного подхода.

2. Раскройте содержание метода отраслевых коэффициентов, его достоинства и недостатки.

3. Что общего и в чём отличие метода рынка капитала и метода сделок?

4. В чём состоит особенность мультипликатора как показателя объекта оценки?

5. Каков алгоритм работы с оценочным мультипликатором при оценке стоимости?


 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.