Преимущества сравнительного подхода: 1) возможность получить точную оценку стоимости при наличии сделок с предприятиями-аналогами, 2) учитываются реальные рыночные условия, соотношение спроса и предложения, поскольку сравниваются объект оценки с аналогами, уже купленными
Недостатки сравнительного подхода: 1) учитывается только прошлое предприятия и не учитываются перспективы его развития, 2) очень сложно добыть информацию о сделках с аналогами, их либо просто нет, либо информация не разглашается, 3) снижается точность оценки из-за сильных различий объектов-аналогов (разные отрасли, размеры и пр.).
Сравнительный подход включает в себя три метода: метод отраслевых коэффициентов, метод рынка капитала, метод сделок.
10.4.1 Сравнительный подход: метод отраслевых коэффициентов(соотношений).Метод состоит в анализе сделок по предприятиям и выводе эмпирических зависимостей цены сделки от одного или нескольких показателей предприятий для разных отраслей:
ОСа=К Па | (10.11) |
где | ОСа | - оценка стоимости предприятия А; |
К | - эмпирический коэффициент для отрасли, к которой относится А; | |
Па | - некоторый показатель предприятия А, который через коэффициент К трансформируется в оценку его стоимости. |
Отраслевые коэффициенты рассчитываются и публикуются специальными институтами на основе длительных наблюдений за ценами продаж предприятий. Примеры зависимостей по данным развитых стран приведены в таблице 10.4 /9, Есипов, с.105/.
Таблица 10.4 Эмпирические зависимости стоимости различных предприятий от их показателей
Тип предприятия | Показатель | Коэффициент К |
1 рекламное агентство | Годовая выручка | 0.7 |
2 бухгалтерская организация | Годовая выручка | 0.5 |
3 ресторан | Годовая выручка | 0.25-0.5 |
4 туристическое агентство | Годовая выручка | 0.04-0.1 |
5 заправочная станция | Месячная выручка | 1.2-2.0 |
6 магазин | Чистый доход + оборудование+запасы | 0.75-1.5 |
7 машиностроительное предприятие | Чистый доход + запасы | 1.5-2.5 |
Пример 10.9. Оценить методом отраслевых коэффициентов стоимость автозаправочной станции, её средняя месячная выручка составила 16 млн.руб.
Решение. 1) из таблицы 10.4 для автозаправочных станций выбираем среднее значение коэффициента К=1.6 (станция работает уже 10 лет),
2) оценка стоимости ОС=1.6 16=25.6 млн.руб.
Конец примера 10.9.
Достоинство метода отраслевых коэффициентов - его простота. Недостатки для отечественного бизнеса: 1) большой диапазон значений коэффициентов – низкая точность оценки, 2) отсутствие данных по российским предприятиям, 3) значения коэффициентов зависят от макросостояния экономики.
10.4.2 Сравнительный подход: методы рынка капитала и сделок.Метод рынка капитала основан на сравнении цен на единичную акцию акционерного общества. Метод сделок основан на прямом сравнении оцениваемого предприятия с аналогичными, в отношении которых известна цена контрольного пакета акций или предприятия целиком.
Этапы процесса оценки этими методами совпадают: 1) изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, о которых имеются данные о ценах сделок или котировках акций; 2) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации; 3) расчет оценочных мультипликаторов (см. ниже); 4) применение мультипликаторов оцениваемого предприятия; 5) выбор величины стоимости оцениваемого предприятия.
Различия между методами рынка капитала и сделок отражены в таблице 10.5.
Таблица 10.5 Различия методов рынка капитала и сделок
Фактор | Особенности | |
Метод рынка капитала | Метод сделок | |
1 Исходная информация | Цены на единичные акции предприятий-аналогов | Цены на контрольные пакеты и предприятия целиком |
2 Права на участие в управлении* | Цена одной акции не учитывает никаких прав, кроме голосования | Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за соответствующие права на участие в управлении |
3 Результат оценки | Стоимость одной акции или неконтрольного пакета | Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом |
*по закону об акционерных обществах чем больше акций у акционера, тем больше прав для участия в управлении (контроле).
При внесении корректировок каждый из этих методов позволяет оценить и контрольный, и неконтрольный пакет акций путём прибавления или вычитания премии за права или их отсутствие.
Для получения оценки стоимости предприятия на основе сравнения с аналогами применяют оценочные мультипликаторы - соотношение между ценой и финансовыми показателями:
М= | (10.12) |
где М — оценочный мультипликатор;
Ц — цена продажи предприятия-аналога;
ФБ — финансовый базовый показатель предприятия-аналога.
Применение мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями. Преобразуя формулу, получаем:
Ц = М ФБ | (10.13) |
Как видно, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на мультипликатор.
Пример 10.10.Для оценкистоимости предприятия А рассчитать средние значения оценочных мультипликаторов по трём предприятиям-аналогам.
Оценочный мультипликатор | Предприятия-аналоги | Среднее значение | ||
Б | В | Г | ||
Цена/чистая прибыль | 7,55 | 6,30 | 9,26 | 7,70 |
Цена/стоимость активов | 4,21 | 5,24 | 4,29 | 4,58 |
Цена/выручка | 2,03 | 3,68 | 2,87 | 2,86 |
Пример 10.11.Оценить стоимость предприятия А на основе показателей бухгалтерской отчётности и оценочных мультипликаторов из примера 10.10.(млн.руб).
Показатель | Значение показателя | Значение мультипликатора | Оценка стоимости предприятия А | Весовой коэффициент |
Чистая прибыль | 7,70 | 1578,5 | 0,35 | |
Стоимость активов | 4,58 | 2198,4 | 0,55 | |
Выручка | 2,86 | 1773,2 | 0,10 | |
Итого средневзвешенная оценка стоимости предприятия А 1939 млн.руб. |
Ответ: стоимость собственного капитала оцениваемого предприятия А сравнительным подходом составила 1939 млн.руб.
Конец примера 10.11.
Вопросы для самоконтроля к 10.4
1. Назовите преимущества и недостатки сравнительного подхода.
2. Раскройте содержание метода отраслевых коэффициентов, его достоинства и недостатки.
3. Что общего и в чём отличие метода рынка капитала и метода сделок?
4. В чём состоит особенность мультипликатора как показателя объекта оценки?
5. Каков алгоритм работы с оценочным мультипликатором при оценке стоимости?
Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.