Оценка и управление предприятием на основе его стоимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия оценки и управления на основе стоимости

 

10.1.1 Основные понятия оценки стоимости предприятия регламентированы федеральными стандартами (ФСО-1 - ФСО-6) и федеральным законом об оценочной деятельности. Рассмотрим эти понятия.

Объекты оценки – это объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте: купля-продажа, наследование, сдача в залог, конфискация, страхование, дарение, внесение в уставный капитал и др. Цена объекта оценки определяется на дату оценки.

Итоговая стоимость объекта оценки – это средневзвешенная оценок, полученных тремя различными подходами: доходным, затратным, сравнительным:

ОС=α1∙ОС1+α2∙ОС2+α3∙ОС3 α1+ α2 +α3 = 1; все αi ≥0 (10.1)

 

где ОС - оценка стоимости объекта итоговая,
  ОСi - оценка стоимости объекта i-м подходом,
  αi – весовой коэффициент, отражает долю в итоговой оценке i-подходом, значение определяется экспертно.

Пример 10.1. Определить итоговую оценку стоимости предприятия (млн.руб), курсив –дано.

Показатель Подход Итого
доходный затратный сравнительный
Оценка стоимости ОС 912 560 810 -
Весовой коэффициент 0.55 0.20 0.25 1.0
Доля стоимости в оценке 501.6 202.5 816.1

Ответ: итоговая оценка стоимости предприятия равна 816.1 млн.руб

Конец примера 10.1.

Рассмотрим первый подход - доходный.Он основан на определении ожидаемых доходов и расходов от использования объекта оценки. Подход применим, когда есть основания для их надёжного прогноза. Этапы реализации подхода:

1) установление прогнозного периода по различным факторам: сроком аренды, исчерпанием полезных ископаемых, прогнозным горизонтом, сроком концессии и т.п.,

2) расчёты прогноза доходов и расходов по интервалам на период прогноза, а также укрупнённо – после этого периода,

3) определение ставки дисконтирования; она отражает доходность вложений в объекты, сопоставимые с объектом оценки по уровню риска,

4) приведение ожидаемых доходов к дате оценки (дисконтирование).

Второй подход - затратный, он основан на принципе замещения: актив стоит не больше, чем составили бы затраты на замещение всех его составных частей (заметим: здесь не учитывается синергетический эффект объекта-системы). Затраты должны учитывать воспроизводство точной копии объекта оценки с учётом применявшихся ранее материалов и технологий. Применение этого подхода обоснованно при оценке: 1) новых предприятий, 2) предприятий, о которых нет ретроспективных данных.

Третий подход – сравнительный.Он основан на принципе замещения: покупатель не купит объект оценки, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью. Подход используется тогда, когда имеется достаточная база данных о сделках с аналогичными объектами. Этапы реализации подхода:

1) выбор объектов-аналогов,

2) выделение показателей для сравнения; например, для квартиры: метраж, число комнат, этаж, район (зона: 1, 2, 3..),

3) построение и вычисление значения выражений для оценки стоимости нашего объекта по каждому объекту-аналогу. Каждое выражение строится как произведение стоимости данного объекта-аналога и поправочных коэффициентов, см. пример 10.2.

4) нахождение среднеарифметической оценки и получение искомой оценки стоимости нашего объекта.

Этапы оценки стоимости объекта в целом тремя подходами:

1) заключение договора на оценку (включает в себя задание на оценку),

2) сбор и анализ информации, необходимой для оценивания,

3) оценивание объекта тремя подходами, в том числе выбор методов, проведение расчётов,

4) согласование (обобщение) трёх результатов оценивания и получение одной итоговой оценки.

Цель оценки стоимости – определить требуемый вид стоимости объекта оценки и её значение.

Федеральные стандарты установили четыре вида стоимости – рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая. Рассмотрим первые три вида стоимости.

Рыночная стоимость -это 1) наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён: 2) на дату оценки 3) на открытом рынке в условиях конкуренции, 4) когда стороны сделки действуют разумно, 5) располагая всей необходимой информацией, 6) а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (например, пожар, банкротство). Перечисленные требования очень важны и часто не выполняются в полной мере.

Инвестиционная стоимость объекта – это стоимость для конкретного субъекта при установленных им целях использования объекта. Действительно, кому-то этот объект не очень нужен в его бизнесе, а кому-то просто необходим. Требование отчуждения на открытом рынке здесь необязательно. Пример инвестиционной стоимости: царь предлагает за коня полцарства.

Ликвидационная стоимость– это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён за срок экспозиции, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, когда продавец вынужден совершить сделку.

Пример 10.2. В 2000-е годы в Калининградской области развился бизнес по заготовке и распиловке леса (на доски, брусья и пр.). Через несколько лет лес для вырубки кончился и предприятия вынуждены были срочно каким то образом ликвидировать свои активы, чтобы заняться другим видом деятельности.

10.1.2 Управление предприятием на основе его стоимости.Становится общепринятым тот факт, что цель деятельности предприятия - повышение его стоимости. Однако реализовать такой подход непросто. Существующие методы финансового анализа не способны ответить на такие ключевые вопросы: 1) какова стоимость, достигнутая предприятием за отчетный период, 2) какова чувствительность стоимости к факторам бизнеса. Поэтому в действительности управление основано на субъективных представлениях менеджеров о влиянии различных факторов бизнеса и показателей деятельности предприятия на его стоимость.

В работе /8, Бочаров/ приведены постулаты стоимостного подхода к управлению (синонимы: оценочный менеджмент, VBM – Value Based Management – менеджмент, основанный на стоимости). Вот некоторые из них.

1) В каждый момент времени у предприятия существует «истинная стоимость».

2) Истинная стоимость равна сумме всех дисконтированных чистых (свободных) денежных потоков, которые будут созданы за всё время существования бизнеса.

3) Дисконтная ставка отражает реально существующие риски отклонения прогнозируемых денежных потоков от реальных (концепция предопределенности будущего).

4) Чистые денежные потоки и дисконтная ставка могут быть оценены лишь приблизительно.

5) Практика показала - этой точности достаточно: 1) для инвестиционных сделок (покупки и продажи бизнеса, привлечения инвестиций, публичного предложения акций – IPO - Initial Public Offering — первичное размещение акций), 2) для повседневного управления бизнесом.

Концепция управления стоимостью компании возникла в начале 80-х годов XX века как продукт стратегического и управленческого консалтинга. В последние десятилетия принципы и методы VBM получили широкое распространение в развитых странах. В начале 2000-х годов появилась новая фаза развития VBM – холистическое (всестороннее, сбалансированное) управление стоимостью (Holistic Value Based Management). Для справки: холи́зм (от греч. - целый, цельный) - философия целостности, которая опирается на слова Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей»; холизм приобрёл важное значение в менеджменте.

Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация методов оценки и анализа результатов деятельности компании. Это выражается в переходе от традиционной бухгалтерской модели предприятия к финансовой (стоимостной).

 

Тестовые задания к 10.1

1) Три подхода, применяемые для оценки объекта в соответствии с федеральным стандартом:

А бухгалтерский

Б доходный

В затратный

Г сравнительный

 

2) Ставка дисконтирования отражает:

А уровень инфляции в стране

Б среднюю ставку по долгосрочным кредитам

Дата: 2016-10-02, просмотров: 183.