Финансовый менеджмент
Учебное пособие
для студентов, обучающихся в бакалавриате
по направлению 38.03.02 Менеджмент
Калининград
Издательство ФГБОУ ВПО «КГТУ»
УДК 658.14(076)
ББК
Рецензенты:
С.В. Саванович, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой маркетинга и логистики БГА РФ |
А.Н. Кохан, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ «КГТУ» |
Крамаренко, И.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студ., обучающихся в бакалавриате по напр. подгот. 38.03.02 «Менеджмент» / И.А. Крамаренко, Ю.Я. Настин. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ, 2015. - ___»
Учебное пособие написано в соответствии с федеральным образовательным стандартом по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент» и утверждённой рабочей программой.
Отличительные особенности пособия: 1) включение в текст значительного числа числовых примеров, 2) завершение подразделов тестовыми заданиями и вопросами для самоконтроля, 3) насыщение текста таблицами и иллюстрациями. Все это призвано помочь в овладении материалом.
Пособие можно рекомендовать не только студентам, но и всем, кто решается освоить эту относительно новую для России область знаний.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры финансов и кредита Института финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «КГТУ» 30.10.2015 г, протокол № 2.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии Института финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «КГТУ» 29.10.2015 г, протокол № 3.
Содержание
Предисловие
1.Сущность и организация финансового менеджмента
1.1 Определение, содержание и цели финансового менеджмента
1.2 Финансы и финансовая деятельность предприятий
1.3 Финансовые рынки и финансовые инструменты
2.Анализ финансового состояния и результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ имущественного положения предприятия
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
2.4 Анализ деловой активности предприятия
2.5 Анализ рентабельности
3.Математические основы и базовые показатели финансового менеджмента
3.1 Задачи начисления процентов
3.2 Влияние инфляции на управление финансами
3.3 Базовые показатели финансового менеджмента
4 Эффект финансового рычага и финансовый риск
4.1 Эффект финансового рычага - 1-я концепция
4.2 Заёмная политика как производная дифференциала, плеча, эффекта финансового рычага и финансового риска
4.3 Эффект финансового рычага (2-я концепция) и финансовый риск
5 Эффект операционного рычага и предпринимательский риск
5.1 Операционный рычаг как метод операционного анализа
5.2 Порог рентабельности и запас финансовой прочности
5.3 Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска
6 Инвестиционная стратегия предприятия и инвестиционный анализ
6.1 Инвестиционная стратегия: понятие, источники финансирования и условия эффективности
6.2 Инвестиционный анализ при формировании финансовой стратегии
7 Финансы маркетинга и принятие ценовых решений
7.1 Влияние уровня цен на эффективность деятельности предприятия
7.2 Особенности ценообразования в различных рыночных условиях
8. Оперативное управление оборотными активами и обязательствами предприятия
8.1 Взаимосвязь операционного и финансового циклов предприятия
8.2 Консервативная и агрессивная политика управления оборотными активами
8.3 Критерии принятия финансовых решений по управлению оборотными активами
9 Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента
9.1 Взаимосвязь инвестиций и финансового состояния предприятия
9.2 Выбор между рентабельностью и ликвидностью с точки зрения стратегии и тактики финансового менеджмента
10 Оценка и управление предприятием на основе его стоимости
10.1 Основные понятия оценки и управления на основе стоимости
10.2 Доходный подход к оценке стоимости предприятия
10.3 Затратный подход к оценке стоимости предприятия
10.4 Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия
Список рекомендуемых источников
Приложение А Ответы к тестовым заданиям
Предисловие
Настоящее пособие написано в соответствии с рабочей программой. Однако следует понимать, что финансовый менеджмент - это практически безграничная область знаний. Перечислим, что с очевидностью должно включаться в неё:
1) Финансовый анализ, который является информационной базой для управления финансами.
2) Многие другие функции управления финансами – помимо анализа: организация, прогнозирование, планирование, контроль и т.д.
3) Управление финансами на различных интервалах: стратегическом, тактическом, оперативном.
4) Особенности управления финансами в очень разных организациях: а) больших и малых, б) принадлежащих разным отраслям экономики, в) осуществляющих различные виды деятельности (например, машиностроительные заводы и банки); г) работающих только на национальном рынке или выходящие и на мировой рынок.
5) Теория финансового механизма управления на предприятии.
6) Теория управления отдельными активами и пассивами с позиции финансов.
7) Элементы финансовой математики.
8) Финансовые рынки (валютные и фондовые биржи и др.).
9) Специальные виды финансового менеджмента: риск-менеджмент, оценка и управление предприятием на основе его стоимости и многое другое.
В той или иной мере мы затронули почти всё из перечисленного.
Несколько слов об особенности изложении. Пожалуй, главная особенность – это насыщенность числовыми примерами. Здесь авторы придерживались выражения Исаака Ньютона: в обучении примеры важнее, чем правила.
Вторая особенность – завершение каждого подраздела вопросами для самоконтроля и завершение примерно половины разделов ещё и тестовыми заданиями. Последние приведены там, где есть недостаток в числовых примерах. В конце пособия даны ответы к тестам.
Третья особенность – насыщение текста графическими образами: таблицами и иллюстрациями, что облегчает освоение дисциплины.
Трудный вопрос, который пришлось решать авторам – выбор системы обозначений: отечественной или англоязычной. Преимущество отдано первой. Однако в некоторых частях пособия использованы ставшие уже традиционными англоязычные обозначения (WACC и т.п.).
Ниже приведены таблицы сокращений и обозначений. Из них видно, что некоторые символы и имена использованы как омонимы: одно имя для нескольких факторов. Эта неопределённость снимается комментарием или самим контекстом.
При написании авторы использовали различные нормативные документы, периодические издания, учебники и учебные пособия. К последним следует отнести в первую очередь: 1) Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой; 2) Смагин В.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие, и многие другие.
Работа над учебным пособием распределилась следующим образом:
· И.А. Крамаренко написала разделы 2, 6, 7, 8, 9.
· Ю.Я. Настин написал введение и разделы 1, 3, 4, 5, 10.
Авторы благодарны всем, кто выскажет замечания и предложения по содержанию и улучшению учебного пособия.
Сокращения и обозначения
Обозначение | Полное название показателя (-лей), комментарий |
А | Активы |
АК | Авансированный капитал |
БРЭИ | Брутто-результат эксплуатации инвестиций (вид прибыли) |
БЦ | Балансовая цена |
В | Выручка (по умолчанию - от реализации продукции) |
Вкр | Выручка критическая (с нулевой прибылью) |
Вфк | Выручка фактическая |
Д | Доходы |
ДИВ | Дивиденды |
ДЗ | Дебиторская задолженность |
ДИФ | Дифференциал |
ДО | Долгосрочные обязательства |
ДС | Денежные средства |
З | Затраты, Запасы |
ЗЗ | Запасы и затраты |
ЗК (ЗС) | Заёмный капитал (средства) |
ЗФП | Запас финансовой прочности |
К | Коэффициент, Капитал, Количество продукции в натуральном выражении |
Кал | Коэффициент абсолютной ликвидности |
КЗ | Кредиторская задолженность |
КМ | Коммерческая маржа (синоним: экономическая рентабельность оборота) |
КО | Краткосрочные обязательства |
КТ | Коэффициент трансформации |
ЛИФО | Последним пришёл, первым ушёл (метод учёта материала) |
Н | Норма |
НДС | Налог на добавленную стоимость, руб (ставка 18%) |
НРЭИ | Нетто-результат эксплуатации инвестиций (синоним: прибыль операционная) |
НК | Налоговый корректор, НК=1-СНП, для России НК=0.80 |
ОбС | Оборотные средства |
ОЦ | Операционный цикл |
ОПП | Объём произведённой продукции (по отпускным ценам) |
П | Прибыль до налогообложения (балансовая или от реализации продукции, Пассив |
ПД | Прибыль До (уплаты процентов и налогов), то же, что Прибыль налогооблагаемая (ПНО), ПНО=НРЭИ-СРСП |
ПО | Период оборота |
ПСЗС | Процентная сумма по заемным средствам (капиталу), руб, ПСЗС=ЗС*СРСП |
ПРУ | Продукция, работы, услуги |
ПСБК | ??????????????????????????????????? |
ПФР | Плечо финансового рычага (ПФР=ЗС/СС) |
ПЧ | Прибыль чистая. Net Income |
Р | Рентабельность, расходы |
РАК, ЭРА | Рентабельность авансированного капитала. Одно и то же. Использовать ЭРА |
РСС | Рентабельность собственных средств (капитала), %, РСС=ПЧ*100/СС |
СВСК | Средневзвешенная стоимость капитала WACC (сюда включается и заёмный капитал) |
СЗК | Стоимость заёмного капитала, Cost of Debt, % за год. В общем виде формулу расчета стоимости заемного капитала можно представить следующим образом: Cost of Debt = kd*(1-T) kd – требуемая ставка доходности; T – ставка налога на прибыль. |
СК, СС | Собственный капитал (средства) |
СОС | Собственные оборотные средства |
СНП | Ставка налога на прибыль, 20% |
СПС | Стоимость потреблённых средств, руб |
ССП | Ставка ссудного процента |
СУНП | Сумма налога на прибыль, руб; СУНП=НРЭИ*СНП |
Т | Период времени, по умолчанию один год. Темп роста, % |
УС | Учётная ставка, % |
ФИФО | Первым пришёл, первым ушёл |
ФМ | Финансовый менеджмент |
ФОТ | Фонд оплаты труда (включая страховые взносы в негосударственные фонды), руб |
ФЦ | Финансовый цикл |
ЧП | Чистая прибыль |
Ц | Цена, руб |
ЭРА | Экономическая рентабельность активов, %; ЭРА=НРЭИ*100% /К |
ЭФР | Эффект финансового рычага, %; ЭФР=(1-СНП)* ДИФ*ПФР |
ЛИФО | LIFO | Последним пришёл, первым ушёл, метод учёта |
НРЭИ | EBIT | Прибыль до уплаты процентов и налогов, Earnings Before Interest and Tax), |
ПЧ | NI | Прибыль чистая. Net Income |
СВСК | WACC | Средневзвешенная стоимость капитала англ. weighted average cost of capital |
ФИФО | FIFO | Первым пришёл, первым ушёл, метод учёта |
Вопросы для самоконтроля к 1.1
1) Дайте определение финансового менеджмента.
2) Назовите три области хозяйственной деятельности предприятия.
3) Назовите четыре системы классификации видов менеджмента, как они связаны с финансовым менеджментом.
4) Как обосновать то, что бюджетирование – это не функция управления, а комплекс задач по управлению финансами?
5) Назовите четыре (или больше) цели финансового менеджмента.
6) Кто такие стейкхолдеры и почему цели их влияния на предприятие не во всём совпадают.
Вопросы для самоконтроля к 1.2.
1) Дайте определение финансам предприятия.
2) Назовите не менее пяти типов субъектов, с которыми у предприятия поддерживаются финансовые отношения.
3) Назовите пять универсальных принципов организации финансов.
4) В чём основное отличие финансовых ресурсов от ресурсов других типов?
5) Покажите многомерность понятия «вес предприятия».
6) Приведите доводы в пользу того, что рентабельность собственного капитала отражает скорость роста предприятия.
7) Докажите, что инвестиционные решения – стратегическая составляющая финансового менеджмента.
Вопросы для самоконтроля к 1.3.
1) Дайте определение финансового рынка.
2) Сколько функций выделяют у финансового рынка, назовите их.
3) Как финансовый рынок минимизирует финансовый и коммерческий риск?
4) Как финансовый рынок ускоряет оборот капитала?
5) Сколько выделяют систем классификации финансовых рынков, перечислите основания для их выделения.
6) На финансовом рынке действуют субъекты из двух групп. Раскройте содержание этих групп.
Вопросы для самоконтроля к 2.1
1) Дайте определение имущественного положения предприятия
2) Назовите основные этапы анализа имущественного положения предприятия
3) Охарактеризуйте методы анализа имущественного положения предприятия
4) Перечислите в чем отличие сравнительного аналитического баланса от обычной формы
5) Назовите основные критерии имущественного положения предприятия
6) Перечислите признаки благополучности имущественного положения предприятия.
Вопросы для самоконтроля к 2.1
1) Назовите показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
2) Дайте определение показателям платежеспособности и ликвидности.
3) Охарактеризуйте взаимосвязь между показателями платежеспособности и ликвидности.
4) Определите принцип группировки активов и пассивов для оценки его ликвидности.
5) Перечислите коэффициенты ликвидности и их нормативные значения.
6) Поясните, о чем свидетельствует нарушение нормативных значений показателей ликвидности.
Вопросы для самоконтроля к 2.3
1) Поясните, что характеризуется показателями финансовой устойчивости предприятия.
2) Перечислите нормальные источники финансирования запасов и затрат.
3) Охарактеризуйте основные типы финансовой устойчивости предприятия.
4) Перечислите основные коэффициенты, характеризующие структуру каптала.
5) Поясните, к каким последствиям для предприятия может привести нарушения нормативных значений коэффициентов структуры капитала.
6) Поясните, что характеризует уровень чистых активов предприятия.
Анализ деловой активности
Деловая активность (или «оборачиваемость») в финансовой деятельности определяется как весь спектр действий, направленных на продвижение данного предприятия во всех сферах: рынок сбыта продукции, финансовая деятельность, рынок труда и т.д.
Деловая активность предприятия — это результативность работы предприятия сравнительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства, проявляющаяся, в скорости оборота его средств. |
Повышение деловой активности любого предприятия проявляется в расширении сферы обслуживания или рынка сбыта, увеличении номенклатуры товаров и услуг и ее успешной реализации, стабильном развитии (профессиональное, личностное развитие) штата работников предприятия, эффективности использования всей базы ресурсов (финансы, персонал, сырье).
Для того, чтобы определить уровень деловой активности предприятия, необходимо провести полноценный грамотный анализ. В данном случае, анализу подвергаются уровни и динамика определенных «финансовых коэффициентов», которые являются показателями достигнутых результатов в деятельности предприятия.
Анализ деловой активности предприятия можно провести по следующим показателям:
Ниже рассмотрим каждую группу показателей подробнее.
1. Оценка деятельности предприятия на качественном уровне предполагает анализ по так называемым «неформализуемым» критериям. Речь идет о сравнении данного предприятия с другими организациями, ведущими свою деятельность в аналогичной отрасли. Подобную информацию можно получить, изучая результаты маркетинговых исследований, анкетирования, опросов. К качественным показателям относятся:
2. Количественная оценка включает в себя анализ по двум направлениям:
Абсолютные показатели деловой активности – это такие величины, которые характеризуют соотношение между двумя основными финансовыми показателями деятельности любого предприятия – величиной вкладываемого капитала, активов и объемом реализации готовых товаров или услуг.
Таким образом, к абсолютным показателям относят:
Анализ этих показателей лучше всего проводить системно (1 раз в квартал, год) для того, чтобы отслеживать любые изменения в динамике и соотносить их с текущей обстановкой на рынке.
Оптимальное соотношение между вышеуказанными показателями можно выразить следующей формулой:
100%< Ta < Tв <Тп | (2.12) |
Где: Та – темп роста активов
Тв – темп роста выручки от реализации
Тп – темп роста прибыли.
Из этой формулы следует, что темпы увеличения прибыли предприятия должны быть выше, чем темпы прироста выручки от реализации и прироста стоимости основного имущества предприятия. Это идеальная теоретическая модель. На практике же ситуация редко укладывается в идеальную формулу. Даже в деятельности самых развитых и стабильных предприятий темп прироста стоимости активов часто превышает темп прироста других показателей. Причинами могут быть:
Все эти мероприятия требуют значительных капиталовложений, которые окупаются только в долгосрочной перспективе.
Пример 2.6Для АО «Авс» на основе примера 2.1 определим деловую активность по показателям таблицы 2.6.
Таблица 2.6 – Показатели для определения деловой активности предприятия
Показатель | Значение показателя (млн.руб) | Темп роста, % | |
На начало года | На конец года | ||
1 активы | 540.0 | 615.0 | |
2 выручка | 810.0 | 984.0 | |
3 прибыль | 117.6 | 130.0 |
Можно сделать вывод, что условие 2.12 выполняется: 100 < 114 < 121 < 130, что свидетельствует о высокой деловой активности.
К относительным показателям деловой активности относят коэффициент устойчивого экономического роста и частные коэффициенты деловой активности., которые показывают скорость оборота различных составляющих капитала: актива и пассива.
Коэффициент устойчивого экономического роста рассчитывается по формуле:
Кур = | (2.13) |
Где: Кур – коэффициент устойчивости экономического роста,
Пивн – реинвестируемая прибыль, руб/г
Дчп – доля дивидендов в чистой прибыли, руб/г
В – выручка, руб/г.
Первое равенство в (2.13) показывает темп прироста собственного капитала только за счёт прибыли, а не заёмных средств (для сравнения: темп роста СК = (СК+Пинв)/СК).
Третье равенство в (2.13) показывает, что скорость экономического роста будет постоянной (устойчивой), если предприятие сохранит внутрифирменную стратегию при следующих неизменных рыночных условиях:
1)доля дивидендов в чистой прибыли, Дчп=пост1
2) структура капитала А/СК=пост2
3) ресурсоотдача (коэффициент трансформации активов) В/А=пост3
4).доля ЧП в выручке ЧП/В=пост4
Факторы экономического роста делят на две группы:
· Финансовые – зависят в основном от финн стратегии: дивидендной политики и приемлемого для предприятия уровня зависимости от заёмного капитала.
· Производственно-рыночные: ресурсоотдачи и доли чистой прибыли в рубле продаж; от умения снижать издержки, избавляться от ненужных активов, от доли рынка, цен на продукцию.
Пример 2.7. Расчеты проводим по данным примера 2.1.
Для АО «Авс» коэффициенты устойчивого экономического роста равны:
Кур.нг = (1- ∙ ∙ ∙
Кур.кг = (1- ∙ ∙ ∙ 0.133 (за год)
Расчеты показали, что коэффициент экономического роста достаточно велики, поэтому предприятие может развиваться без привлечения заёмных средств.
Частные коэффициенты деловой активности; как мы уже отметили выше, показывают скорость оборота различных составляющих капитала: актива и пассива.
1. Период оборота запасов: ПОз = Зп : Зт | (2.14) |
Где ПОз – период оборота запасов, сут
Зп – запасы, руб
Зт – суточные затраты на производство, руб/сут.
2. Период оборота дебиторской задолженности:
ПОдз = Дз : Вдн | (2.15) |
Где ПОдз – период оборота дебиторской задолженности, сут
ДЗ – дебиторская задолженность, руб
Вдн - выручка дневная от реализации, руб/день.
3. Период оборота кредиторской задолженности:
ПОкз = Кз : Зт | (2.16) |
Где ПОкз – период оборота кредиторской задолженности, сут
КЗ – кредиторская задолженность, руб.
4. Период оборота запасов:
ПОа = А : Вдн | (2.17) | |
где ПОа – период оборота активов, сут.
А – активы, руб.
На примере рассчитаем значения показателей деловой активности для предприятия.
Пример 2.8. Исходные данные для расчётов периода оборотов активов
Таблица 2.8 - Показатели оборота капитала для АО «Авс»
Показатель | Формула | Ед. изм | На нач года | На кон года |
1, Выручка от реализации | Млн.р/г | |||
2. Затраты | Млн.р/г | 692.4 | 831.5 | |
3. Суточные затраты на производство и реализацию | п2/360 | Млн.р/д | 1.923 | 2.31 |
4. Запасы | Млн.р | |||
5. Дебиторская задолженность | Млн.р | |||
6. Кредиторская задолженность | Млн.р | |||
Решение | дни | |||
7. Период оборота запасов | п4/п3 | дни | 51.9 | |
8. Период оборота дебиторской задолженности | п5/(п1/360) | дни | 17.8 | 25.6 |
9. Период оборота кредиторской задолженности | п6/п3 | дни | 18.2 | 19.5 |
10. Активы | Млн.р | |||
11.Период оборота активов | П12/(п1/360) | дни | ||
12. Коэффициент трансформации активов | П1/п12 | В год | 1.5 | 1.6 |
Анализ результата расчетов показывает, что у предприятия достаточный уровень деловой активности, запасы оборачиваются за 52 дня, то есть в течение 1 года совершают 7 оборотов (365/5В2). Дебиторская задолженность оборачивается быстрее, чем кредиторская задолженность. Финансовый цикл короче операционного, что говорит о низком уровне риска нарушения деятельности предприятия из-за недостатка финансирования. Однако, стоит обратить внимание на период оборота активов (240 дней) в целях его сокращения.
Тестовые задания к 2.4
1) Повышение деловой активности предприятия проявляется в :
А Увеличении численности персонала при прочих неизменных условиях
Б Увеличении цен на товары и услуги при прочих неизменных условиях
В) Увеличении номенклатуры товаров и услуг при прочих неизменных условиях.
2) К качественным показателям деловой активности не относят:
А) Темп роста рыночной доли предприятия
Б) Уровень спроса на продукцию
В) Уровень импорта запасов в структуре актива.
3) Для оптимального соотношения абсолютных показателей деловой активности характерно:
А) Темп роста активов выше темпов роста прибыли
Б) Темп роста активов выше темпов роста выручки
В) Темп роста выручки ниже темпов роста прибыли.
4) Коэффициент устойчивого экономического роста относится к:
А) К группе качественных показателей деловой активности
Б) К группе относительных показателей деловой активности
В) К группе частных коэффициентов деловой активности.
5) Превышение периода оборота кредиторской задолженности по сравнению с периодом оборота дебиторской задолженности свидетельствует о том, что:
А) Финансовый цикл короче операционного
Б) Операционный цикл выше финансового
В) Финансовый цикл короче производственного.
Вопросы для контроля к 2.4
1) Дайте определение понятия деловой активности.
2) Назовите группы показателей, характеризующие деловую активность предприятия.
3) Что характеризуют абсолютные показатели деловой активности?
4) Перечислите рыночные условия, обеспечивающие устойчивую скорость экономического роста предприятия.
5) Перечислите причины несоответствия темпов роста активов, выручки и прибыли.
6) Установите общий порядок расчета частных коэффициентов деловой активности.
Анализ рентабельности
С деловой активностью тесно связаны показатели рентабельности. Таких показателей много, все они основаны на сопоставлении результата деятельности с уровнем затрат на достижение данного результата. Показатели рентабельности характеризуют окончательные результаты хозяйствования, их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности, который комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к активам или денежным потокам, её формирующим. |
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности можно оценить показателем рентабельность активов Рa, который исчисляется путем отношения чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости активов предприятия Са:
Ра=ЧП : Са | (2.18) |
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, вложенного в производство.
Рентабельность собственного капитала определяется отношением объема чистой прибыли к объему собственного капитала:
Рск=ЧП : Ск | (2.19) |
Рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы чистой прибыли (ЧП) к сумме инвестированного ими капитала (ИК), т.е. среднегодовой сумме собственного капитала (СК) и долгосрочных заемных средств (ДЗС):
Рик= ЧП : ИК = ЧП : (СК+ДЗС) | (2.20) |
Данный показатель дает понятие о том, насколько эффективно менеджмент предприятия инвестирует средства в основную деятельность предприятия.
При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение.
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им
прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как
отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из
которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Одним из способов расчета финансовой рентабельности является расчет по формуле:
Рф=ЧП : СК | (2.21) |
где Rф – финансовая рентабельность;
СК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.
Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции (РРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (Сп):
Ррп = Прп : Сп | (2.22) |
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (Рпр). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации продукции (В):
Рпр=(Прп х Чп) : В | (2.23) |
Этот показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Он используется для контроля над взаимозависимостью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (В) и полной себестоимостью реализованной продукции (СП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:
Рп = (В – Сп) : В | (2.24) |
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
ΔРп = [(В1-Со) : В1] - [Во-Со) : Во] | (2.25) |
Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:
ΔРс= [(В1-С1) : В1] - [В1-Со) : В1] | (2.27) |
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов:
ΔР = Δ Рп + ΔРс | (2.28) |
Рост любого показателя рентабельности зависит от общих экономических явлений и процессов: совершенствования системы управления производством; повышения эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений; индексации оборотных средств и четкого определения источников их формирования; работы предприятия по ресурсосбережению
Рассмотрим на примере изменение за год показателей рентабельности
предприятия.
Пример 2.11. Рассчитаем показатели рентабельности для АО «Абс» по данным таблицы.
Таблица 2.9 - Расчет показателей рентабельности для АО «Абс»
Показатель | Ед измерения | Значение показателя | |
На начало | На конец | ||
Дано | |||
1 Выручка от реализации | Млн.р/г | ||
2 Чистая прибыль | Млн.р/г | 104.5 | |
3 Активы предприятия | Млн.р | ||
4 Собственный капитал предприятия | Млн.р | ||
Решение | |||
5 Рентабельность продаж (п2/п1) | Безразм | 0.1 | 0.106 |
6 Рентабельность активов п2/п3 | Безразм | 0.15 | 0.17 |
7 Рентабельность собственного капитала п2/ Дата: 2016-10-02, просмотров: 253. |