Социальная политика Европейского союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальная политика Европейского союза прошла в своем развитии несколько этапов. По мере расширения сферы её действий возникала необходимость совершенствования механизма функционирования социальной политики, расширения компетенции наднациональных органов, создания новых структур, способных конструктивно ответить на вызовы времени.

В будущем Европейскому союзу придется сталкиваться с рядом проблем, среди которых можно выделить две главные: первая касается расширения компетенции органов ЕС в социальной сфере и увеличения числа социальных институтов коммунитарного уровня, вторая — реализации принципов конвергенции (экономического и социального выравнивания стран-членов ЕС) и гармонизации (сближения национальных систем социальной защиты).

Сейчас реализация задач в социальной области осуществляется при помощи разветвленной структуры институтов, основная функция которых состоит в координации и гармонизации социальной политики, осуществляемой государствами-членами, и в использовании и перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществления социальных программ, представляющих общий интерес для государств-членов и содействующих развитию интеграции в целом.

При осуществлении социальной политики каждый институт ЕС действует в пределах полномочий, которыми наделён в соответствии с основополагающими договорами.

Деятельность Европейской комиссии в социальной сфере включает в себя три основных элемента: внедрение в жизнь документов социальной политики, управление Структурными фондами управление социальным диалогом.

В разработке и осуществлении социальной политики Совету и Комиссии помогает целый ряд органов и специализированных учреждений. Первым среди них следует назвать Экономический и социальный комитет. Хотя он является консультативным органом, без его участия ни Совет, ни Комиссия не принимают соответствующих решений. Ежегодно он представляет этим институтам более 120 заключений.

В ЕС действуют также вспомогательные специализированные структуры в области социальной политики: Европейский центр развития профессиональной подготовки (CODEFOR), Фонд улучшения условий жизни и труда и целая сеть комитетов. Упомянутые организации в определенной мере являются научными центрами, сотрудничающими как с институтами ЕС, так и с государствами-членами. В 1996 г. был учрежден регулярно созываемый Форум по социальной политике.

В последнее время наметилась тенденция к усилению роли коммунитарных институтов ЕС в осуществлении социальной политики, что нашло отражение в значительном расширении их функций в данной области. В их числе: разработка стратегии социального развития ЕС, рамочных программ социальных действий, общих ориентиров; проведение исследований, содействие развитию социального диалога путем организации конференций и иных форм дискуссий при участии представителей Европейского союза предпринимателей; анализ ситуации и контроль за соблюдением согласованного курса и выполнением принятых решений в государствах-членах, а в случае необходимости выработка рекомендаций их правительствам; общая координация действий государств-членов; разработка наднациональных нормативных документов по социальным вопросам и контроль за их имплементацией в национальные законодательства; наконец, разработка и осуществление собственных инициативных программ, финансируемых из бюджета ЕС, за счет кредитов Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) или иных источников.

Кроме того, для проведения в жизнь социальной политики и решения конкретных задач Европейский союз пользуется такими мощными инструментами, как Структурные фонды. В настоящее время действует 5 Структурных фондов, созданных в разное время: Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), секция ориентации ФЕОГА (Фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства), Финансовый фонд ориентации рыболовства и Фонд сплочения.

Целый ряд программ направлен на содействие изменениям в промышленности: ADAPT и ADAPT BIS (адаптация рабочей силы к меняющимся условиям производства).

Положительным моментом этих программ является то, что они охватывают достаточно широкую социальную сферу, но, к сожалению, не всегда носят общезначимый для ЕС характер и зачастую отражают индивидуальные интересы государств-членов.

Вопросы для самоконтроля

1. Правовое регулирование общей аграрной политики и политики в сфере рыболовства.

2. Причины реформирования механизмов общей аграрной политики и политики в сфере рыболовства.

3. Политика развития интермодальных коридоров.

4. Важнейшие направления современной транспортной политики ЕС.

5. Правовое регулирование газоснабжения и нефтеснабжения в ЕС.

6. Основные механизмы Европейского Союза, направленные на реализацию политики в области окружающей среды.

7. Механизм осуществления социальной политики в рамках Европейского союза.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Введение в право Европейского Союза : учеб. пособие для вузов / отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М.: ЭКСМО, 2006. — 365 с.

2. Витвицкая, О. Право Европейского Союза / О. Витвицкая, Г. Горниг. — СПб. : Питер, 2005. — 256 с.

3. Капустин, А. Я. Европейский союз : интеграция и право : Монография / А. Я. Капустин. — М. : Изд-во РУДН, 2000. — 436 с.

4. Лепешков, Ю. А. Европейская интеграция : правовые вопросы : пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право» / Ю. А. Лепешков. — Минск : БГУ, 2008. — 107 с.

5. Марченко, М. Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории : учеб. пособие / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2010 — 432 с.

6. Постовалова, Т. А. Социальное право Европейского Союза / Т. А. Постовалова. — Минск : Тесей, 2007. — 240 с.

7. Право Европейского Союза : Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М. : Юристъ, 2009. — 1054 с.

 

 

ТЕМА 9

Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.