Основные направления развития корпоративного права Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Корпоративное право ЕС — совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансово-правовых, административно-правовых, трудовых, гражданско-правовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле — система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волю ее коллектива и регулирующих различные стороны её деятельности.

Основную роль в выработке и осуществлении политики ЕС в области корпоративного права играют политические институты: Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия.

Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:

1. Законодательное регулирование деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из государств-членов ЕС) и наднациональном (общеевропейском).

2. Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы (например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания — о которых речь пойдет ниже);

3. Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.

Однако все эти процессы осложнены рядом проблем. К примеру, существенным препятствием для европейского законодателя стало то, что в состав ЕС входят государства, принадлежащие к разным правовым семьям: континентальной и англо-саксонской (т. н. прецедентной). Каждая из них имеет свои традиции, отказ или пересмотр которых в пользу общеевропейского интереса проходит весьма болезненно. Многие страны пока не готовы идти на уступки, считая это ущемлением национального интереса.

Несмотря на имеющиеся сложности, ЕС методично осуществляет «приведение к общему знаменателю» законодательств государств и разработку наднациональных актов в области корпоративного права.

Например, основой законодательства о компаниях Великобритании (англо-саксонская правовая система) является «право справедливости» (equity law), которое традиционно предоставляло защиту требованиям о признании решений директоров недействительными на основании их противоречия интересам компании в целом.

Континентальное же право традиционно не признавало иных оснований отмены решений директоров, кроме тех, которые приняты с отступлением от установленной процедуры либо с превышением полномочий.

Принятие Евросоюзом директив по гармонизации акционерного права способно привести к изменениям концепций английского акционерного права, поскольку в Директивах ЕС нет специальных упоминаний об использовании критерия интересов компании для оценки решений ее должностных лиц.

Одним из основных принципов общего (внутреннего) рынка Европейского Союза (далее — ЕС) стала свобода учреждения, предполагающая для граждан государств-членов право проживания и самостоятельной экономической деятельности на всей территории ЕС. Данная свобода действует и применительно к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями, которые, как мы знаем, также признаны субъектами права ЕС. В соответствии со ст. 48 Договора о ЕС «компании и фирмы», созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов, пользуются свободой самостоятельной экономической деятельности наравне с гражданами Союза.

Законодательство ЕС в области корпоративного права обращено к коммерческим юридическим лицам, подпадающим под юрисдикцию одного из государств-членов. Проблема состоит в том, что понятие и признаки юридического лица, равно как и круг субъектов, охватываемых этим понятием, разнятся в зависимости от конкретного национального законодательства.

В Европейском Союзе в качестве объекта гармонизации национального законодательства были избраны торговые товарищества с ограниченной ответственностью, в особенности акционерные общества — вид товариществ, преобладающих в экономике развитых стран. С одной стороны, в абсолютном большинстве случаев именно их деятельность носит трансграничный характер; а с другой стороны, ответственность таких торговых товариществ ограничена лишь уставным капиталом. Важно отметить, что устанавливаемые требования применимы ко всем торговым товариществам, а не только к тем, которые, скажем, участвуют во внешней торговле, имеют иностранных акционеров и др.

Большинство директив применяется к торговым товариществам с ограниченной ответственностью. В их число входят чаще всего три вида товариществ: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и акционерная коммандита.

Все три вида товариществ существуют в правовых системах Германии, Франции, Бельгии и стран юга Европы, тогда как, например, праву Финляндии и Швеции известен лишь один вид акционерного общества. В Нидерландах отдельно регламентирована деятельность закрытых акционерных обществ (аббревиатура: B.N.V.)

Правовое регулирование юридических лиц в праве Европейского Союза в настоящее время носит частичный и вспомогательный характер: оно дополняет по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне. Данная отрасль права Европейского Союза развивается медленно и сталкивается с большим сопротивлением, вызванным, в первую очередь, серьезными расхождениями во внутреннем законодательстве различных государств-членов.

Право Европейского Союза применительно к национальным юридическим лицам носит субсидиарный характер, и основным механизмом его реализации являются директивы, принимаемые на основе вышеупомянутых положений параграфа 2 ст. 44 Договора о ЕС. До того времени, пока юридические лица будут, прежде всего, субъектами национального права и лишь производно — субъектами права Европейского Союза, их регулирование со стороны права ЕС будет сведено к гармонизации регулирования отдельных вопросов или институтов путем издания директив.

Совершенно новым явлением в правовой истории становятся юридические лица, основанные непосредственно на праве Европейского Союза. В основе их легитимации лежат потребности реализации принципов внутреннего рынка, они основываются на специальном регламенте, и в их случае соотношение наднациональных и внутригосударственных норм прямо противоположное. Основное значение здесь получают положения регламентов ЕС, тогда как национальное право регулирует такие новые виды юридических лиц только субсидиарно, в случае прямого указания на такую возможность в регламенте. Принимаемые в рамках, унификации законодательства регламенты ЕС основываются не на каком-либо специальном положении учредительного договора о торговых товариществах или свободе учреждения, а на обшей норме ст. 308 Договора о ЕС.

Основным инструментом регулирования юридических лиц в праве ЕС стали директивы, направленные на гармонизацию национального законодательства. Согласно параграфа 1 ст. 54 Договора о ЕЭС в первоначальной редакции, Совет был уполномочен принять единогласно Общую программу снятия существовавших препятствий свободе учреждения. Такая программа была принята в 1962 г. и предусматривала, в том числе, меры в области корпоративного права.

Всего разработано 14 директив, но в силу вступили 9.

В 1970 году Европейская комиссия предложила принять статут нового наднационального юридического лица — Европейского акционерного общества.

Одновременно с разработкой проектов первых директив о торговых товариществах в 1974 году Европейская комиссия выступила с предложением о придании правового статуса особому виду юридического лица Европейскому объединению с общей экономической целью (ЕОЭЦ), который является наднациональной организационно-правовой формой юридического лица в ЕС.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 319.