К настоящему времени Западная Европа представляет собой регион с наиболее развитыми интеграционными процессами. Исторически сформировавшийся после подписания в 1957 г. Римского договора Европейский Союз (ЕС) превратился к настоящему времени в крупнейший экономический блок, для которого характерны высокий уровень внутрирегиональной торговли и значительные объемы "внешних" экономических связей.
Для понимания сущности, предпосылок и задач единой политики ЕС в области конкуренции необходимо исходить из того объективного фактора, что эта политика представляет собой одно из направлений интеграционной деятельности ЕС.
Начавшаяся в 50-е годы работа по созданию Общего рынка и отсутствие к этому времени в большинстве интегрирующихся стран всеобъемлющих национальных антимонопольных законодательств обусловили необходимость в таком регулировании на наднациональном уровне. В результате в Римском договоре наряду с отраслевыми направлениями интеграции (единая сельскохозяйственная, транспортная, торговая политика) была признана необходимой единая политика в области конкуренции.
В Римском договоре были зафиксированы следующие основные направления конкурентной политики:
1. антикартельное регулирование, направленное на предотвращение действий компаний, создающих барьеры на Общем рынке путем сговора и соглашений ограничительного характера (ст. 85);
2. контроль за деятельностью компаний-монополистов для предупреждения злоупотреблений господствующим положением на рынке (ст. 86);
3. регулирование государственной помощи, оказываемой странами-членами на национальном уровне (ст. 92 — 94).
В первые десятилетия функционирования Европейского Союза (тогда — ЕЭС) главным направлением политики в области конкуренции стало антикартельное регулирование, что объяснялось широким распространением в тот период ограничительной деловой практики предприятий преимущественно в форме тайных сговоров и соглашений. Концентрация производства и капитала не рассматривалась, тогда как серьезная угроза конкуренции. Напротив, в рамках проходящих в то время дискуссий возобладал подход, согласно которому политика конкуренции не должна была препятствовать становлению крупных европейских компаний и их транснациональным слияниям, исходя из соображений более полной эксплуатации эффекта масштаба и более эффективного противостояния внешней конкуренции.
Однако по мере развития интеграционных процессов и укрепления транснациональных связей между предприятиями стран ЕЭС концентрация производства стала принимать все более широкий размах, грозя превратиться в серьезную угрозу конкуренции и эффективному функционированию экономики.
Активизирующееся участие в слияниях крупнейших транснациональных компаний (ТНК) придавало проблеме взаимодействия монополии и конкуренции особую остроту: высокая степень контроля мирового производства, осуществляемого ТНК на основе внутрикорпорационного обмена и координации деятельности с другими крупнейшими компаниями, существенно расширяла возможности применения ими ограничительной деловой практики и нарушения нормальной конкуренции. Все это потребовало создания нового направления конкурентной политики, направленного непосредственно на регулирование концентрации производства. В начале 90-х годов это направление получило свое законодательное оформление.
На современном этапе в ЕС предпринимаются меры для активизации всех направлений единой политики конкуренции. Это объясняется резким обострением конкуренции между компаниями за место на едином обширном рынке ЕС, изменением способов и методов конкурентной борьбы.
В первую очередь, антимонопольная политика направлена на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики.
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.
Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.
Существенной чертой законодательства разных стран в этой области является то, что оно не ограничивает концентрацию и монополизацию, оказывая влияние лишь на некоторые формы этих процессов.
Проведение либерализации рыночных отношений осуществляется за счет создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате:
1. отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений;
2. улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
3. содействия диверсификации производства;
4. поддержки малого бизнеса и венчурных фирм;
5. оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов.
Важно иметь в виду, что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители, которые стремятся защитить себя от законов конкуренции.
Кардинальная реформа правил конкуренции, проводимая в настоящее время Европейской комиссией, направлена на предоставление национальным судебным или антимонопольным органам права самим осуществлять большее количество полномочий в рамках единой антимонопольной политики
Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Сообщества, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка. Необходимость поддержания «конкурентной среды» в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция — необходимый элемент эффективного функционирования рыночной экономики. В одном из докладов Комиссии, посвященном проблемам конкуренции, было отмечено, что конкуренция и лучший стимулятор экономического роста: заставляет предприятия постоянно повышать эффективность производства и тем самым способствует повышению благосостояния граждан, лучшему удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.