Другие институты и консультативные органы Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Произведенные Лиссабонским договором 2007 г. преобразования в правовом положении других институтов (Европейский центральный банк, Счетная палата) и главных консультативных органов ЕС (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) являются более скромными по своим масштабам в сравнении с реформой, которой были подвергнуты политические институты ЕС.

Наиболее заметными среди этих преобразований являются следующие:

1. Европейский центральный банк (ЕЦБ) в соответствии с Лиссабонским договором приобрел статус института Союза, то есть официально признан в качестве одного из ключевых элементов механизма управления ЕС.

Лиссабонский договор изменил порядок формирования Дирекции Европейского центрального банка, являющейся его внутренним органом текущего управления. Весь состав Дирекции (Председатель, Вице-председатель и четыре других члена) отныне должен назначаться не правительствами государств-членов по общему согласию, а Европейским советом на основе квалифицированного большинства (параграф 2 статьи 283 Договора о функционировании ЕС). В принятии соответствующих решений вправе будут участвовать только представители государств-членов, входящих в «зону евро».

2. Статус Счетной палаты как института финансового контроля Европейского Союза оставлен практически в неизменном виде. В ходе работы над проектом Европейской конституции 2004 г. рассматривалось, но не получило поддержки предложение отказаться от системы квот при формировании этого института. Указанная система (одно государство-член один член Счетной палаты) сохранена Лиссабонским договором 2007 г. и для «нового» Союза.

3. Среди двух главных консультативных органов Союза Экономического и социального комитета (в составе представителей различных классов, социальных слоев, профессиональных групп европейского общества) и Комитета регионов (состоящего из представителей местных и региональных властей государств-членов) наиболее существенные новеллы Лиссабонский договор 2007 г. вносит в правовое положение последнего.

Комитет регионов, несмотря на его неоднократные ходатайства, не был признан элементом «институционального механизма» Европейского Союза (остался простым органом ЕС). Несмотря на это данный Комитет приобрел важную дополнительную прерогативу, которая приближает его статус к статусу институтов Союза. Речь идет о праве Комитета регионов обращаться с исками в Суд Европейского Союза, впервые признанном за ним в «новом» ЕС.

Подобные иски могут подаваться Комитетом регионов к другим институтам ЕС с целью защиты своих прерогатив (третий абзац статьи 263 Договора о функционировании ЕС), например, с целью добиться отмены законодательного акта, изданного Европейским парламентом и Советом без проведения консультации с данным Комитетом, когда таковая является обязательной согласно учредительным документам.

Кроме того, в рамках контроля за соблюдением принципа субсидиарности Комитет регионов получил возможность оспаривать в Суде Европейского Союза законодательные акты ЕС, которые, по его мнению, нарушают указанный принцип.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Структура институционного механизма Европейского Союза.

2. Источники правового статуса институтов Европейского Союза.

3. Порядок формирования Европейского парламента.

4. Количественный состав Европейского парламента.

5. Компетенция Европейского парламента.

6. Функции Европейского совета.

7. Состав Совета Европейского Союза.

8. Полномочия Совета Европейского Союза.

9. Порядок формирования Европейской комиссии.

10. Состав Суда Европейского Союза.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Введение в право Европейского Союза : учеб. пособие для вузов / отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М. : ЭКСМО, 2006. — 365 с.

2. Витвицкая, О. Право Европейского Союза / О. Витвицкая, Г. Горниг. — СПб. : Питер, 2005. — 256 с.

3. Капустин, А. Я. Европейский союз : интеграция и право : Монография / А. Я. Капустин. — М. : Изд-во РУДН, 2000. — 436 с.

4. Марченко, М. Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории : учеб. пособие / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2010 — 432 с.

5. Постовалова, Т. А. Социальное право Европейского Союза / Т. А. Постовалова. — Минск : Тесей, 2007. — 240 с.

6. Право Европейского Союза : Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М. : Юристъ, 2009. — 1054 с.

7. Топорнин, Б. Н. Европейское право : Учебник / Б. Н. Топорнин ; Ин-т гос-ва и права РАН. — М. : Юристъ, 2001. — 455 с.

 

 

Тема 7

Правовые основы внутреннего рынка

 

 

Содержание

1.1 Содержание понятия «внутренний рынок»

1.2 Принципы внутреннего рынка

1.3 Свобода движения товаров

1.4 Свобода предоставления и получения услуг

1.5 Внутренний рынок трудовых ресурсов

1.6 Свободное движение капитала и платежей

 

 

Содержание понятия «внутренний рынок»

 

В соответствии со ст. 14 Договора об учреждении Европейского сообщества (ДЕС) под внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок:

1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;

2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы): свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов.

В то же время Договор ко времени появления концепции внутреннего рынка уже содержал в своих положениях концепцию общего рынка. Общий рыноккак средство достижения целей Сообщества изначально был заложен в положениях Римского договора и по сей день представляет собой своего рода ядро интеграционных процессов в рамках Сообществ и Союза.

Договор не содержит определение понятия «общий рынок». Традиционно выделяют три составляющих этого экономического явления:

1. принципы общего рынка (экономические свободы);

2. общие политики, направления деятельности сообщества, обеспечивающие эти принципы (антимонопольная, аграрная, транспортная, социальная и др.);

3. таможенный союз, включая общий таможенный тариф, а также проведение общей торговой политики по отношению к странам.

Следует отметить, что «внутренний рынок» и «общий рынок» являются экономическими концепциями, которые не получили четкого отражения в тексте ДЕС и юридически разграничить их едва ли возможно. Поэтому в юридической практике данные термины рассматриваются как синонимы. Именно такая трактовка дается в решениях Суда ЕС.

Наряду с понятиями «внутренний рынок» и «общий рынок» ДЕС оперирует еще одним созвучным термином — «единый рынок». Договор не содержит определения единого рынка, однако из смысла его положений следует, что единый рынок — понятие нейтральное по отношению к внутреннему и общему рынку.

Единый внутренний рынок в соответствии со ст. 4 ДЕС является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.

Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.