Принципы единого внутреннего рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основу солидного блока законодательства, посвящённого единому внутреннему рынку, положено четыре взаимодополняющих принципа (принцип взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения):

1. Принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов был сформулирован Судом ЕС еще в 1979 г.: государство-член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве-члене.

2. Становление единого внутреннего рынка сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм. Принцип гармонизации был зафиксирован в 1985 г. в сообщении Европейской комиссии «Техническая гармонизация и нормализация: новый подход» и соответствующей резолюции Совета ЕС. Выработку общеевропейских норм доверили трем авторитетным организациям: Европейскому комитету по нормализации — CEN, Европейскому комитету по нормализации в сфере электротехники — Cenelec и Европейскому институту норм в сфере телекоммуникации – ETSI.

Так что к концу 1992 г. партнеры по единому рынку уже работали в рамках гармонизированных во многих сферах стандартов.

3. Статья 30 Договора о ЕС сохранила в распоряжении государств-членов достаточный арсенал мотиваций для ограничения четырех свобод: общественная мораль; защита здоровья и жизни; защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность; защита промышленной или коммерческой собственности. Теоретически такими основаниями можно оправдать практически любой случай протекционизма. Чтобы избежать этого, статья добавляет, что указанные основания не должны являться способами выборочной дискриминации или скрытого ограничения торговли между государствами-членами.

Данный принцип недискриминации фигурирует в практике ЕС с 1974 г. Еще тогда Суд отметил, что правила, принимаемые государствами-членами для защиты своих потребителей, должны быть разумными, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.

4. И последний принцип — принцип страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства.

 

Свобода движения товаров

В основе идеи создания «Общего рынка» ряда государств Западной Европы лежал принцип свободного движения товаров. Основные нормы Римского Договора, касающиеся свободного движения товаров, немногочисленны. Статья 30 Договора гласит: «количественные ограничения на импорт и все меры, имеющие аналогичное действие, без ущерба для последующих положений, запрещаются между государствами-членами». Статья 34 содержит такое же положение относительно экспорта.

В начале нынешнего десятилетия объем внутрирегиональной торговли, реализуемой при успешном посредстве принципа взаимного признания, был равен 430 млрд. евро. В частности, данный принцип обеспечивал примерно 25% объема внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам.

Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере. Как отмечается в одном из официальных отчетов Комиссии, все новые технические правила, выпускаемые в больших количествах государствами-членами с целью усиления контроля (Комиссия получает на экспертизу ежегодно в среднем более 500 таких национальных законодательных инициатив), несут в себе угрозу бесперебойному функционированию внутреннего рынка. Страдает рынок стройматериалов, продуктов, содержащих витаминные добавки, грузового и пассажирского транспорта. Почти все администрации подтверждают, что в их странах существует процедура проверки соответствия и одобрения товара перед его внедрением на рынок. В такой ситуации для экспортеров гораздо проще уйти от трудностей, т. е. адаптировать свою продукцию к требованиям, существующим на целевом рынке, и предпочтениям местных потребителей, чем отстаивать в суде право беспрепятственного допуска на этот рынок.

Чтобы повлиять на ситуацию, институтам ЕС приходится постоянно освежать существующий в данной области правовой пакет. В частности, так появился Регламент Совета № 2679/98 декабря 1998 г. Он создал механизм, позволивший Комиссии с помощью правовых решений достаточно быстро (в течение нескольких дней) предупреждать покушения государств-членов на свободу движения товаров. В свою очередь на помощь производителю пришла марка соответствия, ставшая пропуском в любую точку единого внутреннего рынка.

В 2001 г. появилась Директива 2001/95/EC Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство, устанавливающим санитарные требования и требования безопасности, и не противоречащим статьям 28-30 Договора о ЕС. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС.

В феврале 2007 г. Комиссия выдвинула проект Регламента о новом транспарентном порядке применения национальных технических правил к продукции, выпущенной в коммерческое обращение в другом государстве-члене. Речь здесь главным образом идет о тех технических правилах, которые имеют следствием ограничение поступления иностранной продукции на национальный рынок или изменение ее характеристик.

Проблема толкования и применения государствами основополагающего принципа единого внутреннего рынка так остра, что, независимо от перечисленных инструментов Комиссия считает необходимым выпуск отдельного Регламента о взаимном признании.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 188.