В статье 2 Договора, учреждающего Европейское Сообщество (Договор), указано, что государства-члены поставили перед собой задачу повсеместно содействовать высокому уровню конкурентоспособности, для чего и была создана система, предотвращающая нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке. Сами правила, изложенные в статьях 81, 82 Договора, содержат лишь общие принципы конкурентной политики.
В частности, статьей 81 запрещаются как несовместимые с общим рынком любые соглашения между предприятиями, решения объединений предприятий и любая картельная практика, которые могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и которые имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции в пределах общего рынка. Вместе с тем, если указанные соглашения или практика способствуют улучшению производства, распространению товаров или содействуют техническому или экономическому прогрессу, то они не подпадают под действие установленного запрета. Статья же 82 Договора запрещает как несовместимое с общим рынком в той мере, в которой может пострадать торговля между государствами-членами, злоупотребление предприятием/предприятиями своим доминирующим положением на общем рынке или на существенной его части.
Поскольку изложенные в Договоре принципы не охватывают в полной мере весь спектр отношений в этой отрасли, с целью их воплощения в жизнь и дальнейшего развития Европейской комиссией был принят ряд соответствующих регламентов. В условиях динамичного развития экономических отношений акты Комиссии дополнялись и изменялись, чему немало способствовала судебная практика. Однако через некоторое время стало ясно, что вносить дополнения и изменения уже недостаточно. Поэтому в 2004 году вступили в силу новые Регламенты Комиссии. Среди них Регламент № 1/2003 и Регламент № 139/2004, модернизировавшие законодательство ЕС в сфере конкуренции.
1 мая 2004 года вступил в силу Регламент ЕС № 139/2004 о контроле над концентрацией предприятий (Регламент о слияниях ЕС), заменивший собой Регламент ЕС № 4064/1989. Новый Регламент вносит ряд важных изменений в европейскую систему контроля за слияниями предприятий (относительно юрисдикции, графиков слияния, проведения исследования и пр.).
Согласно статье 1 указанного Регламента, его правила применяются ко всем концентрациям, распространяющимся на Сообщество в целом. Это происходит, если совокупный мировой годовой товарооборот задействованных в слиянии предприятий превышает 5 млрд евро, а совокупный товарооборот в рамках Сообщества каждого из как минимум двух задействованных предприятий превышает 2,5 млрд евро, за исключением, если каждое из задействованных предприятий достигает более двух третей своего годового товарооборота в одной стране ЕС. При этом правила ЕС о концентрации применяются в отношении как резидентов, так и нерезидентов. В таком случае определяющим фактором является превышение установленного товарооборота в странах ЕС.
С другой стороны, концентрация не подпадает под действие Регламента, если:
1. совокупный мировой товарооборот всех задействованных в концентрации предприятий не превышает 2 500 млн евро;
2. в каждом из по крайней мере трёх государств-членов совокупный годовой товарооборот всех задействованных предприятий составляет более 100 млн евро либо в таких странах товарооборот каждого из как минимум двух предприятий превышает 25 млн евро;
3. совокупный товарооборот в рамках Сообщества каждого из по крайней мере двух задействованных предприятий превышает 100 млн евро, за исключением, если каждое из задействованных предприятий достигает более двух третей своего годового товарооборота в одной стране ЕС.
В соответствии со статьей 3 Регламента концентрация — это переход (изменение) контроля над предприятием, произошедшее в результате слияния двух или более ранее независимых предприятий, установление прямого/непрямого контроля над всем или частью одного/нескольких предприятий одним/несколькими лицами, уже контролирующими, по крайней мере, одно из задействованных в концентрации предприятий путем покупки ценных бумаг или активов по контракту или иным образом.
Концентрацией не считаются:
1. нормальная деятельность кредитных, финансовых, страховых организаций по операциям временного приобретения ценных бумаг/активов предприятия с целью перепродажи без осуществления права голоса на основании приобретенных ценных бумаг, а также совершения иных сделок по их отчуждению в течение года с момента приобретения с возможным продлением срока по решению Комиссии;
2. контроль, устанавливаемый должностным лицом по законодательству государства-члена о ликвидации, несостоятельности, прекращении платежей и других аналогичных процедур;
3. операции, обозначенные в пункте «а», осуществляемые финансовыми холдингами согласно специальному законодательству ЕС.
Вопрос о совместимости концентрации отнесен к компетенции Комиссии, которая в результате рассмотрения уведомления (нотификации) о концентрации задействованных предприятий выносит решение о совместимости такой операции с общим рынком и требованиями Договора.
Установление или усиление доминирующего положения более не является единственным критерием, в соответствии с которым принимается решение о совместимости концентрации с общим рынком. Новый Регламент уделяет внимание эффекту слияния, производимому на здоровую конкуренцию на общем рынке или на существенной его части. Он направлен на обеспечение «гибкости» Комиссии при рассмотрении дел и ее возможности действовать в рамках естественной олигополии — формы конкурентной борьбы, в которую вступают лишь несколько предприятий при отсутствии специального соглашения сторон олигополии.
Регламент предусматривает, что участники концентрации могут уведомить Комиссию о принятии на себя конкретных обязательств по воздержанию от действий, способных повлечь за собой ограничение конкуренции. В таком случае Комиссия оценивает подобные обязательства наряду с другими материалами нотифицированной сделки; и если найдет их удовлетворительными и достаточными, то может разрешить концентрацию, даже при наличии определенных признаков ее несовместимости с общим рынком. По результатам исследования Комиссия выносит решение. Для этого ей отводится 25 дней, в течение которых она, в случае необнаружения серьезных сомнений относительно концентрации, должна вынести решение о ее совместимости. Если же у Комиссии возникают такие сомнения, то у нее есть 90 дней для принятия решения.
Регламентом также устанавливаются правила, регулирующие передачу концентраций от Комиссии государствам-членам и наоборот на основе принципа субсидиарности, что адекватно защищает конкурирующие интересы государств-членов.
Кроме того, новым Регламентом Комиссия наделяется правом опрашивать любых лиц и записывать их пояснения при исследовании материалов конкретного дела. Должностные лица также имеют право запрашивать любую информацию, в том числе и конфиденциальную, по рассматриваемому делу и инспектировать помещения предприятий, заявивших о концентрации, за исключением личной собственности (домов) сотрудников. При этом информация, запрашиваемая на стадии, предшествующей нотификации, не подлежит разглашению, а информация, содержащаяся в нотификации и касающаяся принятия решения, должна быть опубликована в официальных изданиях. А вот система расчета штрафных санкций за нарушение конкурентного законодательства ЕС была заменена системой взимания процентов от товарооборота компании.
Вопросы для самоконтроля
1. Антимонопольная политика Европейского Союза..
2. Понятие, цели и задачи европейского права конкуренции
3. Полномочия Европейской комиссии в сфере антимонопольной политики.
4. Понятие и виды коллективных антиконкурентных действий
5. Правила конкуренции, применимые к государствам-членам.
6. Основные направления конкурентной политики, зафиксированные в Римском договоре.
7. Понятие и значение конценрации.
8. Особенности наложения Комиссией штрафных санкций.
Рекомендуемые источники
1. Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообщества о свободе конкуренции [Электронный ресурс] // Моск. гос. юридич. акад. Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза. — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/sistem_ecb.htm. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
2. Договор об образовании Европейского Объединения угля и стали (ЕОУС) (Подписан 18 апреля 1951 г., Париж) [Электронный ресурс] // Санитарные правила и нормы. — Режим доступа: http://www.rakontoj-por-infanoj.com/law/point65617.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
3. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
4. Лепешков, Ю. А. Европейская интеграция: правовые вопросы: пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 0103 «Экономическое право» / Ю. А. Лепешков. — Минск : БГУ, 2008. — 107 с.
5. Лучина, И. В. Право конкуренции Европейского сообщества (ЕС): некоторые вопросы практики применения [Электронный ресурс] / И. В. Лучина // Журнал «Конкуренция.RU» — 2012. — Режим доступа: file://localhost/D:/Мои%20документы/подборка%20статей%20для%20ЭУМК%20Европ.права/журнал.mht. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
6. Регламент Совета № 1435/2003 от 22 июля 2003 г. о статусе Европейского кооперативного общества (OJ 2003 L 207/1) [Электронный ресурс] // СОЮЗ — 2012. — Режим доступа: http://www.ruseu.org/article.php?id=42. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
ТЕМА 10
Дата: 2016-10-02, просмотров: 263.