Энергетическая политика Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы энергетической политики впервые детализированы в договоре ЕС. ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области, хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств. Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. При этом статьи Договора не ущемляют «право государств-членов предпринимать необходимые меры по обеспечению поставок энергоресурсов» (Декларация 20, Ст. 176а).

В настоящее время ситуация, связанная с обеспечением энергией, остается стабильной, а эволюция рынков и техники приобретает новые очертания. Нефть остается самым востребованным сырьем, несмотря на устойчиво высокие цены на нее на мировых рынках. В странах Европы в целом снизился интерес к ядерной энергии, в то же время заметно увеличился интерес к разного рода возобновляемой (чистой) энергии.

Для современной европейской экономики характерен устойчивый рост потребления энергии, которая производится в основном из ископаемых видов топлива (нефть, уголь и природный газ).

Именно они обеспечивают 4/5 общеевропейского энергопотребления, причем почти 2/3 их сегодня импортируются. Только транспортируемый из России природный газ обеспечивает примерно 20% потребления энергии в Европе. И если до 2030 года не будут предприняты радикальные меры по изменению сложившихся тенденций, то доля ископаемых видов топлива в общеевропейском энергопотреблении существенно возрастет. Возможные альтернативные источники расширения импорта включают страны Персидского залива, Центральной Азии.

«Зелёная книга — Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг.

Зелёная книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Основной посыл данной стратегии заключается в том, что Европейский Союз располагает весьма ограниченными возможностями маневра в сфере энергообеспечения, в первую очередь, вследствие недостаточных объемов ресурсов, а в ряде случаев (если, к примеру, речь об угле) — их низкой конкурентоспособностью.

Широкую дискуссию среди европейских специалистов вызвали содержащиеся в Зелёной книге предложения относительно нового подхода к проблеме запасов нефти. Суть предложения по формированию стратегических резервов нефти сводится к гармонизации действий стран-членов Европейского Союза в период возможных топливных кризисов.

Структура поставок природного газа в ЕС в настоящее время выглядит достаточно сбалансировано, ни одной из стран-поставщиков не принадлежит более трети рынка. При этом запасы природного газа основных европейских поставщиков или достаточно истощены, или несопоставимы с запасами российского газа. Например, запасов африканского газа при нынешних темпах отбора хватит более чем на 50 лет, но их объем в несколько раз меньше российских запасов.

Таким образом, ЕС на перспективу необходимо искать нового поставщика газа. Среди них особое место занимает Иран, который по запасам газа лишь немного уступает России.

Как один из путей достижения энергетической безопасности Зеленая книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Важно гарантировать, чтобы рынок распределения топлива оставался открытым для новых операторов, особенно независимых. Либерализация газового сектора откроет новые возможности поставок из стран-претендентов, которые большую часть газа получают из России. Но по оценкам некоторых экспертов, вследствие либерализации внутреннего рынка потребление может возрасти приблизительно на 20 %. Другой фактор риска возникает вследствие возможности предпочтения какого-то одного источника энергии, например, природного газа.

Значительное внимание в Зелёной книге уделено экологическим рискам, вызванным энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ.

Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды.

Одним из весьма эффективных способов решения проблемы спроса являются серьезные усилия по продвижению возобновляемых источников энергии.

В Зелёной Книге проанализированы основные методы получения электроэнергии с использованием в качестве энергоисточников угля, природного газа, нефти, ядерного топлива и возобновляемых источников энергии.

В этой связи в центре внимания европейской общественности остаются проблемы ядерной энергии. Вопросы безопасности функционирования ядерной энергетики в последнее время стали рассматриваться в Европе в качестве обязательной темы межгосударственных переговоров. В частности, Европейская Комиссия настояла на том, чтобы страны-кандидаты на вступление в ЕС, эксплуатирующие ядерные реакторы некоторых устаревших типов, которые не подлежат модернизации за приемлемую цену, взяли на себя обязательство скорейшего вывода их из эксплуатации в соответствии с четким графиком.

В Зелёной книге говорится, что «ЕС располагает многими инструментами, с помощью которых можно прямо или косвенно воздействовать на общую энергетическую политику Евросоюза». Там же подчеркивается важная роль руководящих органов ЕС в предотвращении неблагоприятных для общих интересов и целей последствий противоречивой энергетической политики отдельных стран–членов ЕС. Исходя из общих интересов и целей Союза, ЕС стремится к более тесному сближению и интеграции политики, проводимой на национальных уровнях, и общей энергетической политики Евросоюза. В процессе разработки и принятия решений в области энергетической политики принимают участие практически все руководящие органы ЕС, однако главную роль играет Еврокомиссия, один из членов которой непосредственно отвечает за выработку общей энергетической политики ЕС.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.