Судебная система Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В отличие от реформы политических институтов, осуществленные Лиссабонским договором 2007 г. преобразования в судебной системе Европейского Союза носят более осторожный и ограниченный характер.

Важнейшие изменения, которые претерпела судебная система Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора, заключаются в следующем:

1. В качестве общего наименования европейских органов правосудия введено новое понятие «Суд Европейского Союза». В то же время выражение «Суд Европейского Союза» используется учредительными документами в специфическом смысле, а именно, как собирательное понятие. Под «Судом Европейского Союза» понимается вся система наднациональных органов правосудия ЕС. Эта система сохранит трехзвенный характер: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.

Детальные правила в отношении организации и функционирования судебной системы ЕС изложены в части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании Европейского Союза (статьи 251 — 281) и обновленном Статуте, который отныне именуется «Статут Суда Европейского Союза».

2. По инициативе Польши предусмотрено дальнейшее увеличение числа генеральных адвокатов — особой категории членов Суда (в Трибунале и специализированных трибуналах генеральных адвокатов нет). Генеральные адвокаты Суда осуществляют независимое исследование материалов порученных им дел в целях подготовки мотивированных заключений (статья 252 Договора о функционировании ЕС).

В последние годы число генеральных адвокатов составляло 8 человек, что являлось недостаточным ввиду большого и возрастающего количества поступающих в Суд дел. Совет Европейского Союза по запросу Суда может увеличить указанное количество, однако до сих пор не воспользовался данным полномочием.

В этой связи в специальной декларации, приложенной к Заключительному акту Межправительственной конференции по подготовке Лиссабонского договора 2007 г. (Декларация N 38), государства-члены согласились с возможностью увеличения числа генеральных адвокатов Суда до 11.

Из этого числа, как и в настоящее время, шесть генеральных адвокатов (ранее — пять) будут постоянно являться гражданами крупнейших государств-членов: Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании и впервые — Польши.

Остальные пять вакантных мест генеральных адвокатов в порядке ротации будут заполняться гражданами другие государств-членов.

В отношении членов всех судов Европейского Союза Лиссабонский договор 2007 г. в полной мере сохранил существующие гарантии независимости, порядок назначения (по общему согласию правительств государств-членов, кроме специализированных трибуналов, назначаемых Советом) и срок полномочий (6 лет).

Количество судей также не подвергнуто изменениям: 27 в Суде (по одному от каждого государства-члена), столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы.

3. В целях более профессионального отбора кандидатов в высшие звенья судебной системы ЕС (Суда и Трибунала) предусмотрено учреждение специальной квалификационной коллегии в составе бывших членов этих судов и высших судебных органов государств-членов, а также других высококвалифицированных юристов (статья 255 Договора о функционировании ЕС).

Указанный комитет будет давать заключения о соответствии кандидатов на должности судей и генеральных адвокатов предъявляемым требованиям перед тем, как правительства государств-членов осуществят предусмотренные назначения.

4. Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными документами.

Наиболее серьезным среди этих изъятий служит невключение в юрисдикцию Суда Европейского Союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности (статья 275 Договора о функционировании ЕС). Соответственно, и в дальнейшем Суд Европейского Союза не будет полномочен контролировать правомерность актов Европейского совета и Совета, принимаемых по общеполитическим вопросам международных отношений ЕС (например, правомерность решений о военных операциях и гражданских миссиях Европейского Союза на территории третьих стран, изданных в соответствии со статьей 43 Договора о Европейском Союзе).

5. Важным достижением проекта Европейской конституции 2004 г., подтвержденным Лиссабонским договором 2007 г., стало увеличение прав физических и юридических лиц по обращению за защитой в Суд Европейского Союза.

Речь идет, во-первых, о предоставлении частным лицам возможности оспаривать регламентарные акты ЕС (четвертый абзац статьи 263 Договора о функционировании ЕС), например, регламенты Совета о фиксировании цен на сельскохозяйственную продукцию и о других мерах в сфере общей сельскохозяйственной политики Союза.

Во-вторых, несмотря на исключение общей внешней политики и политики безопасности из юрисдикции Суда Европейского Союза, последний все же уполномочен контролировать правомерность решений, которыми вводятся ограничительные меры против физических и юридических лиц (второй абзац статьи 275 Договора о функционировании ЕС). Например, государственные деятели третьих стран, которым запрещен въезд на территорию ЕС, могут оспаривать подобную меру в Суде Европейского Союза.

6) Наконец, следует отметить предоставленные Лиссабонским договором 2007 г. дополнительные права по наложению штрафных санкций на государства-члены (параграф 3 статьи 260 Договора о функционировании ЕС).

Кроме единовременной суммы (штрафа) или пени, которую Суд Европейского Союза вправе налагать на государства-члены за неисполнение его решений, после вступления в силу Лиссабонского договора он может применять аналогичные меры, если какое-либо государство-член в установленный срок не отчиталось перед Комиссией о мерах по «трансформации» директивы ЕС, то есть о приведении своего национального права в соответствие с основами законодательства Европейского Союза в определенной сфере.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 178.