Понятие рейтинга. Методики рейтинговых оценок. Определение характера кредитных отношений с клиентом на основе результатов анализа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рейтинговая система оценки предусматривает, прежде всего, выбор и обоснование используемой для нее системы показателей и их классификац2ию по группам. Эти группы ранжируются, в зависимости от значимости каждой из них в оценке с позиции банка, предоставляющего ссуду. А при краткосрочном и среднесрочном кредитовании наибольшее значение имеют показатели, характеризующие кредитоспособность и финансовую устойчивость клиента. При долгосрочном кредитовании, проектом финансирования и совместной деятельности приоритетными будут показатели структуры имущества и эффективности деятельности предприятия.

По результатам ранжирования определяются веса этих критериев для оценки полученных фактических показателей. По каждому показателю, включенному в классификационную группу, определяются либо верхние и нижние критериальные границы, либо их оптимальные значения, на основе которых показатели распределяются по классам. В результате сопоставления фактически достигнутого уровня с выбранным критериальным уровнем устанавливается бальная оценка.

В зависимости от количества выбранных баллов предприятие – заемщика относят к определенному классу.

Высший класс образуют заемщики с абсолютно устойчивым финансовым положением, что подтверждается высоким рейтингом, как общим так и по укрупненным группам показателей.

К первому классу относятся заемщики, финансовое состояние которых, в общем, устойчиво, но имеются незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям, ко второму классу – заемщики, имеющие признаки финансовой напряженности, для преодоления которой у предприятия есть потенциальные возможности; к третьему классу – заемщики повышенного риска, способные преодолеть напряженность своего финансового состояния лишь за счет каких-либо радикальных преобразований (приватизации, обновления продукции, реконструкции, диверсификации и др.).; к четвертому классу – заемщики с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

В качестве примера можно привести другую систему оценки кредитоспособности клиента (рейтинговая оценка)

В основе определения класса кредитоспособности клиента лежит материальный уровень показателей и их рейтинг. Особенности организации оборотных средств в нашей стране не позволяют прямо использовать критериальные уровни коэффициентов ликвидности и покрытия, применяемые в мировой практике. Создание шкалы критериальных уровней в стартовой период работы коммерческих банков может опираться на средние величины соответствующих коэффициентов. Они рассчитываются на основе фактических данных однородных предприятий. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения заемщика ко второму классу, выше средних к первому, а ниже средних к третьему. Рейтинг, или значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссу4дном рынке.

Заключительный этап анализа деятельности организации – составление картотеки кредитоспособности и платежеспособности клиентов коммерческого банка, определение характера кредитных и других отношений.

В картотеке определяется окончательный рейтинг предприятия по классу, вытекающему из основных показателей кредитоспособности, а также по дополнительным показателям.

Основными показателями являются выбранные финансовые коэффициенты или коэффициенты денежного потока ((общий денежный поток) / (долговые обязательства)). Дополнительными показателями могут быть также финансовые коэффициенты кредитоспособности, а также показатели, используемые для общеэкономического анализа и платежеспособности предприятия.

Картотека кредитоспособности клиента – основа построения отношений банка с клиентом, предоставления ему кредитных, инвестиционных и прочих услуг. Первоклассные клиенты могут получать от банка льготные, но самые рискованные для банка виды ссуд – контокоррентные, овердрафт, кредит в оборотные средства (по специальному счету) без жесткого ограничения долга размером кредитной линии (лимита), порядок определения и размер процентной ставки, требования банка ко вторичному источнику погашения долга. В результате анализа кредитоспособности и платежеспособности клиента лежат определенные условия кредитования, которые отражаются в кредитном договоре.

Анализ финансовой устойчивости клиента наряду с изучением рынка определяет, какие услуги можно предлагать ему: вид вклада, консультационные, информационные, инвестиционные, посреднические и др. услуги.

Анализ коэффициентов кредитоспособности и денежного потока позволяет определить слабые звенья в управлении организацией, а на этой основе – условия кредитования.

В качестве таких условий на срок кредитования могут быть названы в кредитном договоре следующие:

- Поддержание оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности на определенном уровне

- Доведение коэффициентов ликвидности и автономии до определенного уровня

- Обеспечение прироста собственного капитала и т.д.

 

44.Анализ структуры источников средств банка, капитал банка, порядок его определения.

Задача анализа структуры актива и пассива баланса – обеспечить оптимальную структуру активов и пассивов, позволяющих получить максимальную прибыль при минимальном риске и оптимальной ликвидности.

Пассив баланса, источники средств банка, определяют объем и структуру активов, являются основой всей банковской политики.

Этапы анализа пассивов баланса:

1.Оценит темпы роста пассивов

2.Анализ структуры источников средств банка

3.Анализ структуры собственных средств

4.Анализ структуры привлеченных средств

5.Определение направлений деятельности коммерческого банка по рациональной структуре пассива баланса.

Структура источников средств коммерческого банка:

Собственные средства

2.Обязательства:

- Привлеченные средства

- Заемные средства

Обычно собственные средства составляют 10-20% всех средств, обязательства 80-90%. Анализ структуры пассива баланса начинается с выявления размера собственных средств, определения их доли в общей сумме баланса.

Структура собственных средств:

- Уставный капитал банка за минусом стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров

- Резервный фонд, другие фонды

- Нераспределенная прибыль текущего года и прошлых лет

- Резерв на покрытие кредитных рисков

- Резерв на возможные потери в связи с обесценением ценных бумаг

- Резерв на возможные потери по прочим активам

Анализ собственных средств банка следует начинать с оценки темпов роста по сравнению с прошлым периодом. Рост собственных средств характеризует стремление коммерческого банка обеспечить собственную капитальную базу, а также положительные итоги работы в виде роста прибыли. Следующий этап - оценка состояния собственных средств коммерческого банка и их составляющих. Для этого проводится оценка состава и структуры собственных средств и тенденция изменения каждого элемента по сравнению с предшествующим периодом. Для обеспечения финансовой устойчивости банка важно увеличение наиболее стабильной части собственных средств - уставного капитала и резервного фонда. Величина уставного капитала (минимальный размер) для вновь создаваемых банков регламентируется Банком России. В ходе анализа необходимо сопоставить фактическую сумму с нормативным значением. В практике экономического анализа различают понятия «собственные средства – брутто» и «собственные средства – нетто». Собственные средства-нетто являются составляющей частью собственных средств-брутто и отличаются от них на величину иммобилизации (отвлечения) собственных средств.

Собственные средства–нетто = собственные средства-брутто – иммобилизация (отвлечение) собственных средств.

Отвлеченные средства:

I.Банковские депозиты

II.Инвестиционные активы:

1.Капитализированные активы:

- вложения в основные фонды

- нематериальные активы

2.Финансовые инвестиции:

- участие банка в деятельности др. юр. лиц

Таким образом, собственные средства-нетто выступают в качестве собственных кредитных ресурсов банка.

Для оценки качественного состава собственных средств банка рассчитывают коэффициент иммобилизации.

К иммоб. = Сумма иммобилизации / Величина собственных средств-брутто

Снижение значения этого коэффициента способствует росту доходов банка и наоборот.

Для оценки эффективности использования собственных средств банка может служить коэффициент эффективности.

К эф.с.с. = Величина собственных средств-нетто / Сумма кредитных вложений.

Этот коэффициент характеризует степень участия собственных средств банка в качестве источника кредитных вложений, то есть показывает, сколько приходится собственных средств на 1 руб. кредитных вложений. Чем ближе значение этого коэффициента к 1, тем выше степень покрытия кредитных вложений собственными источниками, а значит, тем ниже плата за привлеченные ресурсы. Кроме того, этот коэффициент определяет степень покрытия собственными средствами возможных убытков в случае банкротства заемщиков.

Собственный капитал коммерческих банков составляет основу его деятельности и является важным источником финансовых ресурсов, поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой устойчивости.

Основные функции собственного капитала:

- Защитная - означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка. Кроме того, сохранение платежеспособности банка обеспечивается частью собственного капитала.

- Оперативная – собственный капитал необходим на начальном этапе работы банка, который используется на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создания финансовых резервов на случай непредвиденных убытков.

- Регулирующая - связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, позволяющими государственным органам осуществлять известный контроль над операциями. Правила, относящиеся к собственному капиталу банка, включают требования минимального капитала, необходимого для получения банковской лицензии, а также регулируют размеры активов (нормативы Банка России).

Существует несколько методик оценки достаточности капитала банка, среди которых наиболее известный метод, входящий в систему CAMELS, разработанную Федеральной резервной системой США.

В соответствии с Базельским соглашением достаточность капитала оценивается с помощью соотношения капиталом первого (основного) и второго (дополнительного) уровней, а также нормативов достаточности, рассчитанных как соотношение основного капитала и совокупного капитала к активам, взвешенным по степени риска.

В соответствии с методикой CAMELS достаточность капитала оценивается по соотношению капитала и активов, взвешенных с учетом риска.

Таким образом, все системы оценки достаточности основываются на определении отношения собственного капитала к активам, взвешенным по уровню риска. Различия состоят в особенностях методики определения размера собственного капитала и в уровне оптимального значения показателя достаточности.

Определить величину капитала банка можно на основании рыночной и бухгалтерской оценок

Бухгалтерская оценка дается на основании данных бухгалтерской отчетности. Для определения величины собственного капитала на основании бухгалтерских данных, в соответствии с Базельским соглашением, необходимо разделить собственный капитал на капитал первого уровня, или основной (базовый) капитал, и капитал второго уровня (дополнительный).

Капитал первого уровня включает:

- Оплаченный акционерный капитал

- Привилегированные некумулятивные акции, бессрочные и срочные

- Раскрытые резервы

- Нераспределенная прибыль прошлых лет

- Обыкновенные акции дочерних консолидированных компаний банка, оплаченные третьими лицами – участниками

Капитал второго уровня (дополнительный капитал) состоит:

- Резервы для переоценки активов в результате колебания курсов валют

- Резервы для переоценки активов в виде ценных бумаг

- Резервы для покрытия убытков, возможных в будущем, но не наблюдающихся в момент оценки. Эти резервы не должны превышать 1,25% суммы активов, взвешенных по степени риска

- Резервы на случай обесценения активов в пределах 1,5% сумм, взвешенных по степени риска активов

- Бессрочные не подлежащие выкупу привилегированные акции

- Бессрочные привилегированные акции, которые могут быть выкуплены на базе опциона эмитента

- Бессрочные субординированные обязательства

- Субординированные обязательства на фиксированный срок

В России расчет капитала банка регламентируется Положением Банка России от 10.02.03 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитной организации». В соответствии с этой методикой капитал подразделяется на основной и дополнительный. Составляющие основного и дополнительного капитала отражены в форме № 0409134 банковской отчетности «Расчет собственных средств (капитала)

Для расче9та коэффициента достаточности Банком международных расчетов рекомендуется вычитать из величины собственного капитала суммы инвестиций в дочерние неконсолидированные компании, кредиты инвестиционного характера (субординированные ссуды) заемщикам, связанным с банком, инвестиции в капитал кредитных организаций, деловую репутацию. В России величины вычитаются в сумме превышения лимитов, установленных нормативами Н 9.1, Н10.1, согласно Инструкции Банка России от16.01. 2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

В соответствии с международными стандартами, соотношение между основным и дополнительным капиталом должно быть в пределах 1:1, т.е. дополнительные элементы не должны превышать основной капитал. Если требование не соблюдается – банк несет повышенный риск потери капитала при неблагоприятной конъюнктуре рынка, поскольку исчезновение текущей прибыли приведет к быстрому расходованию фондов и уменьшению вспомогательного капитала, имеющего большой удельный вес в совокупном капитале.

Соотношение между основным капиталом и активами не должно быть менее 4% и, следовательно, отношение совокупного капитала к активам – не менее 8%. Большая величина показателя достаточности, значительно превышающая норматив, свидетельствует о наличии у банка возможности наращивать объем активных операций с различным уровнем риска. Приближение уровня достаточности капитала к нормативу свидетельствует о необходимости увеличения капитала или реструктуризации портфеля в сторону менее рискованных активов.

В России норматив достаточности отдельно по основному и дополнительному капиталу не установлен. Общий норматив с 1 января 2000г принят на уровне 10% для банков с капиталом от 5 млн. евро и выше и 11% - менее 5 млн. евро.

Однако со второй половины 90-х гг. ХХ в. Базельское соглашение о достаточности капитала во многом перестало соответствовать произошедшим значительным структурным изменениям в банковской деятельности. Последние были обусловлены расширением круга операций банков на рынке производимых финансовых инструментов, где практиковались сложные финансовые технологии управления активами, например секьюритизация, хеджирование активов. В результате, как отмечают эксперты Банка Англии, стандарты достаточности капитала, заложенные в Базельском соглашении от 1988г., не только не содержали, но и косвенно поощряли банки к продаже части высоконадежных кредитов с целью страхования активов.

Второй недостаток Базельского соглашения от 1988г состоял в том, что оно не уделяло достаточного внимания роли залогового обеспечения и производных (деривативных) финансовых инструментов в деле ограничения банковских рисков. Не менее важная проблема уязвимости этого документа была связана с некоторой расширенной трактовкой рисков банковской деятельности. Это означало, что активы проверялись на степень кредитного риска без учета рыночных и операционных рисков банковской деятельности. Указанные и другие явные несоответствия банковской практики и требования надзорных органов побуждали Базельский комитет постоянно вносить поправки в соглашение о достаточности.

С целью решения проблемы соответствия минимальных требований по капиталу новым рискам текущей банковской деятельности Базельский комитет разработал пакет предложений по пересмотру первоначального Базельского соглашения и вынес его на обсуждение мирового банковского сообщества.

Новое Базельское соглашение о достаточности собственного капитала будет введено в действие с 2006г. Новое соглашение предусматривает сохранение в целом положительно зарекомендовавших себя требований к достаточности капитала. Нужно сказать, что коэффициент Кука, определяемый как отношение собственного капитала к совокупности рисков, и минимальный уровень достаточности собственного капитала банка, равный 8%, не претерпели изменений. Однако методика оценки самих рисков была скорректирована с учетом изменившихся природы и характера кредитного риска, а также включения в методику расчета минимальных требований к капиталу по операционным рискам.

Формула расчета коэффициента достаточности капитала банка по новому Базельскому соглашению имеет следующий вид:

К = Собственный капитал / (кредитный риск 6% + операционный риск 1,6% + рыночный риск 0,4%) >= 8%

В отношении измерения кредитного риска новое Базельское соглашение о достаточности капитала предусматривает возможность применения двух базовых подходов: а) стандартизированного, б) основанного на использовании внутренних рейтингов (ОВР- подхода).

Стандартизированный подход. В рамках новой стандартной процедуры кредитные институты все свои активы взвешивают на степень кредитного риска на основании оценок ( внешних рейтингов) международных рейтинговых агентств. В зависимости от группы и категории актива, присвоенного им кредитного рейтинга , определяется достаточность капитала.

В соответствии со вторым подходом банки могут самостоятельно устанавливать рейтинги заемщикам на основе разработанных стандартов и процедур. Данный подход к измерению кредитного риска и оценке достаточности капитала имеет два направления:

- Базовый ОВр-подход

- Прогрессивный подход

Базовый ОВр- подход основан на классификации рисков и вероятности дефолта, устанавливаемых совместно банковским учреждением и национальным надзорным органом для каждого его актива. При этом последствия дефолта, размер возможных потерь, степень подверженности рискам фиксируются и оцениваются в итоге Базельским комитетом.

Прогрессивный подход предоставляет банком возможность самостоятельно определять и регулировать риски при условии, что их системы оценки и управления рисками признаны надзорными органами адекватными.

Второе Базельское соглашение предполагает более либеральный, взвешенный и разносторонний подход к оценке достаточности собственного капитала банка и измерению банковского кредитного риска.

 

Отраслевой анализ.

Этот вид анализа охватывает все уровни управления отраслью – от основного звена предприятия до высшего звена, охватывающего, как правило, отрасль народного хозяйства. При проведения этого анализа используется сводная бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная отчетность. Аналогично межотраслевой анализ.

Оценочный анализ является ретроспективным анализом результатов, осуществленной хозяйственной деятельности, проводимым, как правило, по важнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. О чаще всего поводиться по текущим планово-отчетным периодом работы. Главной задачей ретроспективного анализа – объективная оценка и контроль результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление не использованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производств в будущих периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников.

Оперативный анализ.

Представляет систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс производства для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значении в будущем. Особенность перспективного анализа заключается в рассмотрение явлений и процессов х.з. с позиции будущего, т.е. перспективы развития элементов прошлого и настоящего х.з. в элементы будущего.

 

51.Экономический анализ как функция управления,……

Анализ – это не только вид управленческой деятельности, но и самостоятельная функция управления. Осуществление каждой функции управления в организации должно распределяться между функциональными подразделениями орг-ции, рук-ми, менеджерами разного уровня управления. Реализация контрольной фун-ии в банках закрепляется и между функциональными подразделениями, и в основном за соответствующими контрольными подразделениями (внутреннего контроля, аудита), менеджеры к-ых руководствуются принципами, правилами, инструкциями, процедурами проведения собственно контрольных операций. Анализ же при осуществлении контрольных ф-ций управления используется лишь для изучения тех или иных отдельных сторон деятельности банка. Дать комплексную оценку эффективности деятельности банка в целом в рамках осуществления контрольной ф-ции невозможно. Анализ, как одна из самостоятельных и основных ф-ций управления, предназначен для выявления причин, воздействующих на изменения фин. состояния орг-ции, поиска внутрихозяйственных резервов роста ее экон. потенциала, разработки мероприятий по повышению фин.-экон. эффективности деятельности орг-ции. В основные задачи анализа ф-ций упр-ния входят:

- Выявление соответствия целей управляемого объекта содержанию работ по отдельным ф-циям упр-ния

- Оценка хода выполнения ф-ций

- Оценка соответствия ф-ций структурных подразделений орг-ции ф-ями упр-ния

- Выявление резервов повышения эффективности упр-ния на каждом этапе (в ходе выполнения каждой ф-ции) упр-ния

- Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.